Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что прочитать и что увидеть в декабре

№36 декабрь 2017

ЭХО ВЫСТРЕЛА В СМОЛЬНОМ. ИСТОРИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВА С.М. КИРОВА ПО ДОКУМЕНТАМ ЦК КПСС

Сост. Т.Ю. Конова

М.: Международный фонд «Демократия», 2017

«1 декабря в 16 час. 30 мин. в гор. Ленинграде в здании Ленинградского совета (бывший Смольный) от руки убийцы, подосланного врагами рабочего класса, погиб секретарь Центрального и Ленинградского комитетов ВКП (большевиков) и член Президиума ЦИК СССР тов. Сергей Миронович Киров. Стрелявший задержан. Личность его выясняется». Такое правительственное сообщение напечатала газета «Правда» 2 декабря 1934 года. Убийцу Кирова, Леонида Николаева, задержали на месте преступления, следствие провели в кратчайшие сроки. Поскольку преступник был известен с самого начала, чекисты сосредоточились на его связях, мотивации и организации убийства. В конце месяца на скамье подсудимых вместе с Николаевым оказались еще 13 человек, обвиненных в соучастии.

Как и другие громкие политические убийства, убийство одного из видных деятелей большевистской партии было полно загадок.

В серии «Россия. XX век. Документы» вышел том с материалами расследования по этому делу. Отбор документов начался еще в 1994 году по инициативе издательства Йельского университета (США), однако позже был приостановлен. В 2010-м американский историк Мэтью Лено опубликовал сборник под названием The Kirov Murder and Soviet History (Yale University Press), а через несколько лет специалисты возобновили работу над российским изданием. В него вошли рассекреченные материалы из Российского государственного архива новейшей истории, Центрального архива ФСБ России, Архива Президента РФ. Некоторые документы напечатаны с купюрами: часть текста осталась на секретном хранении. Книга снабжена научно-справочным аппаратом.

Структурно новый сборник поделен на две части. Первая включает материалы расследования, проведенного по горячим следам, сразу после совершения преступления. В отдельный блок вынесены материалы первого дня следствия. Реконструируя логику чекистов, составитель распределила документы по направлениям следственной работы. А чтобы читатели смогли лучше понять, каким человеком был Леонид Николаев, в двух разделах приводятся его письма, дневниковые записи, личные документы, а также материалы, касающиеся его задержания незадолго до убийства первого секретаря Ленинградского обкома. Не осталось без внимания и дело личного охранника Кирова, Михаила Борисова, который в момент выстрела находился в нескольких метрах от охраняемого им руководителя. На следующий день после убийства Борисов сам погиб в автомобильной аварии.

Линии следствия, выделенные в первой части сборника, прослеживаются и во второй. Она содержит партийные материалы о новом расследовании, проведенном в 1956 году, когда после смерти Иосифа Сталина все документы первичного следствия решено было подвергнуть повторной экспертизе.

1 декабря – 15 января 2018 года

 

ОКТЯБРЕМ ПО ТЕАТРУ: 1917–1927

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 34

В название выставки вынесен лозунг режиссера Всеволода Мейерхольда, идеолога и создателя революционного театра. В экспозиции собраны афиши революционных спектаклей, фотографии массовых зрелищ и площадных действ, проходивших в первые годы советской власти. Центральное место занимают материалы, рассказывающие о синтетическом представлении «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!». Премьера масштабной постановки, объединившей оркестр, хоры декламаторов, массовку, пантомиму, новаторскую сценографию, состоялась 6 ноября 1927 года. Среди уникальных материалов к этому авангардному спектаклю – режиссерский сценарий Николая Смолича, фотографии с репетиций и эскизы декораций Моисея Левина.

20 декабря – 2 апреля 2018 года

 

ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ И КОЛОНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ В РИМЕ

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Этой выставкой Русский музей встречает 175-летний юбилей художника Генриха Семирадского (1843–1902), одного из выдающихся представителей позднего европейского академизма, в творчестве которого нашли широкое отражение античные сюжеты. Большая экспозиция объединит произведения самого Семирадского, много лет прожившего в Риме, и его современников – русских живописцев и скульпторов, творивших в Вечном городе во второй половине XIX – начале XX века: Марка Антокольского, Федора Бронникова, Александра и Павла Сведомских, Николая Лаверецкого и других. Посетители увидят как знаменитые полотна из Русского музея и Третьяковской галереи, так и менее известные работы из провинциальных и частных собраний.

