Он был первым
№76 апрель 2021
Юрий Гагарин. Что может быть труднее и почетнее роли первопроходца? Это был настоящий подвиг
Так начиналась космическая эра. Это избитая фраза, за которой стоит очень многое. Ведь вслед за первыми космонавтами на орбиту направились вторые, третьи, поколение за поколением – и сейчас мы продолжаем идти этой дорогой. После первого полета у наших основоположников космонавтики появились новые знания, новые перспективы, открылась новая и чрезвычайно интересная сфера человеческой деятельности.
У более старшего поколения с Юрием Алексеевичем Гагариным связаны и личные воспоминания, ведь эти люди с ним дружили, работали и почти ежедневно общались. Мне этого не довелось, однако космонавтика – огромная часть моей жизни, и я понимаю, что те, кто был первым,шли на огромные риски, шли в неизведанное. Масштабы сделанного ими поражают. Это был настоящий прорыв в неизвестность, а Юрий Гагарин, наш соотечественник, стал первопроходцем, достижения которого явились основой всей мировой космонавтики.
Прошло 60 лет. Безусловно, сегодня в космосе выполняются куда более сложные работы, чем это было в начале 1960-х, но мы помним, что они оказались возможны благодаря тем, кто сделал когда-то первые шаги. Не зря наш День космонавтики – 12 апреля – по решению ООН стал международным.
Космонавтика развивается, и в наши дни стоящие перед ней задачи в научно-техническом отношении не стали проще. Конечно, хотелось бы побольше внимания со стороны государства, побольше финансовых возможностей для того, чтобы реализовывать новые, более амбициозные программы, ведь во многом по масштабам бюджета мы уступаем нашим партнерам, у которых объем финансирования космических программ раз в десять выше, чем у нас. Поэтому хотелось бы пожелать некоторой стабильности: чтобы, если уж планы намечаются, их доводили до реализации. И примером для нас должны служить целеустремленность и профессионализм первооткрывателей космоса.
Наверное, в работе космонавтов завтрашнего дня будет значительно больше профессиональной специализации, чем в наше время. Вспомните:когда только зарождалась авиация, все летчики были испытателями. Потом профессиональные обязанности стали разнообразнее: появились летчики авиалиний, пилоты, выполняющие задачи по усилению обороноспособности страны. Нечто схожее произойдет и в нашей профессии. Те космонавты, про которых мы говорим сейчас, – это космонавты-испытатели. Они проверяют на деле, испытывают новую технику и продолжают прокладывать дорогу вперед. Да, мы далеко продвинулись со времен Гагарина, нас уже не удивляют многомесячные полеты, мы уже выполняем более сложные эксперименты, но по большей части это еще испытательная работа. Разумеется, испытания не прекратятся – особенно в сфере самых сложных задач за пределами околоземной орбиты. Но все больше и больше будет появляться специализированных космонавтов – биологов, физиков, врачей, материаловедов… Их знания будут необходимы для исследований. С расширением доступа в космос и с ростом многообразия научных задач, вне всякого сомнения, возникнет необходимость в работе этих специалистов на орбите. У нас существовала упрощенная специализация: космонавты-испытатели и пилоты, бортинженеры и космонавты-исследователи, которые занимаются наукой (они в основном медики). Думаю, что скоро появится разделение и по другим научным специальностям. А те, кто пойдет дальше, уже за пределы околоземной орбиты, те, кто полетит в сторону Луны, те, кто начнет работу на Луне, – в первое время это будут, естественно, все же космонавты-испытатели. Как и первый из нас – Юрий Гагарин.
Сергей Крикалёв, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России
Фото: АРТЕМ ГЕОДАКЯН/ТАСС
Сергей Крикалёв, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России