Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Освобождение по-европейски

№74 февраль 2021

Крепостное право, о котором чаще всего говорится в связи с Россией, на самом деле было явлением интернациональным. Крестьяне освобождались от него долго и трудно, и повсюду это освобождение имело свою специфику

 

Крепостное право, или серваж (от лат. servus – «раб»), стало наследием позднеримской эпохи, когда большинство рабов превратились в прикрепленных к земле колонов. В Средние века их потомки – сервы или вилланы – находились в зависимости от феодалов. В некоторых регионах Европы были закрепощены почти все крестьяне, в других (например, в Англии или Скандинавии) – многие оставались свободными. Нередко возникали ситуации, когда лично зависимые от одного сеньора сервы жили на земле другого, а подпадали под юрисдикцию третьего. 

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений стали катализатором процесса освобождения крестьян. Крепостные, бежавшие в город и прожившие там определенное время, становились свободными, и потому сеньоры, не желавшие вовсе лишиться крестьян, вынуждены были идти на уступки. 

 

От серва к налогоплательщику 

Одним из первых документов об освобождении крепостных стал ордонанс (королевский указ) Людовика X Сварливого от 3 июля 1315 года. В нем королем Франции провозглашалось: «Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам [нормам местного права. – «Историк»], с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за поступки предков множество нашего простого народа впало в крепостную зависимость и другие зависимые состояния, что весьма нам не нравится. <…> По обсуждении с нашим великим Советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников наших, такие состояния и несвободы приведены были к свободе». 

Поскольку король был господином лишь в собственном домене, он мог только рекомендовать: «Чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему привели их к свободному состоянию». Гуманистический на первый взгляд посыл Людовика Х был вызван вполне приземленными обстоятельствами. Он остро нуждался в деньгах, и освобождение крестьян мыслилось им как один из способов пополнить опустевшую казну. В ордонансе говорилось, что местечки, города, общины и отдельные лица, которые будут требовать свободы, должны «договариваться и условливаться» с сеньорами, включая и самого короля, «относительно известных выкупов». 

Этот ордонанс следовал в русле тех тенденций, которые получили развитие в странах классического феодализма (Франции, Англии, Италии) начиная с XIII века. Серваж смягчался, отработки на землях сеньора и натуральные платежи заменялись денежными выплатами, число и объем повинностей строго регламентировались. Выдающийся французский историк-медиевист Марк Блок писал: «Несмотря на множество местных или региональных особенностей, общая тенденция была одной и той же: зависимый крестьянин постепенно превращался в налогоплательщика». Таким образом, хотя разнообразные феодальные повинности еще сохранялись, крепостное право в странах Западной Европы фактически уже исчезло в XV–XVI веках. 

 

Второе издание крепостничества 

На востоке Европы мы видим совершенно иную картину. С середины XVI века в Германии, Чехии, Венгрии, Польше и России значительную роль стали играть крупные помещичьи хозяйства, основанные на барщине. Здесь сложилась ситуация, когда большая часть земли оказалась в собственности дворян, получивших огромную власть над жившими в их поместьях крестьянами. Так, дворяне имели право не только переводить крестьян с одного земельного участка на другой или перемещать их в пределах разных своих владений, но и вовсе лишать земли и делать их своими дворовыми. Также помещики могли выбирать форму крестьянских повинностей, по своему усмотрению заменяя барщину оброком или наоборот. Наконец, в их воле было просто продавать своих крепостных без земли, как рабочий скот. 

Причин появления «второго издания крепостничества» (термин был придуман Фридрихом Энгельсом и получил широкое распространение) можно назвать несколько. Главные из них – это нехватка рабочих рук на малонаселенных пространствах Центральной и Восточной Европы и развитие рыночного производства. Западноевропейские страны стали прекрасным рынком сбыта аграрной продукции, и крупные помещичьи хозяйства, основанные на барщинном труде крепостных, на протяжении двух с лишним столетий успешно его заполняли. 

