Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

В тени дворцовых революций

№86 февраль 2022

Эпоху «между двумя Великими», которая началась после смерти Петра I и завершилась восшествием на престол Екатерины II, принято считать потерянным временем в истории России. Насколько справедлива такая оценка?
 

Конечно, в том же темпе, как это было при Петре Великом, Россия уже не менялась. Но это не означает, что жизнь замерла и до восшествия на трон Екатерины Великой в стране ничего не происходило. Просто многие яркие и действительно знаковые события оказались как бы в тени, с одной стороны, бурного петровского, а с другой – бурного екатерининского времени.

 

«Колумбы росские»

Последним великим начинанием Петра стала Первая Камчатская экспедиция, которую возглавили Витус Беринг и его помощник Алексей Чириков. Уже в пути они узнали о смерти императора, а вернулись в Петербург в самом начале правления Анны Иоанновны.

Империя стремилась познать себя, изучить огромное пространство Русского Севера и Дальнего Востока. Первая русская морская научная экспедиция доказала, что Евразия отделена от Северной Америки проливом. Нашим исследователям – первым в мире – удалось описать западное побережье моря, которое в будущем получит имя командора Беринга.

Не прошло и трех лет, как началась новая, куда более масштабная экспедиция, которую принято называть не только Второй Камчатской, но и Великой Северной. Ее целью стало исследование морского пути от Архангельска до Камчатки, а кроме того, ставился ряд дополнительных задач. Неудивительно, что она проводилась силами девяти отдельных отрядов – морских и сухопутных. Великая Северная экспедиция осталась в истории как широчайшее комплексное научное предприятие, положившее начало изучению Крайнего Севера и продолжившее исследование и освоение Дальнего Востока. Но мы почти не вспоминаем, что продумали и снарядили эту экспедицию при Анне Иоанновне. И здесь неоспоримы заслуги управленцев того времени – президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Николая Головина и обер-секретаря Сената Ивана Кирилова, который наряду с административными делами занимался и наукой, принимал участие в экспедициях и стал автором первого экономико-географического описания нашей страны «Цветущее состояние Всероссийского государства».

За 10 лет – с 1733 по 1743 год – отряды русских первопроходцев совершили целую вереницу открытий: достигли берегов Аляски и самой северной точки Евразии, составили первые описания многих участков побережья Северного Ледовитого океана. После этой масштабной экспедиции карта России обрела почти современный вид. Имена Степана Крашенинникова, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Семена Челюскина навсегда остались в истории русской науки и на карте страны – в ее топонимике.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Литография 1840-х годов

Северная Пальмира

Санкт-Петербург мог бы пополнить число забытых начинаний Петра Великого, если бы не Анна Иоанновна. Юный монарх Петр II со своим двором переехал в Москву, и Анна начинала править в Первопрестольной, поселившись в Измайлове. Невские берега опустели. Но в 1732 году, воплощая мечты Петра I, императрица Анна вернулась в Северную Пальмиру – и столица вновь начала развиваться.

Пожалуй, крупнейший градостроительный проект того времени – трехлучевая система планировки центра Петербурга, которую предложил зодчий Петр Еропкин, а утвердила Анна Иоанновна. Тогда же архитектор Иван Коробов, воспользовавшись набросками Петра Великого, начал строить новое здание Главного Адмиралтейства. Потом его перестраивали при Александре I, но башня с золоченым шпилем, который увенчан короной с трехмачтовым парусником, сохранилась от коробовской композиции и стала одним из символов Северной столицы.

Зодчего и скульптора Бартоломео Карло Растрелли пригласили в Россию еще в 1716 году. Он прибыл в Петербург вместе с юным сыном – тоже Бартоломео, которого в наших краях величали Варфоломеем Варфоломеевичем. Старший Растрелли создал первую конную статую Петра Великого, изобразив его триумфатором, подобным римским цезарям. Уже во времена Елизаветы Петровны эту замечательную скульптуру хотели установить на одной из столичных площадей, но реализовать идею удалось только через много лет после смерти скульптора, при императоре Павле I, перед Михайловским замком.

Более счастливой оказалась творческая судьба его сына. Первое самостоятельное творение – дворец князя Дмитрия Кантемира – Бартоломео Франческо Растрелли создал в годы царствования Анны Иоанновны. Талант зодчего высоко оценил фаворит государыни Эрнст Иоганн Бирон – и Растрелли-младший стал обер-архитектором императорского двора. Свои главные шедевры он создал в елизаветинские времена. Растреллиевские дворцы, напоминающие изделия кондитерского искусства, стали символами русского галантного века – пышного и высокопарного, как торжественная ода в честь воинской победы. Никому не удалось выразить своеобразие этой эпохи в камне точнее, чем русскому итальянцу. Растрелли изучал древнерусское зодчество, увлекался нарышкинским барокко – и его архитектура гармонично сочетается со снежной русской зимой, с ее сугробами и метелями. Объединение московских мотивов с канонами тогдашнего европейского дворцового зодчества нашло отражение и в грандиозном замысле Смольного монастыря, и в праздничных узорах царскосельского Большого и столичного Зимнего дворцов. Именно при Елизавете – во многом стараниями Растрелли – Петербург стал тем блистательным городом, который мы знаем. Барочная архитектура придала ему столичный лоск. До этого императорские резиденции нередко перестраивали и даже разрушали, чтобы на их месте возвести нечто более эффектное. А в царствование Елизаветы Петровны стали строить на века – в дальнейшем архитекторы дополняли образ Северной Пальмиры, сохраняя при этом наследие Растрелли.

