Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Крепкие как сталь

№38 февраль 2018

Двухсотдневная битва на Волге стала серьезным испытанием не только для красноармейцев, но и для мирных жителей. Какой была фронтовая жизнь обычных горожан и как возрождался Сталинград после сражения? На эти вопросы «Историку» ответила завотделом музея-заповедника «Сталинградская битва», кандидат искусствоведения Светлана АРГАСЦЕВА

Войска Германии и ее сателлитов подступили к Сталинграду в конце лета 1942-го, когда шел уже второй год войны. На тот момент в нем работали эвакогоспитали, здесь принимали беженцев, заводы выполняли заказы фронта. В мгновение ока тыловой город стал ареной боевых действий.

 

«Возникало ощущение, что горит вода»

– Каким был Сталинград накануне Великой Отечественной войны?

– До войны наш город стабильно и очень активно развивался. С 1930-х годов началось бурное строительство крупнейших предприятий. Это и Сталинградский тракторный завод, и химический завод № 91 (впоследствии «Химпром»), и Сталинградская ГРЭС; на полную мощность работал машиностроительный завод «Баррикады». Поэтому накануне войны численность населения города резко возросла, составив около 400 тыс. человек. Увеличение населения, в свою очередь, стимулировало появление самых разных объектов общественного значения, культурных и образовательных учреждений. Так, для студентов распахнули двери Сталинградский медицинский, Сталинградский механический (тракторный), Сталинградский педагогический институты. Открывались новые школы, действовали два цирка, театры, музеи, в том числе Музей обороны Царицына имени товарища Сталина, краеведческий музей, художественная галерея.

Много ли беженцев прошло через Сталинград и осело в нем?

– В 1941 году город был еще тыловым. В то время он представлял собой очень крупный воднотранспортный и железнодорожный узел. Поэтому в нем было размещено множество эвакогоспиталей, под которые отдали практически все здания школ и гостиниц. Кроме того, через Сталинград шла активная эвакуация заводов из западных областей страны. Естественно, что сюда начали прибывать и беженцы с оккупированных территорий, и их было довольно много.

Накануне Сталинградской битвы численность населения города значительно увеличилась. К сожалению, точные данные привести невозможно, но, по разным оценкам, в городе проживало от 500 тыс. до 700 тыс. человек. И это с учетом того, что большая часть мужского населения в 1941 году была призвана на фронт. В 1942-м в Сталинграде оставались преимущественно женщины, дети и старики, хотя, конечно, были и мужчины трудоспособного возраста. Это высококвалифицированные работники предприятий, железнодорожники, раненые в госпиталях.

Жителей блокадного Ленинграда вывозили из города через Ладожское озеро по Дороге жизни. А как проходила эвакуация людей из Сталинграда?

– Об этом исследователи много спорят. В частности, вопрос ставится так: а была ли вообще объявлена эвакуация гражданского населения? Однако официального документа о запрете эвакуации людей из Сталинграда не найдено, зато сохранилось множество постановлений городского комитета ВКП(б), а затем, уже позже, армейских частей об эвакуации скота, ряда предприятий, детских садов.

Прорыв немцев к Сталинграду оказался неожиданным. Так, 23 августа 1942 года, в первый день массированного авиационного удара противника по городу, сюда прибыло три эшелона с женщинами и детьми, вывезенными из блокадного Ленинграда. И последний эшелон пришел буквально за 25 минут до бомбардировки.

Из огня да в полымя…

– Да. А по радио было объявлено, чтобы жители шли на вокзал и брали семьи из Ленинграда к себе на постой. Поэтому, когда начался авианалет, эти массы людей не были защищены абсолютно…

Основным для эвакуации гражданского населения из Сталинграда после начала вражеских бомбардировок был, естественно, путь через Волгу, на тот берег. Использовали всевозможные плавательные средства: плоты, лодки, различные шхуны, гражданские пароходы. Железной дорогой отправляли в тыл главным образом заводы. Например, частично удалось эвакуировать Сталинградский тракторный завод, но полностью вывезти оборудование и людей просто не успели.

Вы говорите о массированном ударе немецкой авиации в 20-х числах августа. А есть ли цифры, свидетельствующие о том, насколько сильный ущерб был причинен Сталинграду этой бомбардировкой?

