Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События марта

№87 март 2022

 

260 лет назад

Свободное сословие

Петр III издал Манифест о вольности дворянства

 

Согласно законодательству Петра I все дворяне были обязаны учиться, а затем пожизненно служить, выбрав либо военную, либо гражданскую стезю. Россия в то время постоянно вела войны и нуждалась прежде всего в опытных и надежных офицерах. Тех, кто не чувствовал призвания ни к военному делу, ни к дипломатии, ни к административной работе, создавшееся положение тяготило. В 1736-м, при Анне Иоанновне, срок обязательной службы был ограничен 25 годами, но и такое послабление устраивало не всех. Вскоре после кончины императрицы Елизаветы Петровны новый монарх Петр III объявил о своем намерении провести реформу, суть которой выразил так: «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают». 18 февраля (1 марта) 1762 года он подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», автором которого называют тайного секретаря императора Дмитрия Волкова. Отныне представители дворянского сословия освобождались от обязательной гражданской и военной службы. Некоторые особые условия касались служивших в армии: они не могли подать прошение об отставке во время боевых действий и за три месяца до начала военной кампании, а те, кто не достиг офицерского чина, имели право покинуть службу лишь после 12 лет выслуги. Также манифест предоставлял дворянам возможность свободно выезжать за границу. При этом в их собственности по-прежнему оставались поместья и крепостные, владение которыми больше не связывалось напрямую с государственной службой. Значительное число дворян вышли в отставку и поселились в своих загородных имениях, что способствовало расцвету русской усадебной культуры и формированию особого социального типа сельского помещика. В 1775 году Екатерина II, уничтожившая многие начинания недолгого правления своего мужа, закрепила основные положения этого манифеста в Жалованной грамоте дворянству.

 

 

145 лет назад

Сказка о любви

В Большом театре состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро»

Сцена из 2-го акта «Лебединого озера» в постановке 1877 года

Композитор, чьи симфонии и романсы уже получили признание, впервые обратился к балетной музыке еще в 1871 году, написав одноактный балет для детей. Музыка для танцев считалась тогда чем-то второстепенным, почти низкопробным – и выдающиеся русские сочинители игнорировали этот жанр. Но Владимир Бегичев, инспектор репертуара московских императорских театров, возможно, под влиянием самого Петра Чайковского увлекся сюжетом мистической сказки в немецком духе, в которой лебеди оказывались заколдованными девушками. Бегичев стал автором либретто. В письме композитору Николаю Римскому-Корсакову Чайковский сообщал: «По приглашению московской дирекции я пишу музыку к балету "Озеро лебедей". Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Больше года он работал над балетом, который получил окончательное название «Лебединое озеро». Премьера состоялась 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене Большого театра – в хореографии Вацлава Рейзингера. Центральную партию Одетты и Одиллии – лебедей, олицетворяющих светлую и темную сторону любви, – исполнила прима труппы Полина Карпакова. Композитор и критик Герман Ларош писал: «По музыке "Лебединое озеро" – лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия». С тех пор «Лебединое озеро» ставилось многократно. Классическими признаны постановки Льва Иванова и Мариуса Петипа, Александра Горского, Юрия Григоровича. В Советском Союзе на этот балет обязательно водили иностранных гостей самого высокого ранга. Его телетрансляция, показанная во время путча 1991 года, стала своего рода эпилогом истории СССР. В наши дни «Лебединое озеро» с аншлагом идет и в Москве, и в Петербурге, и в Лондоне, оставаясь жемчужиной мирового балетного репертуара.

 

 

105 лет назад

 

«Наследие наше брату нашему»

Император Николай II отрекся от престола

Во второй половине февраля 1917 года ситуация в Петрограде резко ухудшилась из-за перебоев со снабжением продовольствием. Стихийные «хлебные бунты» переросли в массовые политические демонстрации и забастовки, а попытки подавить их не увенчались успехом. К концу месяца положение стало критическим. Николай II, находившийся в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве, спешно отправился в Царское Село, императорскую резиденцию под Петроградом. К тому моменту в столице уже действовали временные институты новой власти. Ими контролировалось и железнодорожное движение из Петрограда и в Петроград. В Пскове, куда императорский поезд прибыл 1 (14) марта, растаяли последние надежды государя «доехать до Царского». Там он согласился на учреждение правительства, подотчетного Государственной Думе, но председатель последней Михаил Родзянко разъяснил по прямому проводу, что эти меры запоздали, «время упущено и возврата нет». Окончательное решение Николая II было принято в результате отказа высших чинов армии поддержать существовавшую верховную власть. Императору показали телеграммы от главнокомандующих фронтами, и 2 (15) марта 1917 года он подписал высочайший манифест об отречении от престола за себя и за своего сына цесаревича Алексея Николаевича. Документ, ключевыми словами которого стали: «Передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу», был неверно оформлен юридически, но в революционном вихре событий на это не обратили внимания. На следующий день Михаил под влиянием представителей Думы отказался принять власть. Формально это не было отречением, поскольку он призывал граждан подчиниться Временному правительству и вручал судьбу страны в руки Учредительного собрания. При этом если бы «созванное в возможно кратчайший срок» Собрание проголосовало за сохранение монархии, Михаил готов был взойти на престол. В действительности этот документ стал финальной точкой в истории русской монархии.

