История в пластилине
№37 январь 2018
Офицер белой армии поэт Николай Туроверов
На территории комплекса «Кремль в Измайлово» находится небольшой музей миниатюр «Всемирная история в пластилине». Отдельная его экспозиция посвящена Гражданской войне и лидерам Белого движения
Набор пластилина «Детский» из 12 цветов стоил в советские времена 50 копеек. Помните? Самодеятельные скульпторы брали пластилин коробками – и, занимая все свободное пространство жилища, на листах фанеры вырастали горы, замки с древними рыцарями, «война и немцы», страны, эпохи. Правда, постепенно эти волшебные конструкции теряли свой вид, от теплого воздуха пластилиновые герои начинали подозрительно блестеть, клониться на бок, некрасиво проседать и обрастать шерстью домашних животных. Пластилин – штука недолговечная. Но некоторым увлеченным людям удается «остановить мгновенье» и сохранить легкоуязвимые фигурки на десятилетия.
Лепка из пластилина объединила несколько поколений семьи Олюниных. А для основателя музея миниатюр Сергея Олюнина хобби превратилось в главное дело жизни. Он создает пластилиновые фигурки героев русской истории – не только с душой, но и с незаурядным умением. Трагическое и притягательное прошлое оживает неподалеку от Измайловского парка.
Весь мир на книжной полке
Сергея Олюнина ваять фигурки из пластилина, устанавливая их на прочный каркас, научил отец – настоящий подвижник лепки. Этот семейный музей опровергает представления о недолговечности пластилиновых скульптур. Самому почтенному экспонату, композиции «Шахрияр и Шахразада», скоро исполнится 60 лет.
Все началось с увлечения и большой дружбы. Книжные полки в московских квартирах двух друзей – Ростислава Олюнина и Андрея Миллера – исправно заполнялись пластилиновыми фараонами, королями и военачальниками. У обоих работа не была напрямую связана с изобразительным искусством: один – редактор на телевидении и кандидат филологических наук, другой и вовсе инженер-химик. Но они интересовались историей, проглатывали все книги о прошлом человечества – и беллетристику, и научно-популярные издания, подчас редкие. Главное, что их объединяло, – художественная лепка.
Генерал-лейтенант барон Петр Врангель, адмирал Александр Колчак, генерал-майор Николай Тимановский
В конце концов Олюнин и Миллер решили воссоздать всемирную историю в лицах – от первобытных времен до ХХ века. Это, безусловно, была задача на десятилетия. Пластилиновая армия росла медленно, но верно: тут и вожди племен, и византийские императоры, и древнегерманские вожди, и античные воины, и средневековые рыцари. В магазинах таких сувениров не сыщешь! Соавторы вдохновляли друг друга. Творили азартно. Частенько, увидев новую работу приятеля, второй тут же лепил ей пару. Один – воина из племени готов, другой – крестителя древних готов, епископа Ульфилу. Один – кровавого герцога Альбу, другой – его заклятого врага, принца Вильгельма Оранского.
Участник Белого движения поэт Иван Савин, один из основателей Добровольческой армии генерал Иван Эрдели, участник
Белого движения профессор математики Владимир Даватц, командир дивизии Чехословацкого корпуса полковник Йозеф Швец
Ростислав Олюнин был преданным почитателем Жюля Верна, великого фантазера, который все невероятные приключения своих героев придумал не выходя из дома. Так среди фигурок появились и литературные персонажи. И не только герои приключенческих романов, но и, например, сестры Булавины из «Хождения по мукам» Алексея Толстого. Пластилиновый мир создавался много лет – в 1960–1970-е. А последней работой Ростислава Олюнина стала скульптура из пластилина папы римского Григория XIII. Когда погиб его друг, Андрей Миллер, он больше не сделал ни одной фигурки. Не для кого стало лепить и обсуждать все это стало не с кем…
Есть невидимая грань, отделяющая хобби от чего-то большего. Олюнин и Миллер, без сомнения, перешли этот рубеж. Им удалось разработать собственную технику лепки, а кропотливое изучение изображений замечательных людей разных эпох помогло им добиваться поразительного сходства. Завсегдатаи библиотек, они копировали образцы костюмов исторических деятелей. И рыцари, и сановники у них получались как живые.
Обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, генерал- лейтенант Яков Слащёв со своим ординарцем Ниной Нечволодовой, министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков
На книжных полках перемешались времена и народы: царь Ассирии Ашшурбанапал, правивший в VII веке до н. э., соседствовал с королем Хлодвигом из династии Меровингов, объединявшим разрозненные племена франков на рубеже V–VI столетий, а первый российский император Петр Великий – с последним царем Древнего Рима Тарквинием Гордым. Впечатляющая подобралась компания: она могла бы стать ярким пособием для школьных уроков истории. Но, как известно, пластилиновые фигуры существуют только в единственном экземпляре, тиражировать их поточным методом невозможно. В этом их уникальность. Соавторы не стремились на страницы журналов, не заботились о «пиаре» (в те времена и слова-то такого не было). Лепке из пластилина они посвящали не часы, а дни – целиком, к тому же без выходных и отпусков. А значит, это уже не потеха, но дело, настоящее призвание.
Трагедия русской смуты
Сергей Олюнин не стал художником, работал в «Литературной газете» на технической должности и почти не вспоминал о «пластилиновом» детстве.
«Возвращение к истокам» началось, когда Сергей, как и многие в нашей стране в 1990-е, обратился к книгам Александра Солженицына. Его поразила судьба адмирала Александра Колчака. Яркая личность, противоречивая фигура. Исследователь Арктики, военный моряк, в годы Гражданской войны он мог стать шансом для России, но проиграл и был казнен. Захотелось оживить, материализовать трагически погибшего «правителя Омского». Тут-то и вспомнилось фамильное увлечение, и вскоре на свет явился пластилиновый Колчак – с ярко переданным характером, с подробными деталями костюма, вплоть до складок. Чем-то он напоминал фигурки Олюнина-старшего, но было в нем и что-то новое. Темперамент мастера Сергея Олюнина, его взгляд на личность в истории. Душа требовала продолжения.
