Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События января

№73 январь 2021

220 лет назад 

На вечные времена? 

Павел I обнародовал манифест о присоединении к России грузинского царства Картли-Кахетия 

 

В середине XVIII века Грузии как единого государства не существовало – было несколько царств, находившихся в зависимости либо от Османской империи, либо от Персии. Самыми значительными из них считались Карталиния (Картли) и Кахетия, где правили представители династии Багратионов. В 1762 году царь Кахетии Ираклий II унаследовал отцовский трон в Картли и объединил оба царства, территория которых охватывала всю Восточную Грузию. Но и такое государство не могло противостоять персидской агрессии. В конце концов Ираклий принял решение обратиться к Екатерине II с просьбой принять его земли под покровительство Российской империи, и летом 1783 года в Георгиевске был подписан соответствующий трактат. Тогда же началось строительство Военно-Грузинской дороги, связавшей Россию с Грузией через Главный Кавказский хребет. 

После смерти Ираклия в 1798 году на престол взошел его сын Георгий XII, для которого наибольшую опасность представляла внутренняя смута – междоусобная борьба местных феодалов, которая могла привести к завоеванию царства Персией или Турцией. Георгий начал переговоры о вхождении своих владений в состав России. В первом же пункте посланной русскому правительству грамоты указывалось, что грузинский царь «усердно желает с потомством своим, духовенством, вельможами и со всем подвластным ему народом однажды навсегда принять подданство Российской империи, обещаясь свято исполнять все то, что исполняют россияне». 

Наконец 18 (30) января 1801 года в Санкт-Петербурге император Павел I обнародовал манифест о «присоединении Царства Грузинского на вечные времена под державу нашу». Речь в этом документе шла о Картли-Кахетии, но в течение ближайших десятилетий и остальные грузинские царства вошли в состав Российской империи. 

 

190 лет назад

«К преуспеванию наук» 

Учреждена Демидовская премия – первая регулярная научная награда в России 

Павел Демидов, представитель известнейшего и богатейшего рода уральских горнозаводчиков, был не только успешным промышленником, но и покровителем отечественной науки. Он принял решение ежегодно вносить в Академию наук по 20 тыс. рублей на награды ученым «за лучшие по разным частям сочинения в России» и еще по 5 тыс. «на издание увенчанных Академией рукописных творений». Демидовская премия «для содействия к преуспеванию наук, словесности и промышленности» была учреждена 3 (15) января 1831 года. Она стала первой регулярной и самой почетной научной наградой в России, присуждавшейся, как правило, в день рождения правящего императора. Согласно завещанию Демидова после его смерти деньги на эти цели выделялись Академии еще в течение 25 лет. Всего за 34 года было рассмотрено более 900 работ по истории, филологии, географии, химии, физике, биологии и другим наукам; выделено 55 полных (5 тыс. рублей) и 220 половинных премий. Среди историков, получивших эту награду, – Александр Михайловский-Данилевский, Михаил Погодин, Дмитрий Милютин, Иван Забелин, Дмитрий Толстой. Также лауреатами премии стали мореплаватели и географы Федор Литке и Иван Крузенштерн, филолог Александр Востоков, химик Дмитрий Менделеев, математик Пафнутий Чебышёв, физиолог Иван Сеченов. Николай Пирогов за свои монографии в области медицины получал Демидовскую премию четырежды. Вручение этих почетных наград прервалось после 1865 года, а в 1992-м было решено возродить традицию по инициативе Уральского отделения РАН. Теперь премия выплачивается из средств Научного Демидовского фонда и присуждается не за конкретное сочинение, а за совокупный вклад ученого в науку. 

 

105 лет назад

Путь на Эрзерум 

На Кавказском фронте началось победное наступление русских войск 

В 1915 году под натиском немцев Русская императорская армия долго отступала. В декабре неудачей завершилась и Дарданелльская операция Великобритании и Франции, что подняло боевой дух союзников Германии – турок. Именно в это время командующий Кавказской армией генерал Николай Юденич принял решение перейти в наступление. Эрзерумская операция началась 28 декабря 1915 года (10 января 1916 года). На пути к крепости Эрзерум русским пришлось преодолевать заснеженные горные перевалы и оборону противника. Участник похода полковник Евгений Масловский свидетельствовал: «…все бойцы пехоты и конницы должны были при наступлении нести по два полена дров для обогревания на ночлегах. Кроме того, наступавшие роты должны были иметь с собой толстые доски или жерди для устройства переправ через ручьи, чтобы люди не мочили себе ног и затем не отмораживали их». Через месяц войска Юденича подошли к Эрзеруму и после короткой, но эффективной артиллерийской подготовки взяли его штурмом. «На главной оборонительной линии фортов было захвачено 197 исправных орудий разного калибра, а в центральной ограде крепости – еще 126. В плен попало 235 офицеров и 12 753 нижних чина. <…> Противником было оставлено большое количество боеприпасов, пороха, продовольствия, скота», – пишет об этих событиях историк Олег Айрапетов. Успех операции имел не только военное, но и огромное морально-психологическое значение. Инициатива на Кавказе перешла к русским войскам и оставалась за ними до 1917 года, когда после Февральской революции началось разложение армии, а Юденич был отозван с фронта. 

