Парадные сени
№86 февраль 2022
Это место является одной из главных достопримечательностей Государственного исторического музея. Однако на протяжении полувека посетители ГИМ не могли любоваться его красотой
До революции посетители входили в здание Исторического музея со стороны Красной площади. Они попадали в Парадные сени музея, где над ними разворачивалась грандиозная панорама всей русской истории, представленная росписью потолка и боковых галерей.
Она была выполнена артелью мастеров под руководством художника Фомы Григорьевича Торопова к открытию музея в июне 1883-го. В 1936–1937 годах роспись забелили, благодаря чему она и сохранилась, а снова стала доступной только во второй половине 1980-х и теперь предстает перед зрителями во всем своем великолепии.
Орлы, львы, единороги
У самого входа над головой посетителей на своде центральной части сеней помещено изображение Георгия Победоносца. Однако это не герб Москвы, который был принят только в марте 1883 года, а герб Московской губернии, утвержденный Александром II в 1856-м. Герб окружают дубовые ветви, увитые андреевской лентой с бантом, а увенчан он императорской короной. Герб должен был символизировать Москву – древнюю столицу Руси, хранящую ее историю и традиции, в отличие от более космополитичного Петербурга.
Далее на своде расположено изображение золотого льва и серебряного единорога, увенчанных императорскими коронами и еще одной такой же короной большего размера. Львы и единороги присутствуют и в оформлении шатровых наверший башен Исторического музея. Эти фигуры выполнены по проектам архитектора Александра Попова и инженера Анатолия Семенова, а сами проекты утверждались группой ученых под руководством Ивана Забелина. Согласно дореволюционному путеводителю «башни музея украшены по рисункам А.П. Попова: а) орлами, по образцам – в книге об избрании и венчании на царство Михаила Федоровича, б) изображениями льва и единорога, взятыми с книжных переплетов XVI–XVII веков Московского Печатного Двора и в) прапорами, наподобие прапоров на Кремлевских башнях и крыльцах храма Василия Блаженного».
Кстати, с росписью галерей Покровского собора (больше известного как собор Василия Блаженного) соотносится и растительный орнамент в оформлении Парадных сеней, который окружает геральдические изображения. Он перекликается и с росписью палат московского Печатного двора, возобновленной в 1875 году.
Лев и единорог отсылают нас к символике московского Печатного двора – первой русской типографии, нынешнее здание которой (построенное в 1810-х) находится на Никольской улице в непосредственной близости от Красной площади и самого Исторического музея. Противостоящие друг другу лев и единорог помещались на переплетах изданий Печатного двора и других предметах, связанных с письмом и книжностью (например, на чернильницах). Они до сих пор присутствуют и на фасаде здания типографии, в котором ныне находится Историко-архивный институт РГГУ.
В 1937 году в Парадных сенях была установлена скульптура Иосифа Сталина, в 1962 году ее сменила скульптура Владимира Ленина. Сейчас сени приобрели первоначальный вид
Родословное древо
Основную часть свода сеней музея украшает масштабная роспись – «Родословное древо государей Российских». Она содержит изображения 68 представителей династий Рюриковичей и Романовых, которые заключены в картуши, соединенные между собой ветвями с листьями и цветами. В основание древа, которое вырастает из круглого каменного обрамления, из двух кувшинов льют воду равноапостольные святые, крестители Руси князь Владимир и княгиня Ольга. По бокам от них стоят святые Борис и Глеб, а далее на стволе и ветвях древа расположены остальные правители России вплоть до Александра III.
Тип такой росписи восходит к известной христианской композиции древа Иессеева, широко распространенной в христианской Европе. На Руси первый дошедший до нас пример этого древа в потолочной росписи – роспись паперти Благовещенского собора Московского Кремля, датируемая серединой XVI века. Тип композиции, где у подножия древа стоят поливающие его основатели царства или династии, представлен на знаменитой иконе Симона Ушакова «Насаждение древа государства Российского, или Похвала иконе "Богоматерь Владимирская"», которая была написана в 1663 году для иконостаса московской церкви Троицы в Никитниках (ныне в собрании Третьяковской галереи). Там Иван Калита и митрополит Петр поливают древо, которое служит обрамлением образа Владимирской Богоматери и демонстрирует духовную генеалогию Московского государства, включающую святых и правителей.
Непосредственным прототипом родословного древа в Историческом музее стала фреска на сводах паперти Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря, который, как известно, служил усыпальницей рода Романовых. Она датируется концом 1680-х годов (мастер Василий Осипов Калашников с артелью). Как и на древе в музее, у основания древа в монастыре – Владимир и Ольга, поливающие корни из кувшинов, а справа и слева от них стоят Борис и Глеб. Далее идет ствол в виде десяти картушей, в которых помещены фигуры князей. Примечательно, что на музейном древе также десять картушей, но два последних звена представлены изображениями императоров и императриц – Александра II с Марией Александровной и Александра III с Марией Федоровной. Да и общее число портретных картушей почти одинаково – 68 в музейном древе и 70 в монастырском.
