Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Панамская афера

№88 апрель 2022

Обычно в связи со строительством Панамского канала вспоминают коррупционный скандал, вспыхнувший во Франции во второй половине XIX века. Однако не менее поучительна история о том, как США, задумав сами строить канал, отторгли для этого часть территории Колумбии. Собственно, так и возникло государство Панама

Планы строительства судоходного канала через Америку существовали еще в XVI веке. Правда, долгое время его предлагали рыть где угодно, кроме Панамского перешейка, хоть это и самое узкое место континента, – мешали высокие горы, джунгли и малярийные болота. Одним из первых проложить канал именно там предложил в 1827 году Иоганн Вольфганг Гёте, предрекавший: «Выгоды, которые канал принесет всему человечеству, будут неисчислимы». И немудрено – канал сокращал морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско с 22,5 тыс. до 9,5 тыс. км. Гёте сделал и другое предсказание: «Я буду удивлен, если Соединенные Штаты не приберут к рукам такое начинание».

Можно только поразиться прозорливости великого немца, ведь в те времена США были еще молодым, слабым государством. Однако уже в 1848 году американцы навязали Никарагуа договор о своем монопольном праве на прокладку канала по ее территории. Он должен был пролегать через озера Никарагуа и Манагуа и был длиннее предполагаемого Панамского, но легче для строительства, поскольку проходил бы по равнине. Узнав о проекте, англичане так взволновались, что захватили часть никарагуанского побережья (Москитовый берег) и вынудили США подписать договор Клейтона – Булвера, запрещавший строительство Никарагуанского канала.

Строительство Панамского канала. 1910-е годы

Новейшее чудо света

Потерпев неудачу в Никарагуа, американцы обратили взоры к другому потенциальному объекту – провинции Панама, входившей в тот момент в состав Колумбии. В 1850 году трое предприимчивых янки начали строить здесь железную дорогу вдоль трассы будущего канала длиной 80 км. За пять лет строительства от малярии и желтой лихорадки погибли тысячи рабочих, зато проект быстро окупился: к Тихому океану массово ехали переселенцы, привлеченные открытыми в Калифорнии месторождениями золота. Правда, золото довольно скоро иссякло, дорога заросла травой, и американцы на время забыли о Панаме. Вспомнили о ней французы, а именно правнук Наполеона Люсьен Виз, который в 1876 году сумел добиться у колумбийского правительства концессии на постройку канала. Он обещал, что строителем будет сам Фердинанд Лессепс – французский аристократ, руководивший созданием Суэцкого канала, который открылся в 1869-м и был назван «новым чудом света». Панамский канал должен был стать еще более грандиозным чудом и принести неслыханные прибыли своим хозяевам – а заодно всем, кто вложит в него деньги.

После масштабной рекламной кампании в 1879 году в Париже была создана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, президентом которой стал Лессепс, а вице-президентом – его сын Шарль. Лессепс-старший, которому исполнилось уже 74 года, был «лицом» проекта, в чью задачу входило собрать как можно больше денег. Первым делом были наняты журналисты, расписавшие везде, вплоть до календарей, выгодность проекта для акционеров. Было выпущено 600 тыс. акций по 500 франков каждая – их покупали в кредит, иногда скидываясь всей семьей или фирмой. Покупали охотно, веря «великому французу» Лессепсу и газетным обещаниям. Всего акции приобрело более 700 тыс. человек, что принесло компании 1,3 млрд франков.

Строительство канала началось торжественно: 1 января 1881 года о первую забитую сваю была разбита бутылка шампанского. В джунгли снова потянулись тысячи рабочих, нанятых за гроши как в Америке, так и во Франции и быстро вымиравших от лихорадки. Оказалось, что проект, первоначально оцененный в 658 млн франков, обходится гораздо дороже. В техническом плане он, как выяснилось, был составлен неграмотно, и его пришлось переделывать на ходу. Уже в следующем году деньги кончились, компания выпустила первый облигационный заем, а за ним еще два. Желающих покупать облигации становилось, однако, все меньше, и в 1888-м работы на трассе канала прекратились. К тому времени там погибло уже 20 тыс. рабочих.

Компания действовала как типичная «пирамида», выплачивая дивиденды старым акционерам за счет новых. Когда платить перестали, вкладчики забили тревогу, и 4 февраля 1889 года суд департамента Сена объявил о банкротстве и ликвидации компании Панамского канала. На ее счетах было найдено всего 24 тыс. франков. Десятки тысяч французов, вложивших в проект все свои сбережения, разорились, а канал был прорыт всего на четверть.