16 ноября – 15 января 2018 года

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА РОССИИ. К 50-ЛЕТИЮ ВЫСТАВКИ «АЛМАЗНЫЙ ФОНД»

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

В честь 50-летия открытия экспозиции «Алмазный фонд» Гохран России и Исторический музей представляют шедевры золотого и серебряного дела, созданные в XVIII–XX столетиях. Особый акцент организаторы юбилейной выставки сделали на предметах, принадлежавших членам дома Романовых, а также на работах знаменитых придворных ювелиров, в том числе Пьера Теремена, Якоба и Франсуа Дювалей и, конечно, Карла Фаберже. Интерактивная часть знакомит зрителей с документами, среди которых опись царских драгоценностей 1796 года, смета на изготовление малой императорской короны и т. д.

23 ноября – 12 февраля 2018 года

 

МОСКВА ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ II И ПАВЛА I В КАРТИНАХ ЖЕРАРА ДЕЛАБАРТА

Государственный Русский музей, Михайловский замок

Санкт-Петербург, Садовая улица, 2

Французский живописец и акварелист Жерар Делабарт, работавший в России на рубеже XVIII–XIX веков, в 1790-х годах создал по заказу Екатерины II и Павла I серию видов Москвы, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. Екатерина хотела, чтобы художник передал яркое своеобразие Москвы, контрасты ее облика и быта, тогда как Павла больше интересовали архитектура и панорама Первопрестольной. На выставке зрители увидят 15 картин Делабарта, которые никогда прежде не экспонировались в полном объеме. Дополнят представление о допожарной Москве виды древней столицы, выполненные художником Илларионом Мошковым, работавшим в одно время с Делабартом.

21 ноября – 1 апреля 2018 года

 

ПРИЗРАК – РЫЦАРЬ

Музей-заповедник «Царицыно», Малый дворец

Москва, Дольская улица, 1

В центре «выставки-триллера», как называют проект сами авторы, – личность императора Павла I. Это вторая экспозиция в рамках проекта, раскрывающего мир готического романа XVIII века (первая была посвящена Екатерине II). По мнению организаторов, сюжет произведения Горация Уолпола «Замок Отранто» (1764) с его династическими тайнами и родовыми проклятиями, предательствами и возмездием, мистикой и видениями пересекается с историей «русского Гамлета». Специально для выставки художники Евгения Буравлева, Егор Кошелев, Егор Плотников и Леонид Цхэ создали настенные росписи, картины, инсталляции. Благодаря театрализованной постановке оживают документы эпохи, поэзия и тексты готических романов.

ВЛАСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР (1930–1950-Е ГГ.)Дубровский А.М.

М.: РОССПЭН, 2017

Доктор исторических наук Александр Дубровский анализирует трансформацию идеологических установок большевиков в 1930–1950-е годы, одновременно прослеживая, как менялись представления руководства партии о задачах исторической науки. Это был период серьезной ломки устоявшихся подходов, когда изучение «истории классовой борьбы» стало постепенно вытесняться интересом собственно к истории страны. Патриотическая мобилизация, развернувшаяся накануне надвигающейся войны, существенным образом повлияла на историческую науку, литературу и кинематограф, которым отводилось важное место в формировании нового, советского патриотизма, сменившего так называемый пролетарский интернационализм.

РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. В 2 Т.Отв. ред. Ю.А. Петров

М.: РОССПЭН, 2017

К столетию революции Институт российской истории РАН выпустил фундаментальный труд, в котором рассматриваются самые разные сферы русской жизни в условиях Первой мировой войны и революционных потрясений. Двухтомник состоит из восьми разделов, первый из которых содержит обстоятельный обзор историографических концепций и современных научных дискуссий. В остальных разделах авторы анализируют основные направления внешней политики России с весны 1917-го до лета 1918 года, трансформацию властных институтов, особенности и течение охватившего страну перманентного экономического кризиса, проявления «культурной революции». Центральное же место в издании отведено обществу: его социальной структуре, изменениям настроений людей, массовым движениям, политическим партиям.

