Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Иван Иваныч Самовар

№75 март 2021

Кто и когда изобрел самовар, насколько прибыльным был самоварный бизнес и что, кроме воды, в нем варили? Об этом в интервью журналу «Историк» рассказала старший научный сотрудник Государственного исторического музея Лариса Петрова

«Водогрейный для чаю сосуд большей частью медный с трубою и жаровнею внутри» – такое определение дал самовару в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль. Самовар давно уже стал частью нашей культуры в самом широком смысле слова. Он – и один из важных персонажей русской живописи (сразу приходит на ум кустодиевская «Купчиха за чаем»), и герой детских стихов (например, «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса)… 

В Государственном историческом музее хранится одно из лучших отечественных собраний самоваров. Самая ценная часть коллекции – ранние образцы XVIII – первой половины XIX века: они дают представление об удивительном многообразии разновидностей этого «чуда техники». 

«Петра творенье» 

– В коллекции музея каких только самоваров не найдешь! 

– Вы правы, коллекция насчитывает 354 единицы и позволяет познакомиться со всеми видами водогрея. Это и жаровые самовары с привычной конструкцией для горящего древесного угля, и их керосиновые сородичи, и поздние дети индустриализации – электрические приборы. Представлены и самовары-чайники, более известные как сбитенники, и самовары-кухни в форме глубоких чаш наподобие казана или чугунка. Простые и вычурные, высокохудожественные образцы и самые обыденные. 

Некоторые из экспонатов на первый взгляд имеют мало общего с самоварами. Есть здесь и сосуды в виде бочонка, куба или многогранника, родство которых с привычными нам изделиями выдает лишь самоварный кран. Гордостью собрания является самовар, который сопровождал Михаила Кутузова в военных походах Отечественной войны 1812 года. В сфере прикладных искусств создавались настоящие шедевры. Примером может служить самовар-петух в русском стиле, который был представлен на Всемирной выставке 1873 года в Вене. 

– Самовар в России – это самостоятельное изобретение или заимствование из других культур? 

– Это, конечно, уникальное явление российской культуры. В каком-то смысле появление медного самовара стало следствием преобразований Петра I. Именно при нем в моду стали входить экзотические для российской элиты напитки – чай и кофе, что послужило стимулом для формирования, как говорят в таких случаях, «новой предметной среды». Приметой нового бытового уклада уже в первые десятилетия XVIII века стал чайник, и ранние самовары имеют его форму. Жаровое устройство у них точно такое же, как у всех других известных разновидностей жаровых самоваров вплоть до современных, – это труба с решеткой для углей и поддувало для тяги воздуха. 

Конечно, идея водогрейного сосуда сама по себе не нова. Емкости из бронзы для автономного подогрева воды известны в культуре многих народов, прежде всего античной. Они могли быть неким художественным ориентиром для российских мастеров. Но все известные образцы имели иное устройство нагревательного элемента, другую культурную традицию. И в отличие от русского самовара не были связаны с чаепитием. 

 

Тула или Урал? 

– Где был изобретен самовар? 

– Долгие годы родиной самовара считалась Тула, закрепившая за собой звание самоварной столицы. Однако, скорее всего, следы первого русского чудо-прибора следует искать не в Центральной России, а на Урале. В 1730-е годы уральская горнозаводская промышленность, оснащенная передовыми европейскими технологиями и опытными мастерами, стала центром российского медного дела. На государственном Екатеринбургском заводе наладили выпуск медной посуды, в том числе таких изделий, как казаны с трубами и кубы винокуренные с трубами. Они и являются прообразом самовара. Частные заводы – Иргинский купцов Осокиных и Суксунский Демидовых – непосредственно связаны с изготовлением самовара. 

– Когда это произошло? 

– Самые ранние упоминания о самоваре, в которых он назван своим именем, относятся к 1740-м годам. По материалам Екатеринбургской таможни, «самовар с прибором медным, луженым…» был изъят у купцов Иргинского завода в 1740 году. Самовары встречаются в «Реестре изделий мастерских Григория Акинфиевича Демидова» за 1745-й. В «Описи имущества Онежского второклассного монастыря» от 1746-го значатся «самовары с трубами зеленой меди». Судя по всему, именно в первой половине XVIII века сложились условия для появления мобильного нагревательного прибора, необходимого в краю с суровым климатом и огромными расстояниями. Возможно, идея создания компактного самогрея посетила кого-то из изобретательных уральских умельцев, вынужденных пребывать в походных условиях во время башкирских волнений 1735–1740 годов. 