Теодор Рузвельт, 26-й президент США (1901–1909)

Скандал за скандалом

Разоренные вкладчики требовали суда над незадачливыми строителями. Следствие длилось около трех лет и вскрыло вопиющие факты: компания являлась лишь верхушкой айсберга коррупции, охватившей чуть ли не всю французскую элиту. Из 1,3 млрд растраченных франков 250 млн были выплачены акционерам, 150 млн – банкам и руководству компании, а 200 млн ушло на подкуп госчиновников, парламентариев и журналистов. Депутатами занимался главный финансист компании барон Жан де Рейнах, покупавший их поштучно и целыми фракциями. На само строительство потратили всего 450 млн, но реальная стоимость работ составляла лишь треть этой суммы.

В апреле 1892 года начался суд, материалы которого тут же попадали на первые полосы газет. На скамье подсудимых оказались отец и сын Лессепсы, два других топ-менеджера компании и «родитель» Эйфелевой башни Гюстав Эйфель, причастный к проектированию канала. Его приговорили к двум годам условно, а вот остальные получили по пять лет с обязательством выплатить крупный штраф. Правда, через четыре месяца всех освободили, а Лессепса-старшего вообще избавили от наказания ввиду деменции. Последние годы жизни (он умер в 1894-м) «великий француз» провел взаперти в своем замке, играя с ручной обезьянкой, привезенной из Панамы.

Банкиру Рейнаху повезло меньше: он отравился, чтобы не оказаться в тюрьме. Судьи предложили вскрыть его гроб, подозревая, что там спрятан компромат на высших должностных лиц, но им отказали. Все было ясно и без вскрытия – коррупция проела Третью республику насквозь. Премьер Эмиль Лубе, хоть и не был вовлечен в скандал, подал в отставку, для ряда министров завершилась карьера, а несколько депутатов даже покончили с собой. Словом «Панама» во всем мире, включая Россию, еще долго называли громкие финансовые аферы…

Пока в Париже бушевали бури, на Панамском перешейке снова воцарилась тишина. Побывавший здесь немец-путешественник Вальтер Полаковский писал: «Тысячи брошенных вагонов всех типов стоят на подъездных путях и строительных площадках. Они гниют и ржавеют либо завалились, как и прочие механизмы, в песок и топь. Все здесь уже не дороже металлолома, продающегося по 15 франков за тонну».

«Все на борьбу с тиранией!»

Но тут в дело вступили США: в ходе войны с Испанией в 1898 году они осознали, как важно быстро перебрасывать армию и флот с Атлантического океана на Тихий и обратно. В 1899-м конгресс ассигновал 115 млн долларов на постройку канала, а вскоре добился от Англии отмены договора Клейтона – Булвера. Развернулась борьба между лоббистами двух каналов – в Никарагуа и Панаме, в которой активно участвовал зять Лессепса Филипп Бюно-Варилья. Он владел тем, что осталось от недостроенного Панамского канала, и отчаянно пытался запродать это добро американцам. Взяв в компанию совладельца влиятельной адвокатской фирмы Уильяма Кромвеля, он обработал американских депутатов так же успешно, как его тесть – французских. На слушаниях в конгрессе говорилось, что в Никарагуа постоянно происходят извержения вулканов (неправда) и политические перевороты (правда). В итоге был выбран панамский вариант.

В июне 1902-го Бюно-Варилья продал недостроенный канал со всем имуществом за 40 млн долларов правительству США. 22 января следующего года посол Колумбии в Вашингтоне Томас Эрран и госсекретарь Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За это США соглашались уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении девяти лет – ежегодно по 250 тыс. долларов. В договоре игнорировались требования колумбийского правительства – сохранить суверенитет страны над зоной канала и не создавать там американские базы. В Колумбии начались протесты, газеты требовали «не уступать ни пяди нашей земли». В итоге президент Хосе Мануэль Маррокин отказался от утверждения договора. Его ободряло то, что по условиям соглашения с французами в 1904 году все сооружения канала бесплатно переходили в собственность Колумбии.