БИТВА ЗА ЛЕНИНА. НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИСКУССИИКотеленец Е.А.

М.: АИРО-XXI, 2017

В год, когда весь мир вспоминает события Октябрьской революции, доктор исторических наук Елена Котеленец, около 40 лет занимающаяся ленинской проблематикой, подводит некоторые итоги изысканиям в отечественном и зарубежном лениноведении. В своей работе она анализирует образ вождя пролетариата, сложившийся не только в исторической науке, но и в общественном сознании. Читатель узнает о том, как менялось отношение к Ленину и его окружению во времена перестройки, о либеральном повороте в историографии 1990-х годов, когда лидер большевиков изображался едва ли не главным отрицательным героем русской истории. Кроме того, в книге отражены современные дискуссии о роли Ленина в революции и – шире – о его влиянии на процессы, происходившие в России.

РУССКИЙ ФРОНТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПОТЕРИ СТОРОН. 1914 Нелипович С.Г.

М.: Квадрига, 2017

Военный историк Сергей Нелипович предпринял попытку «поставить убедительную точку» в вопросе потерь сторон на Русском (Восточном) фронте в первый год Первой мировой войны и постарался «сделать это… с бухгалтерской скрупулезностью в расчетах». Изучив многочисленные архивные и опубликованные документы, он систематизировал данные о потерях. Первая и вторая главы монографии посвящены летней кампании 1914 года, которая включала Восточно-Прусскую операцию и Галицийскую битву. Далее рассматриваются Варшавско-Ивангородская операция и осенние бои на границах Восточной Пруссии. Следующий раздел охватывает Лодзинскую и Ченстохово-Краковскую операции, Бескидское сражение, разворачивавшиеся в ноябре-декабре 1914-го. В заключение автор подводит «кровавый баланс» за весь первый год войны.

ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ К МОСКОВСКОМУ ЦАРСТВУ: ВХОЖДЕНИЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ В СОСТАВ РОССИИКотляров Д.А.

СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017

В центре внимания историка Дмитрия Котлярова – политика русских государей в Среднем и Нижнем Поволжье в XV – середине XVI века. Эти земли стали первым полиэтническим регионом, вошедшим в состав Московского царства, и их присоединение явилось значительным шагом в процессе превращения России в огромную державу. На основе русских летописей, посольских и разрядных книг, сочинений той эпохи, фольклорных произведений и археологических данных автор показывает, что на пути к мирному диалогу московским правителям и народам поволжской контактной зоны пришлось преодолеть недоверие друг к другу. И это было взаимодействие не агрессоров и пассивных жертв, а равнозначных субъектов.

ОБ УШЕДШЕМ И НАСТОЯЩЕМ: СМИРНОВЫ И SMIRNOFFСмирнова К.В., Никишин А.В.

М.: Новый хронограф, 2017

Одна добрая барыня, встретив в винном погребе мальчика из крепостных крестьян, подарила ему счастливый лотерейный билет. Этим мальчиком, как гласит легенда, оказался Петр Смирнов – будущий предприниматель, «водочный король», меценат, основатель легендарного торгового дома, поставщик императорского двора. В новом издании раскрывается история становления и развития семейного дела Смирновых до Октябрьской революции, а также говорится о судьбе носителей знаменитой фамилии, которые эмигрировали в Европу после прихода к власти большевиков. Много внимания уделено благотворительной деятельности семьи. В своей работе авторы опирались на многочисленные источники из российских, французских, американских архивов и на документы, сохранившиеся у потомков Петра Смирнова.

АРХИТЕКТОР ФЕДОР ШЕХТЕЛЬ. ПАВИЛЬОНЫ, БАНКИ, ДОМА, ХРАМЫ ЭПОХИ ЭКЛЕКТИКИ И МОДЕРНААвт.-сост. Л.В. Сайгина

М.: Кучково поле, 2017

Богато иллюстрированный альбом раскрывает многосторонний талант архитектора Федора Шехтеля (1859–1926), одного из выдающихся представителей московского модерна. Издание подробно знакомит со всеми этапами творческого пути мастера. Начинал Шехтель как театральный художник: занимался оформлением торжеств, рисовал эскизы декораций. С 1890-х годов по его проектам стали строиться усадьбы, особняки и дачи, он также создавал чертежи и планы торговых домов и вокзалов, а на рубеже веков обратился к проектированию храмов и памятников. Несмотря на то что работал Шехтель до последних дней, его «советское наследие» почти полностью забыто.