Герб Московской губернии
Лица России
Создавая музейное древо, художники ориентировались на научную идентификацию персон в монастырской композиции, проведенную известным историком Иваном Снегиревым, поскольку на монастырском древе большинство изображений не подписаны или подписаны ошибочно. На музейном древе центральный ствол составляют изображения тех российских монархов, которые обозначили этапные вехи в истории страны. Это строитель храмов и просветитель Ярослав Мудрый; Всеволод Большое Гнездо, символизирующий Владимирскую Русь; Александр Невский – национальный святой, культ которого имел важнейшее государственное значение; Иван Калита, олицетворяющий историю Московского княжества (в полном соответствии с прозвищем он показан с кошелем-калитой в руке); Дмитрий Донской – собиратель русских земель, положивший начало освобождению из-под власти Орды; Иван Грозный – первый русский царь; Михаил Федорович – первый царь из дома Романовых; Петр Великий – создатель Российской империи; Александр II, при котором был основан Исторический музей; и, наконец, Александр III, августейший покровитель музея, со своей супругой Марией Федоровной. Разумеется, перед нами предстает не буквальная генеалогия российских государей, а лишь обобщенный ее образ, соединение в композиции древа главнейших исторических фигур из двух династий.
Музейное древо имеет несколько важных особенностей. Во-первых, история династий Рюриковичей и Романовых показана здесь в совокупности, что достигается включением в состав изображенных лиц царицы Анастасии Романовой и ее племянника – отца Михаила Федоровича патриарха Филарета. Таким образом, род Романовых представлен естественным продолжением рода Рюриковичей, а вся история России – единым целым.
Во-вторых, древо показывает всю полноту русской истории, без изъятия «неудобных» или неоднозначных фигур. Здесь в числе князей, например, неудачливый претендент на трон Дмитрий Шемяка, а рядом с Петром Великим – его соперница в борьбе за власть царевна Софья. На музейном древе есть и «забытый» император Иоанн Антонович – он даже изображен взрослым бородатым мужчиной в императорской короне и мантии, со скипетром в руке, как если бы он продолжал быть государем, а не был свергнут в годовалом возрасте. Этот подход представлял историю русской монархии во всем ее многообразии, без оценочного и субъективного деления фигур на «положительные» и «отрицательные». Единство истории и ее полнота – вот главные идеи, воплощенные в родословном древе.
Родословное древо государей Российских
Имперское единство
Если центральный свод сеней занят генеалогией, то боковые своды галерей – геральдикой. В начале каждой из них ближе к входу и основанию родословного древа расположены золотые двуглавые орлы, характерные для эпохи конца XV – XVI века. Один орел несет на груди фигурный щиток с изображением в красном поле серебряного единорога, другой – всадника на белом коне. Единорог отсылает к печати Ивана Грозного, где впервые появилась эта эмблема в составе государственного герба. А всадник напоминает облик царя Алексея Михайловича на его серебряном рубле 1654 года, который так и не вошел в широкий обиход. Иными словами, здесь мы снова видим архаичные композиции государственного герба времен Московского царства – царства Рюриковичей, с одной стороны, и царства Романовых – с другой.
Далее на сводах обеих галерей представлены рисунки 50 областных гербов в определенном порядке – справа налево и снизу вверх, как бы обрамляя родословное древо. Это гербы территориальных наименований императорского титула, причем за основу рисунков были взяты губернские гербы из издания «Гербы губерний и областей Российской Империи» (СПб., 1880), носившего официальный характер. Последний вариант императорского титула был утвержден Александром III в июле 1882 года, и территориальные гербы должны были прежде всего отражать этот титул во всей полноте – «Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая».
Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков и директор ГИМ Алексей Левыкин в Парадных сенях музея
Однако в ряде случаев в росписи музейных галерей были допущены неточности и пропуски. А в завершении всей грандиозной геральдической композиции Парадных сеней находились гербы окраинных областей империи, названия которых не входили в титул. Таковы гербы Кубанской, Терской, Тургайской, Акмолинской, Дагестанской и Амурской областей. Среди заключительных гербов был и герб Туркестана, присоединенного к России в 1867 году. Таким образом, создатели геральдической росписи представляли зрителю не только историю русской монархической геральдики, но и всю территориальную полноту империи, ее уникальный символический хронотоп.
Геральдическое, генеалогическое и декоративное оформление Парадных сеней являло собой единое целое, соотносилось во всех своих частях и было исполнено в том неорусском стиле, который остается для нас главным художественным отражением царствования Александра III.
Фото: ©ГИМ, ИЛЬЯ РОССИКОВ
Евгений Пчелов, кандидат исторических наук