В Вашингтоне были вне себя от негодования. Президент Теодор Рузвельт в письме называл колумбийцев «бесстыдными негодяями и оборванцами», а военные корабли США появились у берегов Колумбии. Тогда за дело взялся Кромвель, который поехал в Панаму и встретился там с несколькими местными деятелями, тесно связанными с Панамской компанией американской железной дороги. Среди них были советник компании Пабло Аросемена, врач компании Мануэль Амадор Герреро и издатель самой влиятельной городской газеты Хосе Мануэль Дуге. Всем им француз предложил массу дивидендов, если они поднимут восстание и отделят Панаму от Колумбии, а потом заключат «взаимовыгодный» договор о строительстве канала. Те согласились, после чего американская пресса начала как по команде писать о том, что жители Панамы недовольны «тиранией» колумбийцев и готовы отделиться – конечно же, ради свободы и демократии.

 

«Америка с нами!»

Организацией переворота занялся неугомонный Бюно-Варилья, ставший посредником между американскими кукловодами и их панамскими марионетками. 20 октября 1903 года Амадор Герреро привез в Панаму 100 тыс. долларов, которые были потрачены на подкуп колумбийских военных. Дуге тем временем сколотил «освободительную армию» в составе 287 человек. Но правительство Колумбии узнало о подготовке путча и отправило в Панаму подкрепление; заговорщики в панике попросили прямой помощи США. 2 ноября в панамском порту Колон пришвартовался крейсер «Нэшвилл». Командиров прибывших в город колумбийских войск на американском поезде отвезли в Панаму на переговоры и там арестовали.

В Нью-Йорке газеты уже кричали о «революции» в Панаме, но там все еще было спокойно. Только ночью 3 ноября во дворце губернатора заговорщики под охраной американских военных провозгласили создание Панамской республики. Ставший временным президентом Амадор Герреро обратился с балкона дворца к кучке любопытных со словами: «Америка с нами! Президент Рузвельт обещал нам помощь!» Колумбийцы бушевали, но американские корабли у берегов вынудили их смириться. Посол США в Боготе откровенно писал: «Рузвельт утверждает, что панамский народ высказался за отделение от Колумбии. Нет и не может быть большей лжи. Я полностью сознаю свою ответственность, когда заявляю, что переворот в Панаме был делом рук полдюжины людей, руководствовавшихся личной выгодой».

Уже 18 ноября новое государство подписало с США договор о передаче «в вечное владение» зоны шириной 10 миль для сооружения там канала. Вдобавок Америка становилась «гарантом независимости», а фактически хозяйкой Республики Панама. Об этом говорило уже то, что от имени Панамы договор в Вашингтоне подписал все тот же Бюно-Варилья: панамцы не успевали, а американские бизнесмены больше не собирались ждать. Уже через месяц в Панаму отправилась масштабная экспедиция для вырубки джунглей и осушения болот – рассадников болезней. На следующий год военное ведомство США приступило к сооружению канала, на постройке которого погибло (по официальным данным) 5600 рабочих. 13 октября 1913 года президент Вудро Вильсон у Белого дома в присутствии множества приглашенных гостей нажал на символическую кнопку – и в тот же миг в Панаме взрыв снес последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Однако реально канал из-за многочисленных недоделок заработал лишь в 1920 году.

Зона канала стала мощной американской крепостью, для защиты которой у Панамы были за бесценок куплены несколько соседних островов. Отношения с Колумбией Штаты урегулировали только в 1926-м, заплатив ей за потерю Панамы 25 млн долларов. В том же году американцы заработали на эксплуатации канала, которым ежедневно пользовались десятки судов, 28 млн долларов, от которых панамцам достались лишь 250 тыс. В стране с каждым годом нарастало недовольство кабальным договором с США. В 1964 году американские войска расстреляли демонстрацию панамцев, пытавшихся поднять в зоне канала флаг своей страны. Вскоре захвативший власть полковник Омар Торрихос начал решительно требовать передачи канала Панаме и в итоге подписал договор об этом с президентом США Джимми Картером. Местью американцев стала смерть полковника в подстроенной авиакатастрофе, но в 1999 году «канал преткновения» был все же передан правительству Панамы.

С момента провозглашения «независимости» в Панаме при поддержке США произошло полтора десятка государственных переворотов – слишком уж лакомый кусок достался Вашингтону, чтобы так просто выпускать его из рук.

 

 

Американский ставленник, ставший временным президентом Панамы, Амадор Герреро заявил: «Америка с нами! Президент Рузвельт обещал нам помощь!»

 

Фото: LEGION-MEDIA, EPA/TASS, ХУДОЖНИК ЮРИЙ РЕУКА

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук