Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

В поисках подземного гарнизона

№29 май 2017

Первым о подвиге защитников Аджимушкая в 1943 году рассказал военкор Николай Ваулин. С начала 1970-х их историю по крупицам восстанавливают участники поисковых отрядов.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ООД «ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ»

Воспроизвести полную картину событий мая-октября 1942 года можно только с помощью подлинных документов штаба гарнизона, спрятанных в каменоломнях последними защитниками незадолго до окончания обороны. В 1972 году по инициативе Керченского историко-археологического музея и журнала «Вокруг света» состоялась первая экспедиция «Аджимушкай».

Это была, как тогда писали, «первая серьезная попытка найти основные оригинальные документы штаба и политотдела гарнизона Больших каменоломен». Организаторы подчеркивали, что «тысячи безвестных героев могли бы обрести имена, а знание их конкретных подвигов имело бы неоценимое значение в деле патриотического воспитания советской молодежи». Цель экспедиции – обретение архива подземного гарнизона – изначально определяла специфику работ. Ее участники думали не только о поиске незахороненных останков защитников Аджимушкая, но и о возможности восстановить неизвестные страницы этой беспримерной эпопеи.

Задачи экспедиции обусловливали и методику: речь шла о «вскрытии площадей от завалов, закладке траншей в определенных местах и направлениях, закладке шурфов различных размеров там, где вскрытие площадей требовало большой затраты труда и времени; глубина раскопок определялась местом нахождения подошвы (монолита скалы) подземных галерей». Если не брать во внимание «вскрытие площадей от завалов» (которое, по сути, и не проводилось), то вся эта методика соответствовала задачам поиска тайников. С точки зрения попытки обнаружения архива гарнизона это было бы верным, если бы существовали сведения, позволяющие выстроить обоснованные предположения о возможном месте захоронения документов. Но таких сведений не было, поэтому результатом как первого сезона, так и нескольких последующих стало только пополнение фондовых коллекций новыми реликвиями. Вещи, как правило, были типовые, плохо сохранившиеся, их отбирали с учетом крайне ограниченных реставрационных возможностей музея. А архив оставался недосягаемым… Главное, что после первой экспедиции все осознали: поиск в каменоломнях не просто важное, а святое дело. И экспедиции стали ежегодными.

Со временем методика поисков менялась. С 1982 года базовым для экспедиций «Аджимушкай» стал ростовский отряд, который возглавлял Владимир Щербанов (на тот момент студент Ростовского университета), а с середины 1980-х все большую роль в исследованиях начали играть одесские группы, сотрудничавшие с Керченским музеем, но всегда сохранявшие максимальную независимость в своей работе. В первое время цели, на которые ориентировались ростовские и одесские поисковики, были различны. Ростовчане сосредоточились на поисках незахороненных останков защитников Аджимушкая. Одесситы же, используя свой колоссальный опыт работ в катакомбах Одессы, подошли к исследованию каменоломен комплексно, изучая их не только как памятник военной истории, но и как горно-геологический объект. Они справедливо полагали, что безупречное знание организации подземных выработок существенно помогает в достижении целей поисковой экспедиции. Благодаря именно этому подходу, сторонником которого был первый руководитель одесских групп Константин Пронин, удалось составить достаточно точные карты подземных выработок с нанесением на них первичной информации о выявленных на тот момент объектах. Позже одесские отряды также переориентировались на поиск останков воинов подземного гарнизона. Не последнюю роль в этом сыграло то, что после неоднократной смены руководителей определился основной состав одесских групп и несомненным лидером сначала одесских «команд», а потом и всей объединенной экспедиции стал Виктор Соколов – известный поисковик-исследователь.

Во второй половине 1980-х во многом благодаря Соколову и Щербанову поисковые работы в каменоломнях начали вести по-новому. Прежде всего стали проводить сплошную зачистку штолен и разборку завалов. Тогда удалось не только выявить несколько неизвестных ранее одиночных и братских могил аджимушкайцев, но и собрать многочисленные разрозненные и разбросанные останки из захоронений, раскопанных «черными» поисковиками или небрежно эксгумированные в 1970-е годы участниками первых экспедиций.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ООД «ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ»

Постепенное накопление массы материала неизбежно должно было отразиться если и не на пересмотре первоначальных представлений о характере обороны каменоломен, то на объективной оценке множества фактов и эпизодов, известных только из воспоминаний участников событий. И первым ярким примером таких открытий экспедиций стало обнаружение документов штаба 2-го батальона гарнизона Центральных Аджимушкайских каменоломен осенью 1987 года. Тогда одной из одесских групп был найден большой комплекс документов (103 наименования), не только позволивший установить новые имена защитников, но и давший исчерпывающее представление о структуре подземного гарнизона (о чем ранее в таких деталях не было известно), об организации и функционировании его различных служб и отделов, а также конкретные цифры по численности одного из батальонов, изменению его состава в отдельные моменты. Эта находка раскрыла новые факты и эпизоды обороны и показала, что результаты поиска могут существенно скорректировать и уточнить наши взгляды на героическую эпопею.

