Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События ноября

№83 ноябрь 2021

 

170 лет назад

Главный маршрут

Открылось регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой

 

Еще в 1837 году в России появилась первая железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село. Этот опыт признали удачным, после чего начались изыскания по проведению линии между Северной столицей и Москвой. Император Николай I подписал указ о строительстве новой железнодорожной магистрали в феврале 1842-го, а в следующем году приступили к реализации масштабного замысла. Петербурго-Московскую магистраль протяженностью 645 км, включившую 34 промежуточных станции и 190 мостов, строили восемь лет. Руководили работами инженеры Павел Мельников и Николай Крафт. Проект двух вокзалов – в Петербурге и Москве – выполнил выдающийся архитектор Константин Тон, прославившийся строительством храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. В августе 1851 года по двухпутной железной дороге прошли пробные поезда, пассажирами которых стали воины-гвардейцы. Три дня спустя из Петербурга в Москву проследовал императорский поезд.

Официальное открытие магистрали состоялось 1 (13) ноября 1851 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала: «1 ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России». Первый «всенародный» поезд, отправившийся в этот день, состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона. Он выехал из Северной столицы в 11:15 и прибыл в Первопрестольную на следующий день в 9:00. Общее время в пути составило 21 час 45 минут. 192 пассажира совершили путешествие «с ветерком». Первоначально железная дорога называлась Петербурго-Московской, но в 1855 году в память о скончавшемся императоре ее переименовали в Николаевскую. Такое же название получили оба вокзала. В 1923 году Николаевская железная дорога стала Октябрьской, и это название сохраняется по сей день.

 

110 лет назад

Спасительный ранец

Изобретен ранцевый парашют

Глеб Котельников не имел инженерного образования. Сын профессора высшей математики и механики, он с детства мечтал об актерской карьере, но окончил артиллерийское училище и стал офицером, а после отставки – служащим акцизного ведомства. Друзья знали, что у скромного мелкого чиновника есть увлечение: в свободное время он конструировал диковинные машины и механизмы – то велосипед с парусом, то разливочный аппарат для винокуренного завода… Изобретатель часто бывал на авиационных представлениях, изучал строение аэроплана. Осенью 1910 года на его глазах во время показательного полета погиб авиатор Лев Мациевич. Котельников вспоминал: «Гибель молодого летчика в тот памятный день настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». В начале ХХ века в ходу были зонтичные парашюты, которые прикрепляли к аэропланам. Тяжелые, громоздкие, они зачастую ломались, да и раскрыть их в трудную минуту было непросто. Авиаторы их не любили. Котельников предложил принципиально иную модель парашюта. На изобретение его натолкнула одна женщина: в театре из маленькой сумочки она достала широкую шелковую шаль. Котельников понял: материалом должен быть не тяжелый лен, а тонкий шелк. Первым в мире он уложил парашют из китайского шелка в небольшой заплечный ранец, крепившийся к спине авиатора. На дне ранца располагались сильные пружины, которые моментально выбрасывали шелковый купол наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. 27 октября (9 ноября) 1911 года после успешных испытаний с манекенами Котельников подал патентную заявку на изобретение в промышленный отдел Министерства торговли. Легкость и прочность – эти качества стали главными для ранцевого парашюта. Парашют РК-1 («Русский, Котельникова») показал себя как лучшее средство спасения летчиков в годы Первой мировой войны. Его использовали и англичане, и французы. Почти все последующие модели парашютов основывались на принципе, открытом русским изобретателем. Не устарел он и в наше время.

 

 

105 лет назад

«Глупость или измена?»

