Пора вернуться с Гражданской войны
№59 ноябрь 2019
Нам нужно историческое милосердие, и прежде всего к самим себе. Хорошо бы помнить об этом не только в День народного единства…
Время от времени нас все еще накрывает шрапнелью от боев «белых» с «красными». Как если бы Гражданская война не закончилась до сих пор. Спорят с ожесточением о том, надо ли похоронить Ленина, закрыть Мавзолей или, наоборот, вернуть туда караул и, как «в старые добрые времена», с трибуны приветствовать парад в честь 7 Ноября. Увы, нет-нет и подумаешь, что мы и в 2019-м все еще воюем «на той единственной Гражданской».
И не только на ней. Не меньше, чем о Ленине, мы любим спорить о Сталине. Цель та же – добиться «исторической справедливости». В последние месяцы мы вновь видим, как ломаются копья: идет очередное болезненное осознание/разоблачение/оправдание пакта Молотова – Риббентропа. До хрипоты идут «споры о главном»: виновны ли мы во Второй мировой вместе с нацистской Германией или все-таки нет?
Но может быть, уже хватит плутать в дебрях своего прошлого в поисках пресловутой «исторической справедливости»? Может быть, оставить нашим мертвецам их дела?!
Конечно, пакт был. Был ли он уникален? Нет, не был: половина европейских стран заключили с нацистской Германией такие же пакты. Дал ли пакт с Гитлером нам отсрочку? Безусловно. Смогли ли мы полностью ее использовать? Не уверен. Но мы все-таки попытались это сделать. Этично ли было с нашей стороны договариваться с Гитлером о сотрудничестве, о «дружбе и границе» и прочем? Да. Потому что мы были оставлены с ним один на один и больше всего в тот момент думали о себе. Благо нашей страны было выше блага других государств, и тут не в чем нас упрекать. Особенно странам, под шумок раздела Чехословакии утырившим у своего соседа немного землицы. Помог ли уверенный и безопасный тыл Гитлеру в том, чтобы идти на запад без оглядки? Вероятно, помог. Но было ли это задачей пакта? Нет, конечно. Но даже если бы и было – кто нас может упрекать в этом? Уж точно не Британия, которая усердно толкала нацистскую Германию на восток!
Вдумаемся, о чем мы спорим друг с другом? Были ли сталинские репрессии? Конечно, были. Провел ли Сталин индустриализацию страны? Провел. Какой ценой? Людоедской, огромной, страшной. Все было именно так, как было, и нам уже ничего не исправить – ни оправданием, ни осуждением.
Впрочем, это не только наша «национальная забава» – бередить прошлое. Когда испанский диктатор Франсиско Франко, отпуская хватку, решил примирить Испанию и создал единый мемориал павшим на их гражданской войне, мемориал, где вместе легли и лидеры республиканцев, и создатель «Испанской фаланги» Примо де Ривера, да и сам Франко, когда пришел срок, казалось, что вот она, смирённая гордыня и общественное примирение. Но вольному испанскому народу воля, и вот уже тело Франко пытаются вынести вон. Потому что потомки жертв и героев вновь готовы включиться в борьбу за «историческую справедливость».
Мне скажут, что, пока мы не дадим «окончательную оценку» тому или иному поворотному событию нашей истории, мы никогда не двинемся в «прекрасное будущее». Но я так не думаю. Скорее наоборот.
Я вообще считаю, что на самом деле никакой «исторической справедливости» вовсе нет. А призыв к ее поискам и к победе над теми, кого в нашем прошлом мы считаем преступниками или просто дураками, разъедает прежде всего нас самих – не их. Тех, из-за кого мы деремся, давно уже нет на свете, а мы все еще бьем друг друга в кровь. И все никак не можем победить – потому что воюем сами с собой.
Фото: РИА Новости
Евгений Примаков, депутат Государственной Думы, автор и ведущий программы «Международное обозрение» (телеканал «Россия 24»)