Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Новый курс»: первые итоги

№79 июль 2021

В Музее Победы на Поклонной горе прошло итоговое мероприятие весенней сессии «Нового курса» – совместного проекта журнала «Историк» и Департамента образования и науки города Москвы

«Наши ученики часто задают нам сложные вопросы. О прошлом и настоящем. О мире вокруг нас и об обществе, в котором мы живем. О том, что было, и о том, что могло быть, если бы не… Ответить на них непросто, и мы не будем предлагать вам готовые ответы. Наша задача – искать эти ответы вместе с вами и вместе с вашими учениками». С этих слов главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова в конце марта 2021 года начиналась серия лекционных занятий и коммуникативных тренингов для учителей истории и обществознания города Москвы, получившая название «Новый курс» (www.kurs-istorik.ru). В начале июня состоялся первый выпуск слушателей этой программы. Всего в рамках весенней сессии «Нового курса» свидетельства о повышении квалификации получили свыше 800 московских учителей. После летних каникул начнется осенняя сессия образовательной программы, в которой, как ожидается, примут участие сотни столичных педагогов.

 

Формат прямого диалога

Мир и наша страна быстро меняются, не отставать от стремительных трансформаций обязана и школа. И поэтому подходить к решению учебных и воспитательных задач со стереотипами, сложившимися еще 10–20 лет назад, – значит не достучаться до школьников, а в конечном итоге утратить их внимание и доверие. Именно такой подход лег в основу при формировании программы повышения квалификации учителей истории и обществознания, которая была создана журналом «Историк» по заказу Департамента образования и науки города Москвы.

Учитель неизбежно выступает в роли модератора информационных потоков, а следовательно, ему самому необходимо быть в курсе современных коммуникативных практик и актуальных научных дискуссий.

Острые проблемы современного общества, политические и идеологические конфликты, геополитические вызовы – эти темы требуют знания гипотез, сформулированных в последние годы. «Новый курс» помогает ориентироваться в лабиринтах общественной мысли, расширяя круг аргументов, аналогий, ярких сюжетов.

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров прочитал участникам «Нового курса» лекцию о месте истории в современном мире

В нынешнее время произошли принципиальные изменения в отношении общества к историческому наследию. После десятилетия радикальных перемен, для которого были характерны прямолинейные ниспровергательские оценки нашего прошлого, в России формируются ценности, основанные на уважении к историческому опыту страны, к ее особому пути. Не менее сложен для анализа и феномен последнего двадцатилетия российской истории, который также требует серьезного осмысления, в том числе и в пространстве школы. Для «Нового курса» были выбраны самые актуальные сюжеты истории России XIX–XX веков и наиболее острые темы современных политических диспутов. Поэтому лекции для учителей читали ведущие историки, политологи, социологи, многие из которых не раз выступали на страницах «Историка». Так, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров знакомил слушателей с основными трендами развития современной политической системы России, а главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов – с внешнеполитическими вызовами, с которыми сегодня сталкивается наша страна. Военный историк Алексей Исаев ввел аудиторию в курс новейших исследований о предпосылках Второй мировой войны, а главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Кирилл Соловьев прочитал лекцию о современных подходах к изучению предпосылок русских революций начала ХХ века. Доктор философских наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Леонид Поляков рассказал о месте и роли различных идеологий в современном мире, а доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Федор Гайда – о ценностных основаниях российской государственности. Публицист Егор Холмогоров познакомил московских учителей со своей концепцией развернувшейся на протяжении XIX – начала ХХ века борьбы за умы, а политолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев – с неизвестными страницами холодной войны, эпохи, определившей не только ход истории второй половины ХХ столетия, но и многие политические реалии сегодняшнего дня.

Для учителей очень важно было не просто видеть и слышать известных исследователей и экспертов, но и работать в одной команде с ними, вместе участвовать в творческом процессе, объединяющем всех участников проекта. В этом смысле лекции «Нового курса» отнюдь не предназначены для беспрекословного, механического воспроизведения на уроках. Гораздо важнее определить направление будущей самостоятельной исследовательской работы, дать импульс для более глубокого изучения пластов истории, требующих новых подходов в их школьной интерпретации, подсказать наиболее эффективные инструменты и стиль работы с разнообразными информационными ресурсами, без критического изучения которых сложно представить объективную картину прошлого и настоящего.

