Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Катастрофа, которая длится до сих пор

№24 декабрь 2016

Крушение Советского Союза – самая настоящая геополитическая катастрофа, с последствиями которой мы сталкиваемся каждый день.

Фото: Наталья Львова

Даже сейчас, спустя четверть века после распада СССР, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Мы до сих пор ищем ответ на вопрос, кто виноват и отчего это произошло. Что было тем айсбергом, о который, подобно «Титанику», разбилась наша великая страна? И если это был айсберг, означает ли это, что мы сами ни в чем не виноваты и это какое-то внешнее по отношению к нам зло пустило наш корабль ко дну? Или же все-таки правильнее сравнивать ситуацию с броненосцем «Потемкин»: червивое мясо на камбузе, кок-ворюга, бездарные офицеры – и вот уже восстание, и вот уже за борт золотопогонников?

Мы будем еще долго размышлять, отчего это случилось с нами. А вот что именно случилось, мы и так знаем, хотя бы по страшным цифрам потерь. Это была самая настоящая катастрофа. Только убыль населения нашей страны в 1990-е годы составила миллион человек в год…

Но давайте посмотрим, что случилось с миром вокруг нас. Для начала обратим взор на постсоветское пространство. На первых порах были истошные крики о том, что русские должны убираться домой, потому что они десятилетиями угнетали когда-то братские народы, и в результате – миллионы русских беженцев из республик бывшего СССР. Итог русского исхода – брошенные заводы, поглупевшие без учителей дети в школах, нищета со вкусом независимости. Ушло то время, когда «русские врывались в мирные кишлаки, оставляя за собой школы, больницы, библиотеки»…

По всем границам заполыхали войны, новые независимые государства жадно делили наследство когда-то единой страны, сводили старые счеты. В итоге – новые беженцы и новые жертвы: счет убитым в этих этнических войнах и национальных конфликтах идет на сотни тысяч. Они также пополнили списки жертв катастрофы…

Чуть шире оптика: Восточная Европа – бывший «социалистический лагерь», страны которого входили в Совет экономической взаимопомощи. Она тоже сделала свой выбор. Что ж, быть может, кому-то он кажется вполне удачным, и Болгария или прибалтийские государства, например, и правда всегда мечтали стать главными источниками дешевой рабсилы для Британии и Германии.

Быть может, в этом и есть истинный «европейский выбор» – выбор стран, которые отказались от своей промышленности, энергетики, даже сельского хозяйства в пользу свободы от «советского гнета»? Не нам судить. Только каждый раз горько, когда кто-то раскрашивает очередной памятник тем советским (русским, украинским, казахским, белорусским, каким угодно еще) жизням, которые были отданы за их свободу и их жизнь во время Второй мировой войны.

«Победители в холодной войне» – США и Западная Европа. Тогда – на закате СССР и особенно после его краха – они перестали быть для нас «потенциальными противниками», стали «уважаемыми партнерами». В этой модели не было ничего плохого: любой мир лучше доброй ссоры и конфронтации. Если бы не ослепление победой, которую условный «Западный мир» засчитал себе…

Запад был действительно ослеплен тем, что после нашего распада никто больше не сможет остановить его экспансию, уравновесить алчность, положить пределы аппетитам. Именно в этом, а вовсе не в том, что теперь «мы вместе будем строить новый справедливый мир», и был смысл нашего падения для наших «западных партнеров». Западу казалось, что он победил и что однополярный мир – это навечно. К чему это привело, известно всем.

Еще одно следствие той катастрофы – крах национальных государств на Ближнем Востоке. Часто ли мы задумываемся о том, что все происходящее в регионе в последние годы оказалось возможным только в мире, в котором не было СССР?

Рубежом стал 2003 год, когда без санкции Совета Безопасности ООН США вторглись в Ирак. Светский режим был уничтожен. Страна стала рассадником международного терроризма. И далее распад распространился на весь регион Северной Африки и Ближнего Востока. Светские режимы, которые раньше могли прокладывать свой курс в фарватере между СССР и США, стали валиться либо под натиском религиозных фанатиков, либо под давлением «демократизаторов», считающих, что старая модель мира устарела.

Война в Сирии, война в Ливии, джихадисты на египетском Синае. Убитые и раненые, люди, изгнанные из своих домов, уничтоженные города и культурные памятники, террор в самом центре Европы. Все это тоже отдаленные последствия нашей катастрофы.

Глупо добиваться восстановления СССР, мы ведь реалисты и не идеализируем наше прошлое. Но именно поэтому мы и не идеализируем настоящее, отдавая себе отчет в том, что крах СССР – это катастрофа, которая длится до сих пор.

Евгений ПРИМАКОВ, автор и ведущий программы «Международное обозрение» (телеканал «Россия 24»), генеральный директор «Русской гуманитарной миссии»

Евгений Примаков