Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События ноября

№59 ноябрь 2019

225 лет назад

«Шагнул – и царство покорил!»

Русская армия, подавив польское восстание, вошла в Варшаву

К концу XVIII века некогда могущественная Речь Посполитая была ослаблена раздорами шляхты. Король Станислав Август Понятовский считался ставленником России. В польских крепостях располагались русские и прусские гарнизоны. Это вызывало негодование польских националистов, которые перешли от слов к делу в марте 1794 года. В своей борьбе против иностранного влияния они надеялись на помощь революционной Франции. В нескольких сражениях весны и лета повстанцы разгромили прусские и русские отряды. Вождем восстания был избран Тадеуш Костюшко, принявший звание генералиссимуса.

В сентябре польскую границу с небольшим отрядом пересек прославленный генерал-аншеф Александр Суворов. Ему удалось наголову разбить отборные силы противника при Крупчицах и под Брестом. Получив пополнение, он двинулся к польской столице. 24 октября (4 ноября) 1794 года русская армия штурмом взяла крепость Прагу – восточное предместье Варшавы. Бой мог перекинуться и на варшавские улицы, но, чтобы избежать кровопролития, русский военачальник приказал взорвать мост через Вислу и остановил наступление. Штурм Праги произвел сильное впечатление на поляков. «Редко видел я столь блистательную победу; дело сие подобно измаильскому», – писал Суворов в реляции. В Варшаву русские войска вошли без единого выстрела. Полководец продемонстрировал мудрость и милосердие, отпустив по домам более 10 тыс. пленных. Поляков подкупало и то почтение, с которым он относился к варшавским католическим святыням.

«Шагнул – и царство покорил!» – так охарактеризовал польскую кампанию Суворова поэт Гавриил Державин. А императрица Екатерина II за взятие Варшавы наградила своего полководца долгожданным фельдмаршальским жезлом.

 

215 лет назад

«Без воды – и ни туды и ни сюды…»

В Москве начал работать первый городской водопровод

В XVIII веке питьевую воду в Белокаменной можно было взять из Москвы-реки и ее притоков, а также из некоторых прудов, но для большого города этого было мало. К тому же водные артерии постоянно загрязнялись из-за сброса нечистот и отходов индустрии. Частные колодцы тоже не решали проблему. Недостаток воды и ее низкое качество угрожали массовыми заболеваниями, что и проявилось в 1770–1771 годах во время эпидемии чумы. В 1779-м по указу Екатерины II началось строительство водопровода из Мытищ в Москву, автором проекта выступил инженер Фридрих Вильгельм Бауэр. Согласно исследованиям, ключевая вода в селе Большие Мытищи была наиболее подходящей для города, поэтому именно там обустроили 43 бассейна для сбора вод. Работы по созданию водопровода несколько раз прерывались, приходилось выделять дополнительные средства. Свои коррективы внесла и очередная война с турками, так как основной рабочей силой на строительстве были солдаты.

Наконец 28 октября (9 ноября) 1804 года – уже при Александре I – первый в России водопровод заработал. Самым грандиозным сооружением в этой системе стал Ростокинский акведук длиной почти 300 метров. Однако бóльшую часть пути вода из Мытищ преодолевала по подземным трубам.

Ежедневно в город поступало около 300 тыс. ведер воды (1 ведро = 12,3 литра). Брать ее москвичи могли на центральных площадях в специальных водоразборных фонтанах. Один из них сохранился до нашего времени на своем историческом месте – Театральной площади.

 

125 лет назад

Дело всей жизни

Основан Бахрушинский театральный музей

Основатель музея Алексей Бахрушин (1865–1929) родился в московской купеческой семье, где ему прививали любовь к старине, искусству, всяческим редкостям. С юных лет он испытывал страсть к коллекционированию самых разнообразных предметов. Со временем увлечение обрело более четкие контуры: Бахрушин стал заядлым театралом, собирал все, что связано с искусством Мельпомены. В отличие от многих коллекционеров, не полагался на антикваров, предпочитая лично охотиться за сокровищами – искать, ездить, договариваться. Его коллекция быстро достигла внушительных масштабов, и 29 октября (10 ноября) 1894 года собиратель публично представил ее москвичам. Этот день и считается датой основания театрального музея.

Коллекция Бахрушина вызвала не только интерес, но и уважение среди театральных деятелей. Музей обрел дополнительный источник пополнения, ставший вскоре основным, – дары. Этому способствовали и «Бахрушинские субботы», на которые стекались звезды тогдашней московской сцены: Мария Ермолова, Федор Шаляпин, Константин Станиславский… К знаменитому коллекционеру стали обращаться за помощью исследователи театра, историки, режиссеры.

В 1913 году Бахрушин передал музей Академии наук, оставшись его почетным попечителем. В 1917-м музей был включен в систему государственных учреждений, и по инициативе Владимира Ленина Бахрушин стал его пожизненным директором. После революции количество посетителей значительно увеличилось, продолжилось активное пополнение коллекции. В наше время собрание музея, носящего имя своего основателя, насчитывает более полутора миллионов экспонатов.

