Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Необъявленная воздушная война СССР и США (по материалам РГАСПИ)

№15 март 2016

Журнал «Историк» публикует докладную записку главкома ВМФ Николая Кузнецова о сбитом в 1953 году американскими истребителями советском транспортном самолете Ил-12 и другие документы о воздушных конфликтах СССР и США в годы холодной войны.

Карта с обозначением маршрута и места гибели самолета Ил-12, опубликованная в газете «Правда» 2 августа 1953 года (Фото предоставлено РГАСПИ)

Утром 27 июля 1953 года советский транспортный самолет Ил-12 вылетел с военно-морской базы Порт-Артур и взял курс на Владивосток. Маршрут полета пролегал через территорию Китая, на борту самолета находился 21 человек: 6 членов экипажа и 15 офицеров и сержантов Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота, следовавших во Владивосток по служебным делам и в отпуск. В 6 часов 28 минут по московскому времени (11:28 по пекинскому) в районе города Хуадянь, что в 120 км от корейско-китайской границы, Ил-12 был атакован четырьмя американскими истребителями и сбит.

Все находившиеся на борту погибли. Уничтожение воздушного судна, которое совершало регулярный полет вдали от зоны боевых действий (притом что до официального завершения Корейской войны оставались считанные часы и о намеченном на 27 июля подписании перемирия стороны заявили накануне), было справедливо расценено советскими властями как «преступление» и «пиратское нападение».

В китайском заявлении протеста говорилось, что 27 июля в воздушном пространстве Северо-Восточного Китая были зафиксированы полеты 324 американских военных самолетов, четыре из них в момент гибели Ил-12 находились «с целью разведки и создания беспокойства» в районе города Хуадянь[1].

Американцы вину не признали, выдвинув версию, согласно которой советский самолет был сбит намного южнее, в небе над Северной Кореей, в восьми милях от реки Ялуцзян[2]. А спустя два дня после гибели Ил-12 в районе острова Аскольд близ Владивостока два самолета МиГ-15 пресекли попытку нарушения границы СССР бомбардировщиком RB-50 ВВС США. При сближении для опознания советские истребители были обстреляны, после чего открыли ответный огонь и уничтожили американский самолет. Из 17 членов экипажа RB-50 в живых остался один[3].

Тридцатью семью погибшими в результате двух катастроф, произошедших с интервалом в два дня, список сбитых, погибших и пропавших без вести в той необъявленной войне, которая развернулась в воздушном пространстве Советского Союза и прилегающих к нему территорий, далеко не исчерпывается. Точное число жертв этого противостояния, начавшегося еще до завершения Второй мировой войны[4], неизвестно, но, видимо, речь идет о более чем ста жертвах. Кульминацией явилась история с американским самолетом-разведчиком U-2, сбитым над Уралом 1 мая 1960 года, что повлекло за собой громкий дипломатический скандал и срыв встречи первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром.

Причинами конфликтов, как правило, становились нарушения государственной границы СССР американскими самолетами, которые занимались сбором сведений о советских вооружениях, осуществляя, по словам начальника разведки ВВС США С.П. Кейбелла, агрессивную «программу ведения разведки с целью получения максимума сведений об электронном вооружении иностранных государств»[5]. Авиационная разведка с нарушениями советской границы велась со всех направлений – от Прибалтики и Закавказья до Арктики и Курильских островов.

Впрочем, и советские летчики не ограничивались исключительно защитой государственной границы. Так, 7 сентября 1950 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект постановления Совета министров СССР по вопросу о гибели самолета А-20Ж в районе Порт-Артурской военно-морской базы. Этим постановлением была ограничена зона для полетов советской авиации в регионе и объявлены выговоры высокопоставленным военным за «неправильный и легкомысленный» приказ советскому самолету произвести фотографирование «неопознанного эсминца» в приграничной зоне, что спровоцировало атаку 11 американских истребителей и гибель экипажа А-20Ж[6].