– По данным воздушного наблюдательного оповещения, немцы 23 августа произвели свыше 2 тыс. самолето-вылетов. Обратите внимание, речь идет не о самолетах, а о самолето-вылетах. То есть самолеты совершали удар по городу, возвращались на базу, заправлялись, брали на борт бомбы и вылетали снова. И такая массированная бомбардировка продолжалась с 23 по 29 августа – почти неделю. При этом если в начале 1942 года основной целью авианалетов противника являлись заводы, то теперь целью были не только они, не только железнодорожный узел, но и сам город. Гитлеровцы стремились вызвать панику. Сталинград был расчерчен ими на квадраты, и они его фактически впервые утюжили, применяя ковровое бомбометание, осыпая весь город фугасными, осколочными, зажигательными бомбами. Иными словами, его планомерно уничтожали, стирали с лица земли.

Есть приблизительные данные Государственного комитета обороны СССР, которыми сейчас оперируют большинство исследователей. Если верить этим данным, то за неделю августовской бомбардировки в городе погибло 40 тыс. мирных жителей, а еще 100–150 тыс. человек получили ранения и ожоги. Также очень многие пострадали от отравлений, особенно угарным газом. И не забывайте, что это август, стояла жара, а все водовозы были перебиты. Сталинград выгорел практически полностью. Кроме того, немцы разбомбили Нефтесиндикат, нефть выливалась из разрушенных пылающих баков, и в том числе в Волгу. Нефть горела с клубами густого черного дыма, образуя копоть, да так страшно, что у людей возникало ощущение, что горит вода.

Суровые будни войны

Какими были условия жизни сталинградцев во время битвы?

– Город у нас вытянутой формы, и до войны он был разделен железной дорогой на две части – верхнюю и нижнюю. Верхнюю его часть оккупировали немцы, а непосредственно бои развернулись на пространстве от железной дороги до Волги – в нижней части города. После того как были разрушены почти все дома, люди жили в землянках. Даже не в землянках – вырывали такие специальные узкие щели или вовсе прятались под крутым правым берегом Волги.

На юге города Красная армия сумела удержать большую территорию, и там весь период битвы продолжали работать промышленные предприятия, включая Сталинградскую ГРЭС. Станция давала электричество для заводов, судоверфи. Что касается северной части города, где гитлеровцы вплотную подошли к Волге, то там положение гражданского населения было значительно тяжелее. Пуля же не выбирает, солдат это или мирный житель… Люди часто попадали под перекрестный огонь.

Жители города у землянки, заменившей им разрушенный дом. Сталинград, 1942 год (Фото: НИКОЛАЙ ПЕТРОВ/ ТАСС)

Многие, в том числе дети, получили тяжелейшие ожоги во время августовской бомбардировки. Конечно, те, кто мог эвакуироваться, эвакуировались. Но те, кому некуда было податься, у кого не было сил на это, оставались в Сталинграде все 200 дней.

А питание?

– В зоне боевых действий продуктовых карточек и, следовательно, самого питания как такового не было. Кто как мог, тот так и кормился. Некоторые собирали горелое зерно с мельницы, варили какую-то кашу. Это был практически подножный корм. Бойцы Красной армии помогали, разумеется, чем могли, делились.

– Партизанское движение в какой-либо форме существовало?

– Какое может быть партизанское движение в степи? У нас открытая местность, и о регулярном партизанском движении речи быть не могло. Этих партизан просто негде было спрятать. Но в Сталинграде действовали разведывательно-диверсионные отряды, которые находились на оккупированной территории, их бойцы выполняли функции подрывников и разведчиков, совершали диверсии на железной дороге, получали и передавали данные о силах противника… Существовало несколько таких отрядов, один из них – знаменитый отряд «За Родину». И все же о партизанском движении говорить нельзя, только о разведывательно-диверсионных группах.

Как оцениваются сегодня потери населения города за 200 дней битвы?