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РУССКОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ САТИРЕ. 1914–1918Филиппова Т., Баратов П.

М.: Кучково поле, 2017

Татьяна Филиппова и Петр Баратов продолжают исследование журнальной сатиры времен Первой мировой войны и Великой российской революции. В новом альбоме-монографии авторы представили наиболее интересные, на их взгляд, рисунки и тексты из массовых сатирических журналов. Произведения военного периода были призваны осмеивать в первую очередь врагов России – Австро-Венгрию, Германию и Турцию. Карикатуры на каждую из этих стран собраны в отдельные главы. Остальные разделы знакомят с образцами смеховой культуры, в которых нашли отражение российские сюжеты: роль императорской семьи в военных и революционных событиях, потеря территорий, заключение Брестского мира и т. д.

САВРАСОВ Скоробогачева Е.А.

М.: Молодая гвардия, 2017

Редко кто удостаивается нескольких биографических книг в серии «Жизнь замечательных людей». Одним из немногих стал выдающийся пейзажист Алексей Саврасов (1830–1897). Книга кандидата искусствоведения Екатерины Скоробогачевой повествует о становлении художника – его учителях, путешествиях и годах, проведенных им в Училище живописи и ваяния сначала в качестве ученика, а затем педагога. Большое внимание автор уделяет предыстории создания знаменитой картины «Грачи прилетели», характеризует новаторство Саврасова в пейзажном жанре. И конечно, рассказывает о дружбе и совместной работе художника с братьями Третьяковыми и коллегами по цеху, а также о его теплых отношениях с воспитанниками, одним из которых был Исаак Левитан.

НАВСТРЕЧУ ОГНЮ. ИМПЕРИЯ, ВОЙНА И КОНЕЦ ЦАРСКОЙ РОССИИЛивен Д.

М.: РОССПЭН, 2017

На русском языке вышел труд британского ученого Доминика Ливена, в котором он обобщил сложный комплекс внешних и внутренних причин, приведших к распаду Российской империи. Большая часть монографии посвящена ключевым вопросам международных отношений и внешнеполитическому курсу царской России в начале XX века. Помимо этого автор затрагивает проблему сохранения имперского статуса в условиях усиления национальных движений, которую пришлось решать многим европейским державам, в первую очередь России. В заключительной части книги рассматриваются вызовы, стоявшие перед Россией в 1917 году, и влияние внешнеполитического фактора на развитие и исход революции.

ЭДУАРД СТРЕЛЬЦОВГаледин В.И.

М.: Молодая гвардия, 2017

О непростом пути в большой футбол мальчика, гонявшего во дворе мяч в подмосковном Перове, рассказывает писатель Владимир Галедин. Биография легендарного нападающего Эдуарда Стрельцова (1937–1990) полна невероятных взлетов и драматических падений: головокружительный успех, пришедший после победы над сборной Швеции в 1955-м, всего через три года сменился тюремным заключением. Выйдя на свободу и став работником ЗИЛа, он сумел триумфально вернуться в большой спорт. Помимо описания этих жизненных перипетий автор книги также разбирает наиболее значимые игры сборной СССР и московского клуба «Торпедо» с участием Стрельцова.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАЦИСТСКИХ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙАристов С.В.

М.: Молодая гвардия, 2017

Кандидат исторических наук Станислав Аристов опубликовал исследование, посвященное жизни (а правильнее было бы сказать – смерти) в нацистских концлагерях, располагавшихся в том числе на оккупированных гитлеровцами территориях СССР. Автор рассказывает о двух мирах за колючей проволокой. Первый – это мир создателей и чиновников «империи смерти»: офицеров СС, надзирателей, охранников. Второй – мир узников, ежедневно погибавших от нечеловеческих условий и ежедневно боровшихся за выживание. В книге описаны категории заключенных, их быт и «самоуправление», приводятся свидетельства о чудовищных экспериментах над узниками и страшных методах их физического уничтожения.

Подготовила Лидия Пахомова

Лидия Пахомова