В 2002-м Владимиром Симоновым, который стал руководителем экспедиций «Аджимушкай» с 1990 года, была сделана первая попытка локальной исторической реконструкции обороны каменоломен на основе анализа документов и вещей, найденных во второй половине 1980-х и начале 1990-х. Ему удалось высказать ряд предположений о дислокации подразделений и служб гарнизона, а также о его численности и потерях. В какой-то степени опыт этих обобщений продемонстрировал, что при отсутствии необходимых предпосылок для целенаправленного поиска основного архива и при полной отработке территории каменоломен следовало снова менять задачи поиска…

В 1990–2000-е поисковики не только зачистили значительные по площади участки в Центральных каменоломнях, но и сделали ряд весьма значимых находок, прежде всего документальных. Так, в 1997-м в южной части каменоломен был обнаружен большой комплекс документов, связанных с подготовкой крупной операции в середине июня 1942 года. Эта находка позволила по-новому взглянуть на некоторые особенности разведывательного обеспечения боевых действий гарнизона.

Гусеничный трактор «Сталинец», найденный экспедицией «Аджимушкай» в 2016 году (Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ООД «ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ»)

В начале 2000-х велись исследования на предвходовых завалах, что дало возможность пересмотреть существовавшие ранее представления о потерях гарнизона в первый период обороны. К 2006 году завершились широкомасштабные работы на завале «Политотдел», благодаря которым были обретены уникальные документы, в том числе сводки и донесения разведотдела 51-й армии, относящиеся к марту 1942-го. Был обнаружен и первый колодец, выкопанный защитниками каменоломен. Поисковикам удалось также подтвердить ряд ранее известных из рассказов участников обороны эпизодов, в частности о действиях «водосборной команды» и функционировании в подземных госпиталях так называемых «санаториев».

В 2008 году были найдены не полностью уничтоженные документы продовольственного отдела гарнизона, позволившие восстановить картину обеспечения аджимушкайцев продуктами, в том числе в последний период обороны, и получить данные о численности защитников в сентябре 1942-го. С 2008 по 2013 год проводились работы на завале штаба 2-го батальона. Поисковики обнаружили материалы, относящиеся к комплексу документов, найденному еще в 1987-м. Кроме того, уделялось внимание изучению подземных фортификационных сооружений, благодаря которому прояснялись важные вопросы инженерного обеспечения обороны каменоломен.

Говоря об оптимальной методике исследований, следует особо отметить, что начиная с 2000 года (работы на завале «Политотдел») методика полного разбора завалов была усовершенствована. Именно это обстоятельство позволило приступить к исследованию объектов повышенной сложности. Важную роль в получении интересных и значимых результатов сыграло и то, что поисковики как при проведении работ, так и при фиксации их итогов и анализе находок стали активно использовать археологические методы. Все это в комплексе и обеспечило переход на качественно новый уровень исследований – от поиска, направленного на выявление артефактов, к поиску, имеющему целью выявление, фиксацию, сохранение и введение в научный оборот информации. С конца 1990-х историко-архивное сопровождение работ, практическое руководство исследованиями (в целом и на отдельных участках) и составление отчетной документации выполнялись керчанами В.В. Симоновым, О.И. Демиденко и С.Р. Мамулем (они работали в Музее истории обороны Аджимушкайских каменоломен, а в 2012 году создали общественную организацию «Восточно-Крымский центр военно-исторических исследований»).

В последнее время ведутся поисковые работы в южной части каменоломен. За три года удалось зачистить несколько обширных участков, понять характер их использования в разные периоды обороны, найти захоронения воинов подземного гарнизона. Неожиданный результат дала разборка примыкающих к этим участкам завалов: были обнаружены образцы военной техники – полевая кухня КП-37 и трактор ЧТЗ С-60 «Сталинец», использовавшийся в качестве артиллерийского тягача. Мы стали ближе к пониманию динамики событий, происходивших в этой части каменоломен. Есть основания предполагать, что только сейчас мы вплотную приблизились к границе района, представляющего наибольший интерес с точки зрения поиска. Возможно, что именно в этом полностью заваленном районе находятся не только останки павших, но и многочисленные артефакты, способные пролить свет на загадки Аджимушкая.

С 2014 года организаторами военно-исторических экспедиций «Аджимушкай» являются ООД «Поисковое движение России» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и Российское военно-историческое общество.

За 45 лет работы экспедиций достигнуты немалые результаты. Перезахоронены останки более чем 1 тыс. защитников каменоломен, восстановлены сотни имен героев, родственники погибших узнали правду о судьбе своих близких. Собраны десятки тысяч взрывоопасных предметов. Накоплен уникальный опыт поисковой работы в подземных условиях. Пополнилась коллекция Музея истории обороны Аджимушкайских каменоломен, были организованы выставки. Однако сейфы с «тем самым архивом» пока не найдены. Экспедиции продолжаются…

Елена Цунаева,ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», член Общественной палаты РФ, участник экспедиций «Аджимушкай» с 1996 года

Елена Цунаева