 

Цветы Просвещения

Феномен Михаила Ломоносова тоже принадлежит главным образом эпохе «прекрасной Елисавет». Но в своих звучных одах он воспевал всех пришедшихся на его век правителей России – от Анны Иоанновны до Екатерины Великой включительно. Искусные славословия не только позволяли поэту и ученому значительно улучшить свое финансовое положение – они давали возможность добиваться поддержки научных изысканий, преодолевать бюрократические препоны. Именно ему выпала честь совершения первых российских открытий мирового уровня в химии и астрономии. Слава придворного поэта помогла Ломоносову создать хорошо оснащенную химическую лабораторию, в которой он первым в мире читал студентам курс физической химии – «науки, объясняющей на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Обоснование этого научного направления, быть может, главное достижение неуемного ломоносовского гения. В лаборатории ученый провел более 4 тыс. опытов и, кроме прочего, разработал технологию изготовления цветных стекол – прозрачных и непрозрачных, возрождая старинное искусство мозаики.

Вместе с меценатом Иваном Шуваловым Ломоносов подготовил проект об учреждении Московского университета, который был открыт в 1755 году. Их содружеству империя обязана и основанием Академии художеств, где могли получать образование и совершенствовать свое мастерство отечественные художники и скульпторы. В России складывалась собственная школа светской живописи. Заметным событием стало и появление русского фарфора, который получил соученик Ломоносова по Марбургскому университету Дмитрий Виноградов. Первые изделия из «белого злата» он создал в 1746 году, а через 10 лет, построив большой горн, начал выпускать уникальные сервизы и табакерки, которые императрица Елизавета с гордостью дарила иностранным дипломатам. Русский фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу, полученному из отечественного сырья, приближался к китайским канонам. После смерти Виноградова в 1758 году его дело продолжил ученик Никита Воинов.

Вид первого здания Московского университета (слева от Воскресенских ворот) со стороны Красной площади. Гравюра конца XVIII века

Веха в культурной жизни страны – появление национального театра, основателями которого стали ярославский актер Федор Волков и драматург Александр Сумароков, создавший первую русскую трагедию «Хорев». Для них сцена была прежде всего кафедрой, с которой провозглашались идеи Просвещения. В феврале 1755 года в присутствии императрицы Елизаветы прогремела премьера первой русской оперы «Цефал и Прокрис», либретто для которой написал все тот же Сумароков. В главной партии блеснул тенор Гаврила Марцинкевич, не уступавший, по воспоминаниям современников, итальянским вокалистам. В елизаветинские времена в обеих столицах открылись русские театры.

 

Треуголка Фридриха Великого

Петр I создал воинскую державу, и его преемники постоянно думали и о том, как сократить расходы на армию и одновременно увеличить ее мощь. Первое, что для этого необходимо, – учебные заведения для будущих офицеров. Отцом-основателем русских кадетских корпусов по праву считается фельдмаршал Христофор Миних. Доказать состоятельность своей военной доктрины ему удалось во время Русско-турецкой войны 1735–1739 годов. Весной и летом 1736-го войска под командованием Миниха штурмом взяли Перекопскую крепость и заняли столицу Крымского ханства – Бахчисарай. Только нехватка пресной воды и эпидемия заставили фельдмаршала оставить полуостров. Зато русской армии сдалась крепость Азов, а в 1737-м и Очаков. Наконец, в августе 1739 года Миних с минимальными потерями (13 человек убитыми, 54 – ранеными) разбил главные турецкие силы под Ставучанами и занял крепость Хотин. Фельдмаршал готов был продвигаться дальше на юг, но императрица Анна, опасаясь нападения шведов, предпочла подписать с османами мир, вернувший России Азов. Это был своеобразный реванш за неудачный Прутский поход Петра Великого.

А шведам реванш за поражения в Северной войне не удался. В 1741 году Стокгольм объявил России войну, решающие события которой развернулись уже в 1742-м, когда русская армия заняла всю Финляндию, захватив несколько крепостей. В августе следующего года в городке Або (ныне Турку) стороны подписали договор, которым шведы подтверждали положения победного для России Ништадтского мира 1721 года, обязавшись избрать в качестве наследника трона ставленника Петербурга – голштинского регента Адольфа Фридриха. Завершение этой войны ознаменовало начало царствования Елизаветы Петровны, которую Ломоносов прославлял за миролюбие и «возлюбленную тишину».