Самовар. Литография. 1840-е годы

Существует версия, что появлением прибора, ставшего прообразом самовара, мы обязаны котельных дел мастеру Петру Семеновичу Чеснокову, который работал в эти годы в медных мастерских завода Осокиных. Но есть ли связь между этим изобретением и прибором, указанным в перечне изделий на таможне в 1740 году под названием «самовар», трудно сказать.

1. Самовар серебряный из сервиза. Санкт-Петербург. 1839 год 2. Самовар. Москва. 1891 год 3. Самовар-чайник. Урал. Демидовские мастерские. 1760-е годы 4. «Фонтан». Западная Европа (?). Последняя треть XIX века 

– Почему же самоварное дело так прочно ассоциируется с Тулой? 

– Свою роль сыграло то, что в конце ХХ века стали называть конверсией. Как известно, Тула с XVII века являлась крупнейшим центром металлообработки, а в XVIII столетии наряду с оружием местные ремесленники начали специализироваться на изготовлении бытовых изделий из стали. К 1816 году в связи с окончанием войн с Наполеоном и сокращением казенных заказов положение мастеров-оружейников ухудшилось. Предприимчивые туляки переориентировались на производство бытовых предметов из меди, пользующихся неизменным спросом. Самоварное дело многим помогло сохранить самостоятельность в ремесленной корпорации и даже выбиться в крупные предприниматели. Уже в первой четверти XIX века самоварное производство в Туле превратилось в одну из основных отраслей. Свое монопольное положение Тула приобрела за счет высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому словосочетание «тульский самовар» вскоре вытеснило все остальные, став наряду с пряником одним из главных брендов города. 

– Из чего делали самовары? Что влияло на выбор материалов? 

– Время рождения самовара совпало с бурным развитием отечественного медного дела. Медь и медные сплавы (латунь и томпак) всегда оставались предпочтительным материалом, так как обладали высокими пластическими свойствами и хорошей теплопроводностью; также использовались чугун, сталь, жесть. Некоторые умельцы даже пытались экспериментировать с глиной, стеклом и деревом. В 1840–1850-е годы особую популярность приобрели самовары из накладного серебра – медного листа, покрытого с одной или с двух сторон тонким слоем серебра. 

 

 Не только для чая 

– Мы привыкли, что самовар предназначен для кипячения воды. Использовались ли они еще для каких-либо целей? 

– В коллекции Исторического музея хранятся изделия, которые либо внешне напоминают самовар благодаря наличию крана, либо являются водогреями, но другой конструкции. К экзотическим сосудам следует отнести «фонтан», предназначавшийся обычно для вина, который вошел в моду при российском дворе в начале XVIII века. «Фонтан» имеет форму декоративной вазы с краном и внешне похож на самовар. Отличие заключается в конструкции трубы с цельным дном (вместо решетки), которая использовалась для охлаждения напитка (труба при этом наполнялась льдом) или легкого нагревания (тогда в трубу опускался предмет из раскаленного металла). 

Самовар-петух с трубой. Фабрика Н.Ф. Штанге (?). Санкт-Петербург. 1873 год

Другой спутник самовара – бульотка (от французского bouillotte – «маленький чайник» или «грелка»). Она представляет собой емкость для воды, чаще всего в виде чайника, на подставке со спиртовкой. В российский обиход этот европейский водогрей вошел в первой половине XIX века как дань новой аристократической моде. Бульотка в России всегда оставалась предметом на любителя. В некоторых столичных домах наполненный горячей водой сосуд сопровождал самовар в церемонии чаепития. Такой тандем был рассчитан на большой прием гостей. В Петербурге, где чаепитие за самоваром не было столь любимо, как в Москве, бульотка нередко заменяла самовар. Бульотки не получили широкого распространения. В коллекции они представлены преимущественно европейскими фирмами. Отечественные производители, ориентируясь на спрос, отдавали предпочтение самовару. 