100 лет назад

«Мы – красные кавалеристы…»

В разгар Гражданской войны создана Первая конная армия

К созданию конной армии большевики пришли постепенно, путем проб и ошибок. Весной 1918 года герой Первой мировой войны Семен Буденный собрал на Дону конный отряд и присоединился к 1-му кавалерийскому крестьянскому социалистическому полку Бориса Думенко. Затем полк стал дивизией, а позже был преобразован в 1-й конный корпус. После ранения Думенко его возглавил Буденный.

В августе-сентябре 1919-го по тылам красных прошелся 4-й Донской корпус белого генерал-лейтенанта Константина Мамантова. На военачальников Красной армии этот рейд произвел сильное впечатление. 17 ноября 1919 года по предложению Реввоенсовета Южного фронта была создана Первая конная армия, которая стала главным маневренным инструментом советского командования. Она сыграла важную роль в разгроме белогвардейских частей генерал-лейтенанта Антона Деникина в Воронежско-Касторненской, Донбасской и Ростово-Новочеркасской операциях, а в феврале 1920-го вместе с приданными ей тремя стрелковыми дивизиями наголову разбила белых в ходе Егорлыкской операции. Ее кульминацией явилось крупнейшее конное сражение Гражданской войны: 25–27 февраля каждая из сторон бросила в бой более 10 тыс. сабель. Итогом встречного сражения стало поражение белых. В марте деникинские войска оставили Кубань.

Позже буденновцы участвовали в Советско-польской войне и в изгнании белых из Крыма. С окончанием Гражданской войны острая потребность в столь крупном конном соединении отпала, и 21 мая 1921 года Первая конная была расформирована.

 

75 лет назад

Президент из «Большой тройки»

Франклин Рузвельт в четвертый раз избран президентом США

Адвокат по образованию, Франклин Делано Рузвельт (1882–1945) начал свою политическую карьеру сенатором легислатуры (законодательного собрания) штата Нью-Йорк от Демократической партии. Позже он занял пост губернатора того же штата. Рузвельту не было 40 лет, когда после неудачного купания его сразила болезнь, повлекшая паралич обеих ног. Однако заболевание не помешало его политической карьере: впервые в истории прикованный к коляске человек был избран президентом США. Это случилось в кризисном 1932 году. Рузвельт стал главой государства в разгар Великой депрессии – и сразу же предложил программу реформ, названную «новым курсом». Ему удалось преодолеть экономический кризис, а также изменить подход Соединенных Штатов к внешней политике. Многие годы США придерживались стратегии «невмешательства» в дела Старого Света, но с началом Второй мировой войны Рузвельт отменил эмбарго на продажу оружия воюющим сторонам, затем организовал помощь Великобритании и принял закон о ленд-лизе. Нападение Японии на Пёрл-Харбор в декабре 1941-го позволило Америке вступить в войну, а затем и открыть второй фронт в Европе.

До войны Рузвельт утверждал, что не станет нарушать традиции и выдвигаться на третий срок. Но в условиях Второй мировой американцы не желали менять главу государства. В 1940-м Рузвельт стал единственным в истории США президентом, которого избирали на высший государственный пост более двух раз.

7 ноября 1944 года он одержал уверенную победу на своих четвертых президентских выборах, опередив республиканца Томаса Дьюи в 36 штатах из 48. Однако ему оставалось недолго. 12 апреля 1945 года Рузвельт умер от обширного инсульта, чуть меньше месяца не дожив до капитуляции Третьего рейха.

 

45 лет назад

Сближение на Дальнем Востоке

Советский лидер Леонид Брежнев и президент США Джеральд Форд провели переговоры на берегу Тихого океана

Владивосток избрали для встречи на высшем уровне не случайно. Этот город был базой Тихоокеанского флота и из-за режима секретности долгие годы оставался закрытым для иностранцев. И вот 23 ноября 1974 года на военном аэродроме Воздвиженка под Уссурийском приземлился самолет президента США…

Со стороны Советского Союза это был знак доверия, который американцы оценили сполна. Встреча началась с улыбок и объятий. К тому же Форд прибыл в легком пальто, а погода стояла морозная. Гостеприимные хозяева преподнесли ему пыжиковую ушанку и волчью доху. От аэродрома до места саммита Брежнев и Форд добирались поездом. Там, в вагоне, состоялась первая беседа между главами двух держав.

Американцы считали советский Дальний Восток медвежьим углом, но переговоры проходили во вполне комфортабельных залах военного санатория. Более 100 корреспондентов ведущих мировых СМИ освещали эту встречу. О каждом раунде переговоров Брежнев оперативно отчитывался перед Политбюро. При обсуждении возможных компромиссов председатель Совета министров Алексей Косыгин и министр обороны Андрей Гречко заняли неуступчивую позицию. Генеральный секретарь был вынужден считаться с ними. И все-таки встреча прошла плодотворно. Брежнев и Форд подписали совместное заявление, где оговаривалось точное количество пусковых установок баллистических ракет наземного и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков, которые позволялось держать на вооружении обеих сторон. Переговоры о сокращении стратегических вооружений было решено продолжить через пять лет. Дружеские объятия президента и генсека выглядели искренними. Казалось, что две сверхдержавы всерьез и надолго нашли общий язык…

Журнал "Историк"