Пик воздушного противоборства двух сверхдержав послевоенного мира пришелся на 1950-е годы. После случая с U-2 шпионские полеты американских самолетов над СССР резко сократились, на что повлияло и появление более совершенных средств разведки (спутники-шпионы «Корона», «Самос», «Мидас»).

Публикуемые документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) извлечены из личного фонда В.М. Молотова (Ф. 82); один документ (№ 8) взят из описи, содержащей протоколы заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 3). Документы расположены в хронологическом порядке и воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источников. Географические названия, названия самолетов и транскрипции иностранных имен даны в редакции документов, в квадратные скобки заключены недостающие части слов и окончания.

№ 1. Справка «Нотная переписка о нарушении американскими самолетами и подводными лодками государственной границы и территориальных вод СССР на Дальнем Востоке»

4 апреля 1950 г.

 

№ п. п.

Советские ноты американцам

Ответные ноты американцев

I. Нарушение границы американскими самолетами

 1 В ноте № 374 от 1 декабря 1947 г. МИД сообщал посольству США в Москве о трех случаях нарушений границы, заявлял протест и выражал надежду, что правительство США даст необходимые указания о недопущении нарушений советской границы в будущем.Ответа не было.2В ноте № 5 от 5 января 1948 г. МИД, сообщая посольству США в Москве об одном случае нарушения границы, вторично заявлял протест и настаивал, чтобы правительство США предприняло срочные меры к устранению нарушений границы в будущем.В ноте № 88 от 19 февраля 1948 г. посольство США отрицало указанное нарушение границы.3В ноте № 261 от 5 января 1948 г. посольство СССР в США сообщало Госдепартаменту об одном случае нарушения границы и по поручению правительства СССР просило расследовать его и принять меры к недопущению подобных нарушений в будущем.В ноте от 20 апреля 1948 г. Госдепартамент отрицал указанное нарушение и сообщал, что американские самолеты имеют постоянные инструкции избегать каких-либо нарушений советской границы.4 В ноте № 126 от 8 июля 1948 г. посольство СССР в США подтверждало достоверность случая нарушения границы, приведенного в ноте посольства от 5.1.[19]48 г., сообщало еще об одном случае нарушения границы и по поручению правительства СССР настаивало на тщательном расследовании и выражало надежду, что правительство США примет меры к предупреждению подобных нарушений в будущем.В ноте от 14 октября 1948 г. Госдепартамент отрицал указанное нарушение.

II. Нарушение территориальных вод СССР американскими подводными лодками

1В ноте № 166 от 2 ноября 1948 г. МИД сообщал посольству США в Москве об одном случае нарушения территориальных вод и выражал надежду, что американские власти примут необходимые меры для предотвращения в будущем подобных нарушений.В ноте № 778 от 13 декабря 1948 г. посольство США отрицало указанное нарушение.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1316. Л. 108.

Копия. Машинописный текст

№ 2. Справка «Переписка между МИД СССР и посольством США в Москве относительно нарушений американскими самолетами свободы торгового судоходства (облеты американскими самолетами советских судов)»

4 апреля 1950 г.

 

№№ п. п.

Ноты МИД СССР посольству США

Ответные ноты посольства США

1 В ноте № 20 от 30 января 1948 г. (о 13 случаях облетов) МИД по поручению правительства СССР сообщал, что он ожидает, что правительство США даст необходимые указания соответствующим американским военным властям о недопущении в будущем нарушения свободы торгового судоходства.

В ноте № 316 от 25 мая 1948 г. посольство США, отвечая на 3 ноты МИД, сообщало, что правительство США рассматривает действия американских властей законными мероприятиями, вытекающими из обязанностей Верховного главнокомандующего Союзных держав в Японии в соответствии с Московским соглашением от 27 декабря 1945 г.[7] и не нарушающими свободу торгового судоходства.

