Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Путешествия Вильны

№26 февраль 2017

В первой половине ХХ века Россия четырежды освобождала Вильнюс от захватчиков и четырежды передавала нынешнюю столицу Литвы в руки самих литовцев.

Памятник «На страже мира» на Зеленом мосту в Вильнюсе

Вильнюс получил свое литовское название по историческим меркам сравнительно недавно – в период Второй мировой войны. До этого на протяжении нескольких столетий (первое упоминание о городе относится к началу XIV века) он назывался Вильна – Вильно, являясь столицей сначала независимого Великого княжества Литовского (точнее – Литовского, Русского и Жмудского), а потом Великого княжества Литовского в составе польско-литовского государства Речи Посполитой. Затем, после раздела Польши в конце XVIII века и перехода этой территории под власть России, город оставался одним из губернских центров Российской империи вплоть до Первой мировой войны…

Новая Литва

Ковенская и Виленская губернии России были оккупированы немцами в начале осени 1915 года. И хотя в ноябре 1918-го Германия капитулировала, ее войска продолжали оставаться в Прибалтике. Дело в том, что при заключении Компьенского перемирия между Германией и странами Антанты представители последних включили в текст документа положение, согласно которому немецкие войска не должны были покидать занятые ими территории бывшей Российской империи до отдельного решения союзных держав. Цель недавних союзников России состояла в том, чтобы воспрепятствовать установлению в Прибалтике советской власти.

Впрочем, несмотря на это, 16 декабря 1918 года только что сформированное литовское Временное революционное правительство во главе с Винцасом Мицкявичюсом-Капсукасом опубликовало в Вильне манифест, провозгласивший в Литве власть Советов. Одновременно правительство заявило о намерении «идти рука об руку с Советской Россией и со всеми другими странами, вступившими на путь мировой социалистической революции».

22 декабря 1918 года советское правительство декретом Совета народных комиссаров РСФСР за подписью В.И. Ленина признало независимость Литовской Советской Республики и власть Временного революционного правительства Литвы.

К началу 1919 года советская власть была установлена на большей части Литвы (литовские Советы образовались даже в тылу немецких войск), что обусловило переезд первого литовского буржуазного правительства под руководством Аугустинаса Вольдемараса, сформированного в ноябре 1918 года, из Вильны в Ковно (ныне Каунас).

В феврале 1919 года на I съезде Советов Литвы и I съезде Советов Белоруссии было принято решение об объединении Литвы и Белоруссии в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). На совместном заседании ЦИК Литвы и ЦИК Белоруссии в конце февраля было избрано правительство новой республики, в состав которой вошла часть территорий бывшего Великого княжества Литовского и первой столицей которой стала Вильна.

Последнее оказалось возможным благодаря тому, что в начале января 1919 года город был в первый раз освобожден Красной армией – войсками под командованием известного командира времен Гражданской войны Гая Гая от занявших Вильну ранее поляков.

Однако уже весной 1919 года Антанта начала свой первый поход против всех советских республик, в котором приняла активное участие Польша. На территорию Литвы вторглись польские легионы Юзефа Пилсудского, захватившие Вильну 21 апреля 1919 года.

Советская Литва защищалась в течение нескольких месяцев и окончательно пала в августе после оставления последнего удерживаемого ею города – Зарасая (современное название).

Спорная территория

Второй раз освобождать Вильну от поляков Красной армии довелось в 1920 году: это произошло 14 июля в ходе летнего наступления советских войск на Варшаву (во время Советско-польской войны).

За два дня до этого, 12 июля 1920 года, в Москве завершились советско-литовские переговоры, итогом которых стало подписание мирного договора. Советская Россия безоговорочно признала самостоятельность и независимость Литовской Демократической Республики. Согласно этому договору Литва получала не только Вильну и Виленский край, но и значительные территории с городами Гродно, Лида, Ошмяны. Обе стороны обязались не допускать использования своих территорий для каких-либо военных приготовлений против другой стороны. Учитывая сложное экономическое положение Литвы, РСФСР выразила согласие передать ей 3 млн рублей золотом. Таким образом, Советская Россия стала первым государством, признавшим независимость Литовской Республики, – так же как ранее, в 1918-м, независимость Советской Литвы.

Польская конница на параде в Вильне. 1921 год

Надо отметить, что, соглашаясь на признание Вильны за Литвой, советское правительство отнюдь не скрывало от литовцев, что решение это определялось не национально-этническим принципом, а прежде всего желанием пойти навстречу экономическим, культурным и политическим интересам Литвы.

Почти сразу после этого, 8 августа 1920 года, литовское правительство переехало из Каунаса в Вильну, а затем туда же переместились все дипломатические и консульские представительства иностранных государств.

Однако Вильна оставалась литовской недолго. 9 октября того же года сформированные из уроженцев Виленского края польские части под командованием генерала Люциана Желиговского, вопреки подписанному ранее польско-литовскому Сувалкскому договору (в соответствии с которым Вильна признавалась за Литвой), захватили город. В итоге по условиям перемирия, достигнутого 29 ноября 1920 года при участии представителей Лиги Наций, Вильна и восточная часть Литвы оставались за Польшей, что в дальнейшем было закреплено проведенным в крае 20 февраля 1922 года референдумом.

Польша обосновывала свои претензии на Виленский край тем, что Вильна (по-польски – Wilno), войдя вместе с Великим княжеством Литовским в состав федеративного польского государства Речи Посполитой после Люблинской унии 1569 года, со временем совершенно утратила черты литовского города, в том числе и в этническом отношении. Впоследствии в результате трех разделов Речи Посполитой в конце XVIII века Вильна и Виленский край были включены в состав Российской империи. В этой связи в Варшаве утверждали, что край должен принадлежать Польше именно как часть ее территории, отошедшей к России в рамках третьего «польского раздела» в 1795 году.

Г.Д. Гай – известный военачальник времен Гражданской войны. Под его командованием войска Красной армии освобождали Вильну в 1919 году

Здесь нужно заметить, что с формальной точки зрения позиция поляков была достаточно обоснованной, поскольку доля литовского населения в Виленском воеводстве Польши, образованном на захваченной Желиговским территории, отнюдь не была преобладающей (в 1939 году она составляла менее 22%: 100 тыс. человек из 457,5 тыс. жителей), а в самом Вильно была еще меньше (в 1897 году – 2,1%, в середине 1920-х годов – менее 2%).

К этому следует добавить и «безусловное культурное преобладание в Вильне и крае в целом Польши», которая по этой причине считала его «своей второй старой столицей», отказываясь признавать права Литвы на город и Виленский край.

Выгодный пакт

«Виленский вопрос» оставался неурегулированным между Литвой и Польшей до конца 1930-х годов, неоднократно становясь предметом острого политического и военного противостояния между двумя странами.

Дважды, в 1927 и 1938 годах, польско-литовские отношения обострялись настолько, что грозили перерасти в вооруженный конфликт, и оба раза на помощь Литве приходил СССР, своими дипломатическими демаршами «возвращавший» ситуацию в переговорное русло.

Ситуация разрешилась в 1938-м, когда 17 марта, после очередного «пограничного инцидента», в результате которого погиб польский пограничник, Польша предъявила Литве ультиматум с требованиями восстановить нормальные дипломатические отношения, предоставить гарантии польским меньшинствам на литовских территориях и признать пограничный status quo, то есть навсегда отказаться от Вильны.

Нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп после подписания пакта о ненападении 23 августа 1939 года

Несмотря на вновь предложенную Советским Союзом помощь, 19 марта 1938 года литовское правительство приняло польский ультиматум, тем самым де-юре «на вечные времена» признав потерю Вильны и Виленского края.

В итоге к середине 1939 года Литва осталась не только без Вильны, но и без Мемеля (по-литовски – Клайпеда). Литве пришлось уступить Клайпедский край (Мемельланд) Германии 22 марта 1939 года, в результате чего ее территория сократилась на 2,8 тыс. кв. км, а литовская пограничная линия приобрела ту конфигурацию, с которой страна вступила во Вторую мировую войну. Площадь литовской территории составляла тогда менее 52 тыс. кв. км.

В ночь на 24 августа 1939 года в Москве состоялось подписание Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, часто именуемого пактом Молотова – Риббентропа. Секретный дополнительный протокол к договору предусматривал принципиальное решение вопроса о будущем Виленского края: «…интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами».

К концу сентября 1939 года войска Красной армии заняли территории Западной Белоруссии и Западной Украины, а также территорию бывшего польского Виленского воеводства и самого города Вильно. Это стало возможным в результате поражения Польши в войне с фашистской Германией и бегства всего руководства Второй Речи Посполитой в Румынию.

8 октября 1939 года между наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и немецким послом в Москве Вернером фон Шуленбургом состоялся обмен письмами идентичного содержания, в которых, в частности, подтверждалась договоренность о присоединении Виленского края к Литве. А уже 10 октября в советской столице был подписан Договор о передаче Литовской Республике Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между СССР и Литвой. Так в третий раз Вильно – Вильнюс (получивший тогда впервые это новое, литовское название) был передан Литве Советским Союзом.

Литовские войска входят в Вильнюс. Октябрь 1939 года

«В целях закрепления дружбы» в договоре фиксировалась передача СССР Литве Виленщины, при этом стороны обязались «оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения или угрозы нападения на Литву, а также в случае нападения или угрозы нападения через территорию Литвы на Советский Союз со стороны любой европейской державы». СССР обязался на льготных условиях поставлять «вооружение и прочие военные материалы» литовской армии. По одной из статей договора Советскому Союзу предоставлялось право «держать в установленных по взаимному соглашению пунктах Литовской Республики… строго ограниченное количество советских наземных и воздушных вооруженных сил».

В конфиденциальном протоколе к договору оговаривалось право СССР разместить в Литве воинский контингент общей численностью до 20 тыс. человек – и это лишнее свидетельство того, что заключение секретных межгосударственных соглашений в то время не являлось чем-то необычным, а было – и остается сейчас – достаточно распространенной дипломатической практикой.

В результате передачи Виленщины Литве ее территория увеличилась на 6,656 тыс. кв. км, а население – почти на полмиллиона человек (при численности населения Литовской Республики в середине 1939 года менее 2,5 млн человек). В этой связи интересно отметить, что подписанный 23 августа 1939 года пакт Молотова – Риббентропа, а также советско-германский Договор о дружбе и границах от 28 сентября того же года в нынешней Литве «объявлены вне закона»…

Забытая треть

После нападения Германии на Советский Союз Литва была оккупирована в течение пяти дней и стала частью провинции Остланд.

Четвертое освобождение Красной армией Вильны – Вильнюса произошло уже на завершающем этапе Второй мировой войны. Вильнюсская операция проводилась с 5 по 20 июля 1944 года силами 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии Ивана Черняховского. Сразу после освобождения столицы Белоруссии Минска войска фронта без перегруппировки начали наступательную операцию, в ходе которой 13 июля 1944 года советскими войсками был взят Вильнюс – четвертый раз за прошедшее 25-летие и второй раз за неполные пять лет.

Всего в 1944–1945 годах в боях за освобождение Литвы погибло около 100 тыс. советских воинов, включая литовцев из 16-й Литовской дивизии под командованием генерал-майора Адольфаса Урбшаса.

Такова история этой страны. Именно поэтому печально слышать в современном «литовском Вильнюсе» (ставшем таковым только благодаря СССР) оскорбительные слова о «советской оккупации». Ведь площадь сохраненных для Литвы и присоединенных к ней в 1939–1950 годах Советским Союзом территорий в общей сложности составляет 16,5 тыс. кв. км. А значит, за время «советской оккупации» Литва увеличила свою довоенную территорию (напомним, менее 52 тыс. кв. км) почти на треть.

Дело в том, что кроме Виленщины к ней были присоединены три района компактного проживания литовцев, переданные Литве из состава Белоруссии в 1940 году, выкупленный СССР у Германии в 1941 году так называемый «юго-западный литовский анклав» (ныне Вилкавишкский район и часть Алитусского района Литвы), а также отторгнутая Германией в марте 1939-го Мемельская область вместе с городом Мемель (Клайпедой), административно возвращенная Литовской ССР в 1950 году.

Мало найдется в истории международных отношений (если найдется вообще) примеров подобного альтруизма, оплаченного впоследствии столь черной неблагодарностью. Напомним, что в 2000 году в Литве был принят закон о компенсации «за советскую оккупацию Литвы 1940–1991 годов», сумма которой была оценена в 20 млрд долларов и затем, в 2012 году, увеличена до 30 млрд долларов (80 млрд литов)…

Алексей ПЛОТНИКОВ,доктор исторических наук

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

ГОРЛОВ С.А. СССР и территориальные проблемы Литвы // Военно-исторический журнал. 1990. № 7

ПЛОТНИКОВ А.Ю. Прибалтийский рубеж. К десятилетию заключения российско-литовского договора о границе. М., 2009

 

Алексей Плотников