– Точной цифры мы не узнаем никогда, потому что, напомню, нам неизвестно, сколько людей находилось в Сталинграде накануне битвы. К тому же потери населения города за время сражения очень сложно определить, поскольку невозможно проследить судьбу каждого сталинградца. Какой-то части жителей удалось эвакуироваться, многие погибли при бомбардировках и в ходе уличных боев, некоторые умерли от ран и отравления газом или утонули в Волге при переправе… Принято считать, что более или менее приближенные к реальности цифры – это 300–350 тыс. погибших.

28 февраля 1943 года Сталинградский обком ВКП(б) принял постановление о создании чрезвычайной комиссии по захоронению трупов противника в Сталинграде и на прилегающей к городу территории. Как и какими силами решалась эта проблема?

– Это была чудовищная проблема! И история очень страшная, может быть, страшнее даже, чем бои… В феврале-марте 1943 года люди, которые работали на заводах по 12–14 часов, должны были после тяжелейшего рабочего дня еще убирать с улиц трупы противника. После битвы в городе осталось множество открытых трупов – немцев, а также лошадей, других животных… Все эти работы необходимо было завершить до весны, чтобы не допустить массового распространения эпидемических заболеваний. Но сделать это не получалось. Обратите внимание, что само постановление вышло уже спустя 26 дней после победы в Сталинграде! Нормы по захоронениям для жителей города ужесточались, к таким работам привлекались даже подростки. Искали разные способы решения проблемы, пытались взрывать тела. Результатом стремления как можно скорее ликвидировать угрозу распространения заболеваний стало огромное количество санитарных, не сильно глубоких захоронений.

Об этом страшно говорить, но за это время люди привыкали жить среди трупов. Например, в дневнике одной юной горожанки мы читаем о танцах, устроенных 23 февраля 1943 года, в День Красной армии. Она рассказывает, что мальчишки ставили у входа в здание, где проходили танцы, замерзшие трупы немцев – девочек пугали. А девочки шили себе тапочки из шинелей убитых врагов: нужно же было в чем-то идти на вечер. Ведь обувь была в огромном дефиците…

Человек действительно привыкает ко многому и учится жить в самых, казалось бы, невыносимых условиях. Летом 1943 года почти все сталинградцы работали на военном производстве и одновременно восстанавливали Тракторный завод, разбирали завалы, расчищали город. Работы была масса, но, когда смотришь на фотографии того времени, не можешь не заметить, что все женщины чистенькие, причесанные, красивые…

Как птица феникс

Как восстанавливали быт, возвращали жизнь практически уничтоженному врагом городу?

– Это тоже была история подвига. Сталинград начал оживать, восстанавливаться уже в военное время. Собственно, поэтому его восстанавливали в основном женщины. Например, мы знаем об Александре Максимовне Черкасовой – молодой женщине, в 1943 году работавшей в детском саду. Вместе со своими подругами, тоже сотрудницами детсада, она организовала бригаду, которая в свободное от основной работы время восстанавливала родной город. Что-то отстраивали, ремонтировали, не жалели себя, потому что понимали: наступит зима и придется жить в тех руинах, что остались после сражения.

Это был первый этап восстановления, а в 1944 году Сталинград начали восстанавливать уже целенаправленно, как город-памятник. Активное участие в его возрождении приняли такие выдающиеся советские архитекторы, как Алексей Щусев, Каро Алабян, Василий Симбирцев. Началась разработка генерального плана восстановления Сталинграда, в том же году был объявлен открытый всесоюзный конкурс на проект памятника воинам-сталинградцам. Примечательно, что в конкурсе участвовали не только профессиональные архитекторы, но и люди, никакого отношения к архитектуре не имеющие, в том числе сами защитники Сталинграда, бойцы Красной армии. В перерывах между боями они рисовали, стремясь представить эскизы, показать, каким видят памятник в нашем городе.

Восстановление родного города. Сталинград, 1943 год (Фото: ФОТОХРОНИКА ТАСС)

А правда, что рассматривался проект оставить город таким, каким он был после сражения, законсервировать его как памятник под открытым небом?

– Да, но это был не проект, а идея, которая высказывалась иностранцами. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль на Тегеранской конференции говорил об этом, а впервые такая идея родилась у иностранных журналистов, посетивших наш город весной 1943 года.