Не менее значимым элементом программы повышения квалификации, с точки зрения участников «Нового курса», стали коммуникативные тренинги, проводившиеся опытными психологами, специалистами по формированию и модерированию учебных дискуссий. Каждый выпускник «Нового курса» получил возможность посмотреть на эту деятельность с другой стороны, став не просто слушателем, но и активным участником обучающих коммуникативных занятий.

 

Встреча на Поклонной горе

Самые активные участники весенней сессии «Нового курса» собрались в Музее Победы. Встречу открыл главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, подчеркнувший, что слушатели «Нового курса» – московские учителя истории и обществознания – за несколько месяцев занятий проявили те качества, которые каждый педагог ценит в своих собственных учениках: неравнодушие, упорство, тягу к знаниям, умение развиваться, расти над собой. Это было непросто – раз в неделю после рабочего дня добираться до аудитории и три часа не только слушать и конспектировать лекции, но и работать вместе с лекторами, которые знакомили педагогов со своим видением «трудных вопросов» историко-обществоведческого курса. Владимир Рудаков так определил задачи программы: «Этот курс мы подготовили исходя из того, что наши ученики порой задают вопросы, на которые нам, учителям, непросто ответить, непросто найти точную формулировку. Чтобы эти вопросы о прошлом, настоящем и будущем не оставались без ответов, мы пригласили ярких и профессиональных лекторов – историков, публицистов, психологов, которых попросили помочь нашим учителям разобраться в современном знании о прошлом и настоящем России и мира». Главный редактор журнала «Историк» выразил признательность сотрудникам Городского методического центра за поддержку «Нового курса», а также поблагодарил коллег из Московского городского педагогического университета и лично ректора вуза Игоря Реморенко за помощь в организации лекционных занятий и коммуникативных тренингов на площадках МГПУ. «Без их доброжелательного отношения и готовности помочь было сложно справиться с поставленной задачей», – отметил Рудаков.

На занятиях «Нового курса» (слева направо): директор Института иностранных языков МГПУ Елена Тарева, замруководителя ДОНМ Антон Молев, ректор МГПУ Игорь Реморенко, руководитель ДОНМ, министр правительства г. Москвы Александр Молотков, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков

С успешным окончанием обучения слушателей «Нового курса» поздравил заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев, один из инициаторов проекта, сам по профессии учитель истории и обществознания. Он отметил, что «благодаря "Новому курсу" наши учителя получили уникальную возможность повысить свои профессиональные компетенции, освоить новые подходы к преподаванию истории, чтобы уроки для школьников стали еще интереснее и познавательнее. В этом учителям помогут и материалы, которые собраны в библиотеке Московской электронной школы: сценарии уроков, архивные документы». Собравшихся поприветствовал директор Музея Победы Александр Школьник, рассказавший о том, какую важную роль играют учителя и учащиеся в жизни музея, как выстраивается экспозиция, помогающая педагогам в их работе. Он выразил уверенность, что слушатели и лекторы «Нового курса» станут частыми гостями музея на Поклонной горе. «У нас одна задача – просвещать, чтобы не прерывалась цепочка исторической памяти», – сказал Школьник.

В рамках итогового мероприятия «Нового курса» директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Юрий Петров прочитал лекцию «История в современном мире». Профессор Петров подчеркнул, что история сегодня – один из самых востребованных сегментов общественного сознания. На этой волне, к сожалению, популярность получили фальсификации и фантазии, которым нужно противопоставить не только капитальные исследования, но и научно-популярные издания, рассчитанные на широкую аудиторию. По мнению Юрия Петрова, академическая наука не должна хранить высокомерное молчание, «когда конспирологические теории завоевывают массы, в том числе школьную аудиторию». «Пускай меня и назовут идеалистом, но я убежден, что лжи и домыслам должно быть противопоставлено научное знание. Необходима грамотная и талантливая популяризация исторического знания начиная со школы», – подчеркнул ученый, отметив, что именно на это направлены усилия Института российской истории РАН.

Каждый выпускник «Нового курса» получил специальный 260-страничный номер журнала «Историк», посвященный новейшей истории России – периоду с 1985 года по настоящее время. Тематику спецвыпуска составители определили после опросов самих участников образовательного проекта, в ходе которых выяснилось, что, с точки зрения учителей, именно последние десятилетия ХХ века и первые годы ХХI столетия недостаточно подробно освещены в учебной литературе.

Фото: НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Евгений Тростин