Но тишина прервалась во время Семилетней войны 1756–1763 годов, когда Россия продемонстрировала Европе боеспособную армию, проявившую стойкость и в генеральных сражениях, и в длительных операциях, таких как осада Кольберга (ныне Колобжег, Польша). Глава артиллерийского ведомства Петр Шувалов оснастил войска новыми орудиями, самыми известными из которых стали «секретная гафуница» и «единорог». Первая пушка, которую прусский король Фридрих II называл «порождением дьявола», имела овальный канал ствола «для пущего разлета картечи». А усовершенствованные «единороги» заряжались в два раза быстрее других орудий того времени. Мощь артиллерии и решительность молодого генерала Петра Румянцева стали залогом победы русской армии в сражении при Гросс-Егерсдорфе, когда фельдмаршал Иоганн фон Левальд рассчитывал разгромить противника, заманив его в лесную ловушку. Кунерсдорфское сражение 1759 года, в котором русско-австрийские войска возглавлял осмотрительный генерал-аншеф Петр Салтыков, обернулось для армии Фридриха II полным разгромом. «К несчастью, я все еще живу. Из 48-тысячной армии у меня не осталось и 3 тыс. человек. Сейчас все бежит, и я уже не властен над своими людьми… Это жесточайшее поражение, мне не пережить его», – в отчаянии писал король своему министру после битвы. В руках Салтыкова осталась треуголка Фридриха II – один из многих трофеев того августовского дня. От окончательной катастрофы великого пруссака спасла только смерть Елизаветы Петровны. Ее преемник Петр II был поклонником Фридриха, и Россия отдала Пруссии все завоевания…

И все-таки именно победы в нескольких кампаниях позволили дипломатам, таким как непримиримые соперники Алексей Бестужев-Рюмин и Михаил Воронцов, к финалу правления Елизаветы вывести Россию на ведущие позиции в Европе. Полководцы и политики того времени создали фундамент для громких военных и политических успехов Екатерины II и ее «орлов».

Треуголка короля Фридриха II, найденная на поле сражения при Кунерсдорфе

 

Что почитать?

Шубинский В.И. Михаил Ломоносов. Всероссийский человек. СПб., 2006

Замостьянов А.А. Фельдмаршал Румянцев. М., 2015 (серия «ЖЗЛ»)

 

 

Лента времени

1725–1730 годы

Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга.

 

14 января 1726 года

Объявление о начале занятий в гимназии и университете при основанной Петром I Академии наук в Санкт-Петербурге.

 

17 февраля 1732 года

Открытие учрежденного по инициативе фельдмаршала Христофора Миниха первого в России кадетского корпуса (Сухопутного шляхетного).

 

1733–1743 годы

Вторая Камчатская (Великая Северная) экспедиция.

 

18 сентября 1739 года

Подписание Белградского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1735–1739 годов. Возвращение в состав России Азова и его окрестностей.

 

7 августа 1743 года

Подписание Абоского мира, завершившего Русско-шведскую войну 1741–1743 годов. Россия получила Кюмменегордскую провинцию и крепость Нейшлот с окрестностями.

Июль 1744 года

Завершение строительства Барнаульского медеплавильного завода Акинфия Демидова, до середины XIX века выплавлявшего 90% всего российского серебра.

 

Январь 1746 года

Получение Дмитрием Виноградовым первых успешных образцов русского фарфора. С его изделий началась история будущего Императорского фарфорового завода.

12 октября 1748 года

Открытие при Академии наук в Санкт-Петербурге первой российской химической лаборатории, основанной Михаилом Ломоносовым.

 

29 июня 1750 года

В Ярославле дала свое дебютное представление первая русская театральная труппа Федора Волкова.

1754–1762 годы

Строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

 

12 января 1755 года

Учреждение Московского университета.

 

1755–1756 годы

Издание двухтомного «Описания земли Камчатки» Степана Крашенинникова – первой монографии, посвященной восточным владениям Российской империи.

 

30 августа 1756 года

Основание в Санкт-Петербурге «русского для представления трагедий и комедий театра», от которого ведет историю труппа Александринского театра.

19 августа 1757 года

Победа русской армии над прусскими войсками в сражении при Гросс-Егерсдорфе.

 

6 ноября 1757 года

Учреждение Академии художеств в Санкт-Петербурге.

 

Январь 1758 года

Население Восточной Пруссии (в том числе философ Иммануил Кант) присягнуло императрице Елизавете Петровне. На пять лет Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи.

 

1 августа 1759 года

Победа русской армии над войсками прусского короля Фридриха II в генеральном сражении при Кунерсдорфе.

 

28 сентября 1760 года

Вступление русской армии в Берлин.

 

26 мая 1761 года

Михаил Ломоносов совершил первое крупное открытие в истории русской астрономии, обнаружив наличие атмосферы у планеты Венера.

 

Фото: LEGION-MEDIA, FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA

Арсений Замостьянов