1. Бульотка. Москва. Последняя четверть XVIII века 2. Самовар на два отделения. Царство Польское (?). Вторая треть XIX века 3. Самовар дорожный. Тула. Конец XVIII – начало XIX века 4. Самовар-бочонок. Тула. 1810–1820-е годы

Гулянье в Марьиной Роще. Худ. В.Г. Астрахов. 1852 год

Ну и, наконец, нельзя не сказать о самоварах-кухнях… 

– Что это такое? 

– Самовар-кухня с несколькими отделениями и трубой-жаровней по центру представляет собой автономный очаг в форме котелка для одновременного приготовления горячей еды и кипячения воды в одном сосуде. Для сбережения тепла изготовлялась общая крышка и еще несколько дополнительных – на каждое отделение. Такие изделия использовались для уличной, чаще ярмарочной торговли. Двойное утепление создавало эффект термоса. На южных окраинах России подобные самовары-кухни назывались казацкими, походными или «кашеварами». Однако с распространением кухмистерских заведений к середине XIX века они утратили прежнюю популярность в городской среде. 

Но, конечно, главное предназначение русских водогреев было связано с культурой потребления чая. Как всякая техническая новинка, поначалу самовар был предметом роскоши и лишь спустя некоторое время вошел в повседневный обиход. Его популярность росла вместе с распространением чаепития в России. В первой половине XIX века эта тема стала одной из любимых в русском изобразительном искусстве и литературе. Поэты, писатели и художники оставили богатое наследие, в котором лучшей иллюстрацией отечественных традиций стали сцены чаевничанья – с непременным самоваром. 

 

Дома и в дороге 

– Когда самовар перестал быть предметом роскоши? 

– Во второй половине XVIII – первой трети XIX века самовар был распространен прежде всего в домах знати, а с 1850-х годов стал неотъемлемой частью традиционного уклада жизни. Чаепитие в николаевской России приобрело характер национального обычая, и самовар завоевал всенародную любовь. Но при этом для многих продолжал оставаться пределом мечтаний. В пушкинскую эпоху хороший самовар из красной меди стоил 100 рублей (для сравнения – телега на колесах с железными ободами обходилась в 80 рублей), то есть был, безусловно, предметом роскоши. Возможность его приобрести у горожанина со средним достатком появилась в 1870–1880-е годы, когда производство стало массовым. 

– Где чаепитие нашло наибольшее распространение? 

– В XIX веке бóльшую часть всего ввозимого в Российскую империю чая потребляла Москва. Ее купеческо-мещанская среда с традицией патриархального хлебосольства стала важным фактором формирования церемонии чаепития. Чиновный Петербург с его кофейными предпочтениями намного отставал от Белокаменной. По впечатлениям французского путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, оставившего известные записки «Россия в 1839 году», русские, даже самые бедные, имели дома чайник, пили чай по утрам и вечерам в кругу семьи (это наблюдение касалось прежде всего москвичей). Бытописатели Москвы второй половины XIX века оставили убедительные свидетельства того, что «чай – пятая стихия ее жителей», а самовар – непременный участник семейных и городских торжеств. 

Да и трактиры, ностальгически воспетые Владимиром Гиляровским, являлись своеобразным символом Первопрестольной. В одних «чаевничали разносчики и мелкие служащие», в других для дружеских бесед «собирались деды нашей революции», в самых тихих заведениях «заседали оптовики-миллионеры… и там делались все крупные сделки за чайком». Трактир был местом встречи издателей и «сынов литературной богемы» или «сочинителей из выгнанных со службы чиновников, офицеров, неокончивших студентов, семинаристов». Чайные заведения, доступные небогатой публике, составляли важную часть бытовой жизни Москвы. И везде посетителей встречал самовар. 

1. Бульотка. Франция (?). Первая половина XIX века 2. Набор для чаепития – самовар и полоскательница на подносе. Санкт-Петербург. 1899–1908 годы 3. Комплект бульоток на подставке. Царство Польское (?). Вторая треть XIX века

За чайным столом. Худ. К.А. Коровин. 1888 год

– Самовар какого объема чаще всего покупали? 