Павел Милюков с думской трибуны обвинил правительство в развале воюющей страны

Выступление лидера кадетской партии не было импровизацией. За месяц до открытия пятой сессии Четвертой Государственной Думы представители Прогрессивного блока, работая над текстом своей декларации правительству Бориса Штюрмера, слова «глупость» и «измена» произносили многократно. 1 (14) ноября 1916 года декларацию огласил октябрист Сергей Шидловский. Выступавший следом Павел Милюков, обвинив правительство в дезорганизации страны, заявил: «Зловещие слухи о предательстве и измене, о темных силах, борющихся в пользу Германии и стремящихся путем разрушения народного единства и сеяния розни подготовить почву для позорного мира, перешли ныне в ясное сознание, что вражеская рука тайно влияет на направление хода наших государственных дел». Оратор привел цитаты из газет воевавших с Россией стран, принимая написанное там за чистую монету и соответствующим образом преподнося информацию. Так, германская Berliner Tageblatt уверяла, что замена Сергея Сазонова на посту министра иностранных дел произошла при участии Григория Распутина и близких к нему лиц. А австрийская Neue Freie Presse назвала назначение Штюрмера главой МИД успехом «партии мира, группирующейся вокруг молодой царицы». Указав на опоздание с военной помощью Румынии, быстро разгромленной австрийцами и немцами, Милюков вопрошал: «Как вы назовете это: глупостью или изменой?» Сакраментальным вопросом он завершал и другие обвинения – не менее странные, а главное, бездоказательные. В мемуарах обанкротившийся лидер кадетов утверждал, что произнесенная им тогда речь получила репутацию «штурмового сигнала к революции» вопреки его желанию. Как бы то ни было, она имела широкий резонанс и способствовала дестабилизации ситуации в России.

 

 

100 лет назад

Дворец принцессы Турандот

В Москве открылся Вахтанговский театр

Сцена из спектакля «Принцесса Турандот». Постановка 1922 года

В трудное время, когда еще не залечились раны Гражданской войны, в Москве появился театр, в котором больше всего ценились легкость, юмор, изобретательное лицедейство, импровизация, романтическая приподнятость, ирония. В спектаклях звучала запоминающаяся музыка, а актрисы носили щегольские платья. Таков был стиль режиссера Евгения Вахтангова, возглавлявшего Третью студию МХАТ. Днем рождения театра, получившего его имя, считается 13 ноября 1921 года, когда студия переехала в бывший особняк купца Василия Берга на Арбате. В этот день москвичи увидели спектакль «Чудо святого Антония» по пьесе Мориса Метерлинка. Юрий Завадский, исполнитель главной роли, вызвал овации. Но особенно ярко стиль режиссуры Вахтангова проявился в «Принцессе Турандот» – изящной и остроумной инсценировке старинной сказки Карло Гоцци, которая не исчезает с вахтанговской сцены с 1922 года. Основу труппы этого театра во все времена составляли единомышленники. Сначала – ученики Вахтангова, потом – питомцы Щукинского училища, впитавшего и сохранившего легендарные традиции. В историю Вахтанговского театра вписали свои имена такие выдающиеся актеры, как Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Михаил Ульянов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Юлия Борисова, Людмила Максакова и многие другие. Вся Москва стремилась на незабываемые спектакли с их участием – «Филумена Мартурано», «Варшавская мелодия», «Дамы и гусары», «Идиот»… В Вахтанговском всегда умели создавать зрелище, острить и плакать вместе со зрителями. Музыкальными позывными театра стали вальс Александра Козловского из «Принцессы Турандот» и романсы Тихона Хренникова, написанные для постановки «Много шума из ничего». Для вахтанговцев театр был и остается настоящим домом, который по-прежнему возвышается над Старым Арбатом. Недаром в актерской среде есть поговорка: «Из Вахтанговского театра не уходят». Театр, в 1956 году получивший статус академического, и в наше время является одним из самых популярных и любимых в Москве.