 

85 лет назад

Железнодорожный спорт 

Образовано добровольное спортивное общество «Локомотив» 

«Локомотив» выходит на свой первый матч в чемпионатах СССР. 1936 год

К середине 1930-х свои спортивные общества в СССР были у военных, Народного комиссариата внутренних дел и даже промкооперации. Наркомат путей сообщения стремился не отставать. 12 января 1936 года было создано добровольное спортивное общество (ДСО) «Локомотив», перед которым нарком Лазарь Каганович поставил амбициозную цель – сформировать команды во всех видах спорта. Возглавил новое ДСО Виктор Рябоконь, в прошлом футбольный арбитр, оказавшийся, по воспоминаниям современников, талантливым и въедливым администратором. Во многом именно благодаря ему уже в 1936-м «Локомотив» ждал знаменательный успех – победа в дебютном для нашего футбола розыгрыше Кубка СССР. Одним из первых среди железнодорожников звание заслуженного мастера спорта получил борец Алексей Катулин, настоящий богатырь – и телом, и душой, в будущем фронтовик. Представители «Локомотива» более 50 раз становились олимпийскими чемпионами. Так, Людмила Белоусова и Олег Протопопов в 1964 году впервые в истории советского фигурного катания выиграли золото на Олимпиаде в Инсбруке, превратив свой вид спорта в высокое искусство. Пятикратным чемпионом мира и олимпийским чемпионом стал хоккеист Виктор Якушев, в течение 25 лет защищавший цвета московского клуба «Локомотив», а позже работавший тренером в детско-юношеской спортивной школе железнодорожников. Выдающийся велосипедист Вячеслав Екимов, воспитанник ленинградского «Локомотива», трижды побеждал на Олимпиадах. Кроме того, за это общество выступал 10-й чемпион мира по шахматам Борис Спасский. 

Сегодня «Локомотив» остается среди лидеров российского и мирового спорта. Вспомним Александра Третьякова, впервые в истории нашего скелетона завоевавшего золотую олимпийскую медаль в Сочи. Одним из сильнейших клубов страны по хоккею является ярославский «Локомотив», а по футболу – московский. 

 

30 лет назад

Первый плебисцит 

Жители Крыма проголосовали за восстановление Крымской АССР 

Крымская автономная республика в составе РСФСР появилась еще в 1921 году. Но вскоре после освобождения полуострова от немецко-фашистских захватчиков, в мае-июне 1944-го, крымских татар и представителей ряда других народов депортировали в Сибирь и Среднюю Азию. Их обвинили в сотрудничестве с оккупантами и действиях против Красной армии и партизан. Годом позже указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область, которую в 1954-м советское руководство передало в состав Украинской ССР. На волне перестройки идея восстановления статуса автономии получила большую популярность на полуострове. Крымский областной Совет народных депутатов принял решение о проведении соответствующего референдума – и 20 января 1991 года он состоялся. Это был первый плебисцит, проходивший на территории СССР. Вопрос для голосования звучал так: «Вы за воссоздание Крымской автономной советской социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» Явка составила 81,37% имеющих право голоса – всего 1 441 019 человек. Подавляющее большинство – 93,26% пришедших в тот день на участки – высказалось за воссоздание автономии. Уже в следующем месяце Верховный Совет УССР принял закон о восстановлении Крымской АССР в составе Украины, но при этом положение о Крыме как об участнике Союзного договора реализовано не было. Позднее Крымскую АССР переименовали сначала в Республику Крым, а потом – в Автономную Республику Крым. На референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, большинство жителей полуострова проголосовали за воссоединение с Россией. С 18 марта того же года Республика Крым, а также город федерального значения Севастополь являются субъектами РФ. 

25 лет назад

Дипломатия здравого смысла 

Евгений Примаков назначен министром иностранных дел России 

Борис Ельцин шел на свои вторые президентские выборы с крайне низким рейтингом. Он понимал, что сможет укрепить репутацию среди избирателей только ценой компромиссов. Министр иностранных дел Андрей Козырев к тому времени стал одним из самых непопулярных российских политиков. Оппозиция не уставала язвительно высмеивать его проамериканскую позицию, которая, учитывая расширение НАТО на восток, явно не соответствовала интересам нашей страны. 

9 января 1996 года Ельцин наконец решился заменить прозападного Козырева на убежденного государственника Евгения Примакова. И академик-востоковед, который ранее успешно возглавлял Службу внешней разведки, показал себя в области международных отношений как гроссмейстер. Примаков сравнивал свою политику со стратегией знаменитого министра иностранных дел Российской империи Александра Горчакова. Оба они приняли штурвал внешней политики после ряда болезненных поражений и уступок – и начали осторожно отыгрывать потерянное, накапливая силы. Наша страна во второй половине 1990-х годов не обладала достаточным экономическим потенциалом, но новому министру удавалось действовать независимо и эффективно. Его стратегия, основанная на здравом смысле, превратила Россию в одну из держав, обеспечивающих международное равновесие сил. Примаков проводил многовекторную политику. Он вел напряженные переговоры с представителями США, не пренебрегая интересами России, использовал свой огромный авторитет в странах Ближнего Востока, Китае и бывших республиках СССР. Министр находил союзников и в Европе, и в Азии. Во многом именно благодаря его профессионализму мир стал многополярным. За два с половиной года работы во главе МИД Примаков заслужил репутацию самого авторитетного российского политика. После дефолта в августе 1998 года он возглавил правительство России – и, как никто другой, способствовал оздоровлению экономики и социальной политики. 

Наследие выдающегося дипломата и управленца актуально и в наше время. Недаром в 2019 году около здания МИД на Смоленской площади в Москве был установлен памятник Евгению Примакову – политику, о котором даже его оппоненты вспоминают с уважением.

 

Фото: FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA, © ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЛЕОНИДА БЕРЕСТОВСКОГО, РИА Новости

 

Арсений Замостьянов