2В ноте № 34 от 4 марта 1948 г. (о 8 случаях облетов) МИД по поручению правительства СССР настаивал на немедленном принятии правительством США мер к устранению недопустимых нарушений американскими самолетами свободы торгового судоходства.3В ноте № 44 от 9 апреля 1948 г. (о 34 случаях облетов) МИД по поручению правительства СССР в третий раз, обращая внимание правительства США на недопустимые нарушения американскими самолетами свободы торгового судоходства, настаивал на немедленном принятии мер к устранению подобных нарушений.4В ноте № 116 от 7 июля 1948 г. МИД сообщал, что правительство СССР отвергает как несостоятельную ссылку правительства США на Московское соглашение, квалифицирует полеты американских самолетов над советскими судами как явный произвол, подтверждает протест советского правительства против нарушений американскими самолетами свободы торгового мореплавания и настаивает на незамедлительном прекращении этих нарушений.

Ответа нет.

5В ноте № 9 от 15 февраля 1949 г. (о 22 случаях облетов) МИД по поручению правительства СССР, вновь подтверждая сделанные им ранее заявления относительно недопустимости нарушений американскими самолетами свободы торгового судоходства в открытом море, сообщал, что ожидает, что правительство США предпримет надлежащие меры к недопущению повторения подобных случаев в будущем.

Ответа нет.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1316. Л. 109.

Копия. Машинописный текст

№ 3. Докладная записка начальника Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР А.А. Кузнецова В.М. Молотову о полете самолета типа П-38 в Арктике

24 июля 1950 г.

Заместителю председателя

Совета министров Союза ССР

товарищу Молотову В.М.

Докладываю:

 

начальник полярной станции Уэллен телеграммой донес, что 23 июля 1950 года в 03 часа 20 минут московского времени в 5 километрах от станции на высоте 1500 метров курсом северо-восток пришел самолет типа П-38 и ушел вдоль пролива курсом юго-восток.

Этот тип самолета состоит на вооружении авиации США.

Начальник Главсевморпути при Совете министров СССР А. Кузнецов[8]

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 622. Л. 55.

Подлинник. Машинописный текст, подпись – автограф А.А. Кузнецова

№ 4. Докладная записка начальника Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР А.А. Кузнецова В.М. Молотову о полете американского самолета в Арктике

25 июля 1950 г.

Заместителю председателя

Совета министров Союза ССР

товарищу Молотову В.М.

Докладываю:

 

по донесению начальника полярной станции на острове Ратманова в Беринговом проливе 25 июля с. г. в 4 часа московского времени над островом курсом на северо-восток пролетел двухмоторный американский самолет.

Начальник Главсевморпути при Совете министров СССР А. Кузнецов[9]

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 622. Л. 56.

Подлинник. Машинописный текст, подпись – автограф А.А. Кузнецова

№ 5. Докладная записка военного министра СССР А.М. Василевского и начальника Генерального штаба С.М. Штеменко И.В. Сталину о налете американских самолетов на аэродром Сухая речка в Приморье

8 октября 1950 г.

Товарищу Сталину

Докладываем о налете двух американских самолетов на наш аэродром в Приморье.

 

Сегодня, 8 октября, в 16 часов 17 минут по местному времени два американских реактивных истребителя типа Шутинг-Стар (F-80), подойдя на бреющем полете со стороны моря к аэродрому 5-го Военно-морского флота Сухая речка, расположенному на берегу моря в 35 км юго-западнее Владивостока и в 100 километрах от советско-корейской границы, обстреляли из пулеметов наши самолеты, находящиеся на этом аэродроме.

В результате обстрела один самолет типа Аэро-Кобра сгорел и шесть самолетов такого же типа повреждено. Человеческих жертв нет.

Дежурное звено самолетов 5[-го] Военно-морского флота типа Аэро-Кобра, поднявшееся через три минуты после сигнала, догнать американские самолеты не смогло.

На аэродроме Сухая речка постоянно базируется дежурное звено истребителей 5[-го] ВМФ, а в момент налета на аэродроме, кроме того, сидел истребительный полк на самолетах Аэро-Кобра 54[-й] Воздушной армии Приморского военного округа, который 7 октября перелетел на этот аэродром с места своего постоянного базирования для участия на корпусных учениях, которые должны проводиться в этом районе, по осеннему плану боевой подготовки.