 

60 лет назад

«Мы начинаем КВН»

В эфир вышла первая игра телевизионного Клуба веселых и находчивых

Ведущие КВН Светлана Жильцова и Александр Масляков. 1971 год

Прототипом телеигры стала передача «ВВВ» – «Вечер веселых вопросов», созданная в 1957 году журналистом Сергеем Муратовым. Зрителей выдергивали из зала и предлагали ответить на вопросы, а поскольку многие из них были с подвохом, выкручиваться приходилось с помощью юмора. Несмотря на грандиозный успех, программа вышла в эфир только трижды. А через четыре года с просьбой придумать похожую передачу к Муратову обратилась редактор Центрального телевидения Елена Гальперина. К работе над новой концепцией Муратов привлек режиссера театра МГУ Альберта Аксельрода и инженера Михаила Яковлева. Премьера телеигры состоялась 8 ноября 1961 года. Ее название – КВН – совпадало с аббревиатурой марки первого советского массового телевизора, только расшифровывалось по-другому: Клуб веселых и находчивых. Соревнование студенческих команд захватило телеаудиторию. Музыкальной заставкой тогда была песня «Берите в руки карандаш» в исполнении Олега Анофриева. Изначально на роль ведущих пробовали профессиональных актеров, но в 1963 году вести передачу доверили диктору ЦТ Светлане Жильцовой и Аксельроду, которого позже сменил Александр Масляков. КВН постоянно менялся: помимо заданий, полностью основанных на импровизации, появлялись заранее подготовленные номера, а с 1968-го программа стала выходить в записи, что давало возможность вмешиваться в нее цензуре. В 1965 году создатели Клуба веселых и находчивых выпустили книгу с правилами игры – «для всех, кто хотел играть». В итоге такие соревнования увлекли многих: они проходили не только в институтах, но и в школах, на заводах, в совхозах. Однако в 1971-м передачу закрыли: тогдашний председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин счел ее слишком вольнодумной. КВН вернулся в эфир лишь 15 лет спустя, и его единственным ведущим стал Масляков. Изменилась главная песня программы – теперь это «Мы начинаем КВН», написанная на музыку Владимира Шаинского. Телеигра быстро завоевала еще большую популярность, чем прежде, а после распада СССР турниры стали проводиться и на международном уровне.

 

10  лет назад

Великий балтийский путь

По газопроводу «Северный поток» из России в Германию пошло голубое топливо

Импорт природного газа из России в Европу увеличивается каждое десятилетие – это связано и с ростом наукоемкого производства, и с актуализацией экологических вопросов. К 2010 году стала очевидной необходимость строительства новых надежных средств доставки голубого топлива в страны Евросоюза – напрямую из России, минуя транзитные государства. Отечественные и немецкие специалисты разработали проект «Северного потока» – газопровода, линии которого предлагалось прокладывать по дну Балтийского моря. На первом этапе инициаторам «стройки века» пришлось столкнуться со скептицизмом экспертов, считавших, что России и Германии не удастся справиться ни с техническими, ни с политическими проблемами, неизбежными при реализации столь смелого замысла. Но строительство, вопреки негативным прогнозам, прошло без срывов, с соблюдением строгих экологических норм. Поставку труб для первой нитки газопровода взяли на себя Выксунский металлургический завод и немецкий концерн «Европайп». Закладка конструкций на дно Балтики началась в апреле 2010 года, а уже 8 ноября 2011 года «Северный поток» заработал и российский газ пошел из Выборга в немецкий Грайфсвальд. Немалую роль в реализации проекта сыграла политическая поддержка «Северного потока», которую демонстрировали руководители России и Германии. Подводная магистраль, протянувшаяся на 1224 км, стала частью одной из веток системы газопроводов Ямал – Европа. В 2020 году по «Северному потоку» европейским потребителям было поставлено почти 60 млрд кубометров газа, что составляет треть экспорта голубого топлива из России. Морской газопровод не требует больших затрат на обслуживание: его состояние контролируется при помощи специальных диагностических устройств. Технологии, проверенные при строительстве этого уникального объекта, оказались перспективными и получили развитие в новых проектах. Десять лет «Северный поток» оставался самым протяженным подводным газопроводом в мире. Но в 2021 году на Балтике завершилась укладка «Северного потока – 2», протяженность которого превысила рекорд на 10 км.

 

Фото: LEGION-MEDIA, РИА НОВОСТИ

Арсений Замостьянов