Работы крестьян в средневековой Европе

Получается, что если в Западной Европе развитие новых товарных, а затем капиталистических отношений способствовало личному освобождению крестьян, то в Восточной оно привело к возникновению самых жестких форм закабаления крестьянства. Однако постепенно и в этих странах началось движение за освобождение от крепостной зависимости. На этот процесс влияли не только идеологические установки эпохи Просвещения, но и государственные интересы. 

Крестьянин вносит арендную плату за землю. Англия, 1523 год

Неутомимый реформатор 

Важнейшую роль в личном освобождении крестьянства в Восточной Европе сыграл император Священной Римской империи Иосиф II. С 1765 года он был соправителем своей матери Марии Терезии, а в 1780-м получил единоличную власть над огромными владениями Габсбургов, включавшими Австрию, Чехию, Венгрию и др. 

Иосиф II был одним из тех европейских правителей эпохи Просвещения, кто стремился претворить в жизнь самые новые философские и политико-экономические теории своего времени. Он запомнился в первую очередь как неистовый реформатор во всех сферах жизни. Помимо чисто идейных соображений император руководствовался и практическими интересами. Развитие огромного государства требовало значительных средств для содержания армии и чиновничьего аппарата, а между тем крестьяне – основные налогоплательщики – хронически не имели денег, поскольку главными их повинностями были барщинные отработки и натуральный оброк. 

На пашне. Гравюра. Германия, XVIII век

Иосиф II еще в юности писал: «Мы при рождении получаем от родителей лишь животную жизнь, поэтому между королем, графом, бюргером, крестьянином нет ни малейшей разницы. Душу и разум нам дарует Создатель. Пороки же или добродетельные качества являются результатом дурного или хорошего воспитания и тех примеров, которые у нас перед глазами». После смерти матери он не медлил с отменой личной зависимости крестьян. Специальные указы об этом были изданы в 1781–1782 годах для Чехии, Австрии и немецких владений императора, а в 1785-м – для Венгрии. 

Указы провозглашали, что «отмена крепостничества и установление умеренного наследственного подданства окажет полезнейшее влияние на развитие земледелия и промышленности и что разум и любовь к человечеству равным образом говорят за такое нововведение». Теперь крестьяне имели право, не спрашивая разрешения помещика, вступать в брак, выбирать себе любой род деятельности, менять место жительства и, конечно, освобождались от служб в доме и усадьбе господина. 

Но если с личной свободой крестьян вопрос решился достаточно быстро, то два других аспекта аграрных отношений – собственность на землю и повинности за ее использование – оставались на повестке дня. 

Иосиф II хотел, чтобы «выкуп крестьянских участков производился без всякого принуждения или таксации, по добровольному соглашению между помещиками и подданными». Одновременно он принял меры для защиты крестьян, не выкупивших свои земельные наделы. Закон запретил помещикам применять к крестьянам телесные наказания и сгонять их с земли – подобное допускалось лишь в отношении злостных должников и неплательщиков податей. 

Полагая, что «отмена барщины является делом полезным для государства и выгодным для господ и подданных», император сначала ликвидировал ее на казенных землях. Указ от 10 февраля 1789 года определил условия, на которых крестьяне выкупали у помещиков барщину и натуральные повинности. Отныне все повинности должны были исчисляться исключительно в деньгах и лишь деньги помещики могли требовать с крестьян. 

Дворяне активно сопротивлялись переводу барщины в денежные платежи. После кончины Иосифа II в 1790 году правительство пошло им на уступки, вернув некоторые отмененные повинности. В Венгрии крестьяне вообще сохранили только личную свободу: уплатив все повинности и долги, они могли уйти от помещика, предварительно поставив его в известность, лишь в весенний Юрьев день, почти как когда-то на Руси. Окончательно остатки феодальных повинностей в Австро-Венгрии были ликвидированы только благодаря революции 1848–1849 годов. 