– Он мог быть самым разным – на один стакан или несколько ведер. Обычной мерой, принятой в самоварном деле, был объем в один стакан (200–250 мл). Поначалу, когда обычай пить чай только входил в моду, в дворянской и купеческой среде бытовали большие самовары в стиле ампир (приблизительно до 50 стаканов), приобретавшиеся в расчете на всю семью. В таком же стиле заказывались экземпляры поменьше, их обладательницами становились юные хозяйки дома. Но и сосуды емкостью до 500 мл (на одну или две чашки), судя по значительному числу сохранившихся образцов, находили своих владельцев. В среде коллекционеров они известны как «эгоист» и «тет-а-тет». 

А уж в эпоху индустриальной стандартизации производства в торговых прейскурантах конца XIX – начала XX века можно встретить самовары самого разного объема. Но наиболее ходовым товаром были изделия вместимостью в среднем 7–9 л. 

– Но были и великаны? Как у Хармса: «Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведерный самовар»… 

– Да, были и такие. Расчет делался на то, чтобы удовлетворить самый взыскательный спрос, чтобы каждому в большом семействе, а также гостям доставался свой стакан кипятка. 

– В вашем альбоме-каталоге представлены и дорожные самовары. Значит, это не только элемент домашнего застолья, но и атрибут путешествий? 

– Долгое время самовар был в дороге обязательным предметом. Странствование по российским весям, особенно в первой половине XIX века – с редкими почтовыми станциями и придорожными трактирами, – дело крайне утомительное. И поэтому состоятельный путник предпочитал ездить «на долгих», когда лошадей не нанимали, а пользовались своими. Брал с собой и самовар специальной складной конструкции, для которого предназначался отдельный ящик. Конечно, такое снаряжение было доступно немногим избранным. С развитием железных дорог обычай всюду возить самовар постепенно ушел в прошлое. В станционных буфетах и даже в вагонах поездов появились стационарные водогреи. Традиция пить чай в поезде, как известно, сохранилась до сих пор. 

Самовар. Россия (?). Начало XIX века

Популярный товар 

– Продавались ли самовары за рубеж? 

– Уже в начале XIX века самовары были приметным товаром на Нижегородской ярмарке и особенно охотно покупались «персиянами». Одно из крупнейших самоварных предприятий Тулы – фабрика братьев Шемариных – даже удостоилось звания поставщика двора шаха персидского с правом воспроизведения в клейме фабрики герба персидских шахов (лев, держащий в лапе серебряный меч на фоне восходящего солнца). Большим спросом пользовались сосуды в форме шара; их называли персидскими. Они и сейчас являются непременным атрибутом повседневного быта иранцев, искренне считающих самовары своим изобретением, поскольку и сегодня их делают в Тебризе, украшая национальным орнаментом. 

Широкое распространение самовар получил у народов Средней Азии, отдававших предпочтение приборам в форме цилиндра с гладкой поверхностью, на которую местные мастера наносили традиционную гравировку. Такие самовары были дорогим подарком, их бережно хранили, благодаря чему они остались во многих мусульманских семьях до наших дней. 

– Когда самовар потерял популярность? Почему это произошло? 

– Развитие производства приостановила Первая мировая война, а после революции самоварные предприятия были национализированы. Для многих людей заменой чашки ароматного чая стал стакан кипятка из жестяного чайника или привокзального медного куба с краном. Самоварное дело, продолжавшее существовать после революции в артелях и на вновь созданных крупных предприятиях, отступало перед важностью задач металлообрабатывающей промышленности предвоенного времени. Сказывалась и набиравшая небывалые прежде темпы урбанизация, новые представления о комфорте, особенно в городах, где люди стали жить в квартирах с газовыми плитами и электричеством. Кипятить чай в самоваре стало немодно и неудобно. 

Альбом Л.А. Петровой «Самовары XVIII–XX веков в собрании Исторического музея». М., 2020

Тем не менее жаровые самовары продолжали числиться в перечне изделий Тульского патронного завода даже во время Великой Отечественной войны. С повсеместным распространением электричества меняется способ нагрева воды: с 1956 года тульский завод «Штамп» наладил выпуск изделий новой конструкции – с электрическим нагревателем. С конца XX века мода на самовары стала возрождаться, и интерес к русской «чайной машине» как к символу национальной культуры постоянно растет. 

 

Фото: НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA, © ГИМ

Беседовала Варвара Рудакова