Старая Москва. «Кот из дома, мыши в пляс», старая Москва. Татьянин день в «Яре». Gaudeamus igitur, старая Москва. Шарманщик. «Трансвааль, Трансвааль, страна моя...»
Вслед за Колчаком рождались другие пластилиновые скульптуры. Сергей решил оживить в миниатюре трагический пласт русской истории – эпопею Гражданской войны. И начал с белых. По его замыслу, известные вожди Белого движения – Лавр Корнилов, Антон Деникин, Петр Врангель, Алексей Каледин, Яков Слащёв – должны были соседствовать с полузабытыми героями. Так появились скульптуры сестры милосердия Марии Берг, поэта Ивана Савина, полковника Йозефа Швеца, преподававшего гимнастику в родной Чехословакии и затянутого в водоворот Гражданской войны, профессора математики Владимира Даватца…
Не всегда удавалось сразу поймать характер: например, мастер долго трудился над созданием образа генерала Александра Кутепова. Только шестой вариант этой фигурки показался достигшим цели. Со временем замысел Сергея Олюнина приобретал все больший масштаб: восстановить историю Белого движения во всех подробностях – через личности.
Нет ничего безрадостнее Гражданской войны, и мастер не идеализирует своих героев. Но не принимает беспамятства.
Фараон Египта Аменхотеп IV (Эхнатон). Автор Ростислав Олюнин, Папа римский Григорий XIII. Автор Ростислав Олюнин
Погружаясь в историю Белого движения, копаясь в книгах и документах, он неожиданно наткнулся на собственную фамилию. Олюнин Николай Алексеевич, капитан 1-го ранга. Прадед! А в семье никогда не говорили о нем, будто и не было его вовсе… Николай Олюнин командовал бронепоездом «Адмирал Колчак», действовавшим на железной дороге Москва – Архангельск. 19 февраля 1920 года бронепоезд был захвачен красными на станции Холмогорская. Почти все офицеры погибли. Прадеду и нескольким его товарищам удалось вырваться, они перешли финскую границу. Николай Олюнин жил в Хельсинки.
После революционных потрясений свою семью – жену и сына – он увидел лишь однажды, когда супруга приехала к нему оформить развод. Она вышла замуж за командира Красной армии. Про белого офицера в семье никогда не вспоминали: много лет он оставался фигурой умолчания. Так бывает: увлечение помогло прикоснуться к семейной тайне. Сергей воспринял это открытие как знак: значит, нужно продолжать это путешествие во времени.
Создатель музея миниатюр «Всемирная история в пластилине» Сергей Олюнин
Постепенно сложилась целая экспозиция – «Трагедия русской смуты. 1917–1922». 55 персонажей, у каждого – «лица необщее выраженье». Объединяет их, пожалуй, одно – печать трагических испытаний, выпавших на долю многих в то время.
Но не только история Белой гвардии занимает мастера. В последние годы Сергей Олюнин создал любопытную коллекцию жанровых сценок в пластилине «Сказка старой Москвы». Какой была Первопрестольная, скажем, сто лет назад?
Один за другим возникли колоритные сюжеты: вербный торг на Красной площади, крещенские купели на Москве-реке, масленичные гуляния в Зоологическом саду, пикники в дачных Сокольниках, мытищинские чаепития на пути в Троице-Сергиеву лавру… По дворам бродили шарманщики, распевая песни. А вот одноногий георгиевский кавалер рассказывает, как наши чудо-богатыри били басурман.
Во многом эти композиции были навеяны книгами Ивана Шмелева, и неудивительно, что есть среди ликов старой Москвы и его скульптурный пластилиновый портрет. Автор романа «Лето Господне» за работой, за своим писательским столом. А еще у этой серии скульптур мастера тоже имеется личный мотив: другой прадед Сергея Олюнина, Иван Иванович Соколов, жил в Замоскворечье, на Ордынке, и учился в той же гимназии, которую окончил Шмелев, будущий писатель.
В экспозиции «Столпы империи» – сплошь хорошо знакомые нам исторические лица. Граф Сергей Уваров – министр народного просвещения, автор формулы «Православие, самодержавие, народность», обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, премьер-министр Петр Столыпин, несколько коронованных особ… Но, пожалуй, самым удачным получилось изображение министра иностранных дел Александра Горчакова. Он картинно оперся на трость и, кажется, готов к дипломатическим баталиям во славу и к пользе Отечества.
Участник Гражданскойвойны, командир бронепоезда «АдмиралКолчак» капитан 1-го ранга Николай Олюнин
Частный музей «Всемирная история в пластилине» находится в Москве, на территории «Измайловского кремля». Найти его просто. Там есть вывеска, на которой изображена симпатичная девочка, держащая в руках марципановую жабу. Дело в том, что здесь можно не только ознакомиться с экспозицией, авторами которой стали уже три поколения Олюниных (сын Сергея помогает отцу в работе, причем отвечает за портретное сходство), но и принять участие в мастер-классах, постигая основы художественной лепки, в том числе «сладкой лепки» из марципана. В рамках цикла экскурсий «Всемирная история в деталях» можно узнать неожиданные и занимательные факты из истории материальной культуры разных эпох и народов. И вам обязательно расскажут об уникальной технологии изготовления скульптур из пластилина, представленных в коллекции.
Хозяин всегда на месте. Добро пожаловать.
Илья Воробьев