Надо понимать, что Сталинград был разрушен варварски, не только средствами авиации, но и артиллерийским огнем, ведь жесточайшие бои шли непосредственно на его улицах, на территории заводов. Экономически было бы гораздо выгоднее построить новый город чуть выше или чуть ниже по реке. Но нашему народу, невзирая ни на какие экономические доводы, необходимо было восстановить Сталинград на том же месте по причинам сугубо сентиментального характера. Многие иностранцы предлагали хотя бы один район города оставить нетронутым, как знаменитые руины Карфагена. На что им отвечали: Сталинград будет возрожден, как птица феникс.

 

Подвиги защитников Сталинграда

 

Александр Федорович Алеканцев

(1916–1973)

24 августа 1942 года на подступах к Сталинграду, у разъезда 55-й километр, расчет 45-миллиметровой противотанковой пушки под командованием старшего сержанта Александра Алеканцева из состава 1392-го стрелкового полка 422-й стрелковой дивизии 57-й армии вступил в двухдневный бой с атакующим противником. Расчету удалось подбить восемь немецких танков. После гибели всех бойцов раненый командир, оставшись у орудия в одиночестве, подбил еще четыре вражеские машины, заставив немцев отступить. Алеканцев был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «За оборону Сталинграда».

 

Михаил Аверьянович Паникаха

(1914–1942)

2 октября 1942 года заместитель командира отделения 1-й роты 1-го батальона 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии 62-й армии рядовой Михаил Паникаха участвовал в бою в районе поселка завода «Красный Октябрь». При отражении атаки семи немецких танков и сопровождавших их автоматчиков он, вооружившись бутылками с зажигательной смесью, попытался ползком приблизиться к врагу. Когда пуля попала в одну из бутылок, горючая жидкость мгновенно разлилась и воспламенилась. Охваченный пламенем боец бросился на головную машину противника и поджег ее, разбив о решетку моторного люка вторую бутылку. В 1942 году за этот подвиг Паникаха был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. 5 мая 1990 года указом президента СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Волгограде его именем названа улица, а на месте гибели установлен памятник.

 

Василий Михайлович Баданов

(1895–1971)

24 декабря 1942 года 24-й танковый корпус под командованием генерал-майора Василия Баданова, совершив рывок на двести с лишним километров в тыл противника, внезапным ударом уничтожил вражеские эшелоны на железнодорожной станции и аэродром у станицы Тацинская. В результате потеря, по некоторым данным, до 300 боевых и транспортных самолетов сильно затруднила гитлеровцам снабжение по воздуху окруженных под Сталинградом войск. Утром 26 декабря командующий Юго-Западным фронтом генерал-лейтенант Николай Ватутин направил Баданову поздравительную радиограмму: «Корпус преобразован в гвардейский. Вы награждены орденом Суворова II степени. Поздравляю Вас и весь личный состав корпуса и от души желаю полной победы над врагом». В это время 24-й танковый корпус практически оказался в окружении, из которого с боями вышел в конце декабря, соединившись с передовыми частями 1-й гвардейской армии у Ильинки. За время рейда корпус уничтожил более 11 тыс. солдат и офицеров противника, захватил 4769 пленных, подбил 84 танка и 106 орудий.

 

Максим Александрович Пассар

(1923–1943)

22 января 1943 года в бою в районе селения Песчанка Городищенского района Сталинградской области погиб снайпер 117-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии 65-й армии старший сержант Максим Пассар. Генерал Павел Батов, в 1943 году командовавший 65-й армией Донского фронта, писал в воспоминаниях: «Имя его было известно всему Донскому фронту. Немцы сбрасывали листовки с дикими угрозами в адрес Максима Пассара. <…> В последнюю свою атаку он шел, как всегда, неистово. Треух развевался на бегу. Полушубок нараспашку. Гимнастерка расстегнута, обнаженная грудь подставлена навстречу обжигающему ветру. Таким я хотел бы видеть памятник этому замечательному солдату». Пассар уничтожил 237 солдат и офицеров противника. Кроме того, он принимал активное участие в обучении снайперов. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (вторым посмертно). В 2010 году указом президента РФ ему присвоено звание Героя Российской Федерации. Одна из улиц Волгограда носит его имя.

Подготовил Олег НАЗАРОВ

 

Варвара Забелина