 

 

 

100 лет назад

Гиперболоид инженера Шухова

Заработала Шаболовская радиостанция

Большевики, закрепившись у власти, придавали решающее значение пропаганде и стремились максимально использовать возможности радио и для агитации, и для просвещения. Башню на Шаболовке начали возводить еще в голодном 1919 году, она стала символом «новой Москвы». 10 тыс. пудов железа для строительства предоставили из запасов военного ведомства. Инженер Владимир Шухов первым в мире использовал сетчатые металлические оболочки в виде сводообразных перекрытий и гиперболоидных конструкций, производивших эффектное впечатление причудливой архитектуры будущего. Внутри башни для радиоантенны возвели две высокие мачты – деревянную и металлическую. Работа мощных передатчиков дуговой радиостанции с антенной, установленной на взметнувшихся над Москвой мачтах, началась 19 марта 1922 года. Радиограммы с Шаболовки стали уверенно приниматься в отдаленных городах и сопредельных странах. Вскоре стартовало круглосуточное вещание на пяти волнах. Первая прямая радиопередача, транслируемая на всю страну с Шаболовки, прозвучала в сентябре того же года: концерт открыла солистка Большого театра Надежда Обухова. Тогда же появились речевые программы «Новости радио», «Радио всем». Это была первая советская радиостанция незатухающих колебаний. В 1927 году на Шаболовке установили экспериментальный 40-киловаттный передатчик (самый мощный на тот момент в Европе) – и станция получила название «Новый Коминтерн». Не прошло и 10 лет, как именно тут приступили к строительству Московского телецентра, регулярное вещание которого началось в 1939 году. В 1960-х основной груз телевизионных трансляций перешел на новую, Останкинскую башню, но ажурный силуэт шуховской конструкции и поныне остается эмблемой отечественного радио и телевидения.

 

 

85 лет назад

Гроза расхитителей

Организован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС

До 1937 года в нашей стране не существовало особой службы для борьбы с экономическими преступлениями. Между тем мошеннические схемы в торговле и на производстве и спекуляция наносили значительный ущерб экономике. К тому же следовало умерить аппетиты разросшейся бюрократии, путавшей личный карман с государственным. 16 марта 1937 года нарком внутренних дел Николай Ежов подписал приказ о формировании в составе Главного управления милиции Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР. Вскоре отделы БХСС возникли во всех республиканских, краевых и областных управлениях милиции. На эту работу привлекали сотрудников уголовного розыска, имевших опыт расследования экономических преступлений, а возглавил ОБХСС капитан госбезопасности Самуил Ратнер. У новой службы за год появился обширный круг осведомителей – около 60 тыс. человек, по большей части работники торговли. Большинство из них помогали органам не за вознаграждение, а за гарантию, что их не посадят. Эффективность ОБХСС не вызывала сомнений: так, в 1940 году количество выявленных растрат и хищений в торговле по сравнению с 1939-м сократилось на 38%. Со временем расхитители стали действовать масштабнее и хитрее, как, например, химик Равиль Невмятов, покупавший у одной из работниц Дулёвского фарфорового завода «жидкое золото», используемое для напыления узоров на сервизы. Он создал технологию превращения этого раствора в металл, из которого чеканил поддельные царские червонцы. Расследование его «художеств» вошло в историю сыска. Последним громким делом службы стало разоблачение директора универмага «Сокольники» Владимира Кантора, который, придерживая дефицитные товары, занимался крупными спекуляциями. Среди «клиентов» ОБХСС преобладали состоятельные директора магазинов, ресторанов, импресарио, чиновники средней руки – зарождавшаяся советская предприимчивая «элита». В народе ходила шутка: «КГБ занимается теми, кто недоволен советской властью. – А разве есть довольные? – Есть, но ими занимается ОБХСС». После распада СССР ведомство преобразовали в Главное управление по экономическим преступлениям (с 2011 года – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России). Эта служба доказала свою необходимость в рыночных условиях.

 

 

55 лет назад

Трудовая пятидневка

Суббота в СССР стала нерабочим днем

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев на трибуне XXIII партийного съезда. 1966 год

Долгое время трудящиеся Советского Союза имели единственный выходной – воскресенье. С 1960 года рабочий день составлял семь часов (до этого, в трудный послевоенный восстановительный период, на большинстве предприятий трудились по восемь часов). Решение о переходе на пятидневную рабочую неделю с двумя днями отдыха (суббота и воскресенье) было принято в апреле 1966 года на XXIII партсъезде – первом после отстранения от власти Никиты Хрущева. По инициативе нового лидера Леонида Брежнева 50-летие Октябрьской революции собирались ознаменовать «популярными мерами», призванными облегчить жизнь советского человека. Почти через год после съезда, 7 марта 1967-го, ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профсоюзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» «в целях облегчения условий труда» и «более рациональной организации производства». При этом рабочий день увеличивался до восьми часов, а в учебных заведениях сохранялась шестидневная рабочая неделя. Помимо Брежнева документ подписали председатель Совета министров Алексей Косыгин и главный профсоюзный лидер страны Виктор Гришин. Реформа рабочей недели, которой особенно радовались молодые родители (они теперь могли больше времени посвящать детям), вводилась не без шероховатостей. На некоторых заводах первое время работали по шесть часов шесть дней в неделю – иначе нарушался производственный процесс. А потом директора большинства крупных предприятий, озабоченные выполнением плана, стали рассматривать субботу как «запасной» рабочий день: нередко (раз в месяц или в два) объявлялись так называемые «черные субботы», когда, несмотря на официальный выходной, нужно было выходить на работу до обеда, до 13 часов (а то недосчитаешься премии). С другой стороны, многие трудовые коллективы принимали решение о сокращении рабочего дня в пятницу до семи часов. Словом, жить и работать с тех пор стало чуть легче.

 

Фото: FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA, LEGION-MEDIA, БОРИС КАВАШКИН/ТАСС, РИА НОВОСТИ

Журнал "Историк"