 

Прусский вариант 

Толчком к отмене крепостного права в Пруссии стало жестокое военное поражение от Наполеона. По условиям Тильзитского мирного договора 1807 года Прусское королевство потеряло почти половину своей территории. Национальное унижение оказалось катализатором реформ во всех сферах жизни. Не стал исключением и крестьянский вопрос. 

Инициатором его решения выступил премьер-министр Фридрих Карл фон Штейн. 9 октября 1807 года по итогам работы специально созданной комиссии был издан эдикт об отмене крепостного права. Этим октябрьским указом начался процесс освобождения крестьян, а полностью завершиться он должен был через три года – в День святого Мартина (11 ноября) 1810-го. При этом крепостное состояние отменялось окончательно и не могло быть восстановлено ни при каких обстоятельствах: «После издания настоящего указа не может возникать более отношений подданства ни по рождению, ни по браку, ни вследствие занятия места подданного, ни по договору». 

Первоначально прусские реформаторы предполагали наделение крестьян землей, но встретили резкое сопротивление со стороны помещиков. Последние в поданном на имя короля адресе прямо заявляли: «Пусть крепостное право будет отменено, но вся земля должна быть оставлена в наших руках. Крестьянам нужно дать только такие участки земли, на которых они могли бы построить избу и развести огород; если им будет дана земля в большем количестве, они не захотят работать у нас». 

Император Священной Римской империи Иосиф II

В результате с 1808 по 1850 год вышел целый ряд законов, регламентировавших выкуп крестьянами повинностей для получения земли во владение. Поначалу крестьянин мог получить землю в собственность, единовременно выплатив помещику сумму, равную его повинностям за 25 лет, или ежегодно внося по 4% от этой суммы. Но такая возможность была только у немногих землепашцев. Позднее было оговорено, что выкупить можно не весь свой надел, а лишь его половину или две трети – в зависимости от юридических нюансов, различавшихся от региона к региону. Так появились отрезки (земли, раньше бывшие в пользовании крестьян, но отрезанные в пользу помещика), благодаря которым сохранились крупные земельные владения. 

Организованный таким образом выкуп привел к обезземеливанию значительной части прусских крестьян и превращению их в сельскохозяйственных рабочих. А в конечном счете – к появлению так называемого прусского варианта развития капитализма, когда полученные от выкупных операций деньги позволили помещикам создавать крупные хозяйства капиталистического типа, обеспеченные рабочей силой за счет потерявших землю крестьян. 

Выгодный власть имущим прусский вариант отмены крепостничества впоследствии был применен во многих странах Европы. Пойти по этому пути решения крестьянского вопроса призывали и в России, хотя уже были очевидны его негативные последствия (лишившись земли, крестьяне стремительно беднели и покидали родные места, перебираясь в города или в другие страны). 

Фридрих Карл фон Штейн – премьер-министр Пруссии в 1807–1808 годах

 

 

Рабство и крепостничество 

Памятник увезенным в рабство. Занзибар

Крепостное право часто называли рабством, хотя исторически это совершенно разные явления. Есть три основных различия между ними. Во-первых, рабы не имели никакой собственности, в то время как крепостные были владельцами домов, где жили, скота и другого имущества. Во-вторых, согласно известному определению, «раб – это говорящее орудие», то есть рабы были лишены гражданских прав и юридической субъектности, чего о крепостных сказать нельзя. А в-третьих, рабы, как правило, ввозились из других стран, тогда как крепостные принадлежали к той же национальности и исповедовали ту же веру, что и их господа, и это в какой-то степени ограничивало их угнетение. 

Если повсюду в Европе рабство было запрещено в первой четверти XIX века, то в США оно продержалось до 1865 года, в Бразилии – до 1888-го, в Китае – до 1906-го. В 1942 году рабство отменили в Эфиопии, в 1962-м – в Саудовской Аравии, а в 1981-м последней официально отменившей его страной стала Мавритания. При этом, по данным ООН, в мире до сих пор фактически на положении рабов находится не менее 30 млн человек. 

 

Фото: LEGION-MEDIA

Александр Самарин, доктор исторических наук