Вероятнее всего американские самолеты могли произвести этот налет с авианосца, так как данный тип самолета имеет радиус полета около 700 км с подвесными баками и не может достигнуть района Владивостока ни со стороны Японии, ни со стороны Кореи. Самолет вооружен шестью пулеметами калибра 12,7 мм, скорость его около 900 км/час.

Погода в районе Владивостока плохая, сплошная облачность высотой 200 метров, туман.

Василевский

Штеменко

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 832. Л. 13–14.

Заверенная копия. Машинописный текст

Докладная записка главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова министру обороны Н.А. Булганину о сбитом американскими истребителями самолете Ил-12 в июле 1953 года (Фото предоставлено РГАСПИ)

№ 6. Докладная записка министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского и военно-морского министра СССР Н.Г. Кузнецова И.В. Сталину об усилении разведывательной деятельности американской авиации на Дальнем Востоке

16 июня 1952 г.

Совершенно секретно

Товарищу Сталину И.В.

Докладываем: В течение пяти месяцев 1952 года разведывательная деятельность американской авиации на Дальнем Востоке значительно возросла.За пять месяцев 1952 года имели место 42 случая нарушения американскими военными самолетами нашей государственной границы, из них 31 – в районе островов Курильской гряды.Резко участились полеты американских военных самолетов вдоль советского побережья, на расстоянии 15–20 миль от береговой черты на подходах к заливу Петра Великого, в районах Татарского пролива и южной части острова Сахалин.За указанный период радиотехническими постами в этих районах было отмечено 87 случаев полетов американских военных самолетов.Если в 1951 году американские военные самолеты летали в основном в центральной части Японского моря и, как правило, одиночными самолетами, то в первом полугодии 1952 года они летают группами по 2–4 самолета в северо-восточной части Японского моря и в Татарском проливе.Особенно резко увеличилось количество случаев полетов американских военных самолетов над транспортами и судами Министерства морского флота, Министерства рыбной промышленности и Военно-морского министерства. За пять месяцев 1951 года в Желтом и Японском морях американскими военными самолетами были осмотрены 113 транспортов, за этот же период 1952 года они осмотрели 328 транспортов, только за один май месяц 1952 года американскими самолетами было осмотрено 93 транспорта.При осмотре транспортов в этом году самолеты снижались до высоты 40–60 метров над уровнем моря, делали над ними круги, пролетали на бреющем полете и в ряде случаев демонстративно пикировали на них.Таким образом, в 1952 году американцы резко увеличили интенсивность воздушной разведки советского побережья, маршрутов движения транспортов и усилили контроль за режимом наших морских перевозок на Дальнем Востоке[10].А. ВышинскийН. КузнецовРГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1318. Л. 165–166.Копия. Машинописный текст, подписи – автографы А.Я. Вышинского, Н.Г. Кузнецова

№ 7. Докладная записка военного министра СССР А.М. Василевского и начальника Генерального штаба В.Д. Соколовского И.В. Сталину о нарушении американским самолетом государственной границы СССР в районе острова Юрий

8 октября 1952 г.

Сов[ершенно] секретно

Товарищу Сталину

Докладываем:

7 октября с. г. в 15 часов 30 минут по хабаровскому времени в юго-восточной части Малой Курильской гряды двумя истребителями Ла-11 369[-го] истребительного авиаполка воздушной обороны был сбит американский самолет Б-29, нарушивший нашу государственную границу в 12–15 км юго-западнее острова Юрий.Самолет Б-29 в 14 часов 31 мин. был обнаружен радиотехническим постом в непосредственной близости от нашей государственной границы, в связи с чем с аэродрома Южно-Курильск была поднята дежурная пара истребителей, пилотируемых летчиками старшим лейтенантом Жеряковым и старшим лейтенантом Лесновым.В 15 часов 29 минут самолет Б-29 нарушил границу и пролетел над территориальными водами СССР в направлении острова Юрий, где в 15 часов 30 минут был атакован нашими истребителями, причем первым открыл огонь самолет-нарушитель.В результате атаки самолет Б-29 загорелся, упал и затонул в наших территориальных водах, в трех километрах юго-восточнее острова Юрий.Катерами 114[-го] погранотряда в районе падения самолета подобраны труп без головы с распущенным парашютом, карта острова Хоккайдо и Курильских островов, обрывок неизвестного документа с подписью «Джемс Смит – капитан офицер разведки Вооруженных сил США», четыре бензиновых бака и разорванная надувная лодка.В одежде трупа найдены документы на имя старшего лейтенанта американской армии Бумкхена Джона Робертсона.В течение 8 октября с рассвета до полудня американские истребители Ф-84 группами четыре-восемь самолетов патрулировали вдоль нашей государственной границы юго-западнее острова Юрий, а отдельные самолеты из этих групп на больших скоростях трижды нарушали границу и проходили над районом падения сбитого самолета.Приняты меры по повышению боевой готовности всей системы Сахалино-Курильского приграничного района воздушной обороны.ВасилевскийСоколовскийРГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1318. Л. 182–183.Копия. Машинописный текст, подписи – автографы А.М. Василевского, В.Д. Соколовского

Схема полета американского самолета Б-29, сбитого советскими истребителями у острова Юрий в октябре 1952 года (Фото предоставлено РГАСПИ)

№ 8. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о протесте правительству США в связи с нарушением государственной границы СССР

11 октября 1952 г.

Из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) № 89.Слушали:п. 360 – О протесте правительству США в связи с нарушением государственной границы СССР.Постановили:Утвердить представленный МИД СССР проект ноты протеста правительству США в связи с нарушением американским военным самолетом государственной границы СССР в районе острова Юрий (прилагается).Текст ноты опубликовать на следующий день после вручения[11].

ПриложениеНота протеста правительства СССР правительству СШАПравительство Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить правительству Соединенных Штатов Америки следующее.По проверенному сообщению компетентных советских органов, 7 октября с. г. около 15 часов 30 минут по владивостокскому времени четырехмоторный бомбардировщик Б-29 с опознавательными знаками США нарушил государственную границу СССР в районе острова Юрий. Поднявшиеся два советских истребителя потребовали от американского бомбардировщика следовать за ними для посадки на ближайший аэродром. Вместо того чтобы выполнить законное требование советских истребителей, самолет-нарушитель открыл по ним огонь. После ответного огня советских истребителей американский бомбардировщик удалился в сторону моря.Советское правительство заявляет решительный протест против этого нового случая нарушения государственной границы СССР американским военным самолетом и настаивает на том, чтобы правительство США приняло меры к недопущению нарушений американскими самолетами государственной границы СССР.РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1096. Л. 75, 159.Подлинник. Машинописный текст

№ 9. Докладная записка главнокомандующего Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова министру обороны СССР Н.А. Булганину о сбитом самолете Ил-12 Тихоокеанского флота

27 июля 1953 г.

Копия

Сов[ершенно] секретно

Министру обороны Союза ССР

маршалу Советского Союза

товарищу Булганину Н.А.

Докладываю:

По донесению командующего Военно-воздушными силами Тихоокеанского флота[12], 27 июля в 6 часов 28 минут по московскому времени четырьмя американскими истребителями был сбит транспортный самолет «Ил-12» Тихоокеанского флота на китайской территории, в 120 км от корейско-китайской границы в районе населенного пункта Хуадянь (130 км юго-западнее Дуньхуа).Самолет, пилотируемый летчиком капитаном Глиняным, возвращался из Порт-Артура во Владивосток по маршруту через Мукден, Дуньхуа, на высоте 2400 метров.На самолете находилось 21 человек, из которых 6 человек – экипаж самолета и 15 офицеров и сержантов Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота, следовавших во Владивосток по служебным делам и в отпуск.Представителями китайской администрации на месте происшествия обнаружены сгоревший самолет и три трупа.По линии Генерального штаба даны указания нашему военному советнику в Китае срочно расследовать и донести обстоятельства происшествия, состояние самолета и экипажа, а также принять меры по оказанию помощи пострадавшим и охране самолета.Приложение: Список лиц, находившихся на транспортном самолете «Ил-12» Тихоокеанского флота при перелете из Порт-Артура во Владивосток 27 июля 1953 г.Адмирал флота Н. Кузнецов[13]

ПриложениеСов[ершенно] секретноСписок лиц, находившихся на транспортном самолете «Ил-12» Тихоокеанского флота при перелете из Порт-Артура во Владивосток27 июля 1953 г.Экипаж самолета – 6 человек1. Летчик – капитан Глиняный.2. Второй летчик – ст[арший] лейтенант Игнаткин.3. Штурман – капитан Мунин.4. Борттехник – капитан Головачев.5. Радист – старшина Коновалов.6. Бортмеханик – ст[арший] сержант Вилинок.Офицеры и сержанты Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота, следовавшие во Владивосток по служебным делам и в отпуск – 15 чел[овек]1. Подполковник мед[ицинской] службы Ларионов.2. Подполковник мед[ицинской] службы Субботовский.3. Майор мед[ицинской] службы Дробницкий.4. Капитан тех[нической] службы Волошин.5. Старший лейтенант Жигулин.6. Старший лейтенант Фраин.7. Старший лейтенант Сабинов.8. Старший лейтенант тех[нической] службы Лазарев.9. Старший лейтенант Леках.10. Старший лейтенант Тернов.11. Техник-лейтенант Тарасов.12. Старший сержант Савин.13. Сержант Галиев.14. Старший сержант Назаров.15. Сержант Козлов.Всего 21 человек.РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 832. Л. 15–16.Заверенная копия. Машинописный текст

 Публикацию подготовил главный специалист РГАСПИ Евгений Григорьев 

ПРИМЕЧАНИЯ[

1] Правда. 1953, 2 августа. С. 3; Правда. 1953, 3 августа. С. 4.[2] Доронин С. Легкая добыча «двойного аса» Парра // Морской сборник. 2000. № 11. С. 83–84. См. также: Правда. 1953, 2 августа. С. 3.[3] Холодная война: В 2 т. / Под ред. В.А. Золотарева. Т. 1: Противостояние двух сверхдержав. М., 2014. С. 338–339.[4] Котлобовский А., Сеидов И. Горячее небо «холодной войны» // Мир авиации. 1995. № 2 (10). С. 19.[5] Цит. по: Холодная война: В 2 т. / Под ред. В.А. Золотарева. Т. 1… С. 331.[6] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 44. Л. 43, 100–101.[7] Имеется в виду соглашение, которое было подписано по результатам московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившего 16–26 декабря 1945 г. См.: Правда. 1945, 28 декабря. С. 1–2.[8] В верхнем правом углу документа имеется помета помощника В.М. Молотова И.И. Лапшова: «В наш архив. 25.VII».[9] В верхнем правом углу документа имеется помета И.И. Лапшова: «В дело. 25.VII».[10] К документу приложена схема полетов американской авиации на Дальнем Востоке. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1318. Л. 167.[11] Опубликовано в газете «Правда» 13 октября 1952 г.[12] Командующим ВВС Тихоокеанского флота в указанное время был генерал-лейтенант авиации В.П. Канарев (1907–1965).[13] В верхней части документа напечатан текст резолюции Н.А. Булганина: «Разослать членам Президиума ЦК КПСС. 28/VII.1953 г.». В Секретариат В.М. Молотова записка поступила 28 июля. Автограф-резолюция В.М. Молотова гласит: «Ознак[омить] т. Громыко». Также на копии, полученной В.М. Молотовым, имеются делопроизводственные пометы И.И. Лапшова: «В дело. 29.VII»; «Копия выслана т. Громыко для ознакомления. 29.VII»; «Сдать в архив. 19.XI». На обороте первого листа документа приводится список лиц, которым были разосланы копии докладной записки Н.Г. Кузнецова; по порядку: Г.М. Маленков (экз. № 1), В.М. Молотов (фамилия подчеркнута), К.Е. Ворошилов, Н.С. Хрущев, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, М.З. Сабуров, М.Г. Первухин (экз. № 8).

Евгений Григорьев