Первый геноцид XX века
№13 январь 2016
Только при поверхностном взгляде может показаться, что современная Турция мало чем напоминает канувшую в Лету Османскую империю. Одна из традиционных черт старой Порты – желание спровоцировать Россию, втянув ее в конфликт с великими державами, и использовать это в своих целях – присуща, как недавно выяснилось, и нынешнему турецкому режиму. Еще одна общая черта – нежелание признавать собственную причастность к преступлениям против человечества.
В мемориальном комплексе «Цицернакаберд» в Ереване (Фото: Фотохроника ТАСС)
Почти год назад, 24 апреля 2015 года, в мемориальном комплексе «Цицернакаберд» в Ереване состоялась церемония поминовения жертв геноцида армян в Османской империи.
«Позиция России была и остается последовательной: мы всегда считали, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий», – сказал президент РФ Владимир Путин, участвовавший в этой церемонии наряду с другими мировыми лидерами.
Сформулированная им позиция вызвала резкое недовольство со стороны Анкары.
«Уже не первый раз Россия использует слово «геноцид» в этом вопросе. Мне лично грустно, что Путин сделал такой шаг», – заявил тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Анкара даже пригрозила Москве отзывом посла, но в итоге на столь радикальный шаг не решилась.
Впрочем, высказывания на эту тему папы римского Франциска, назвавшего массовое убийство армян «первым геноцидом XX века», все же привели к отзыву турецкого посла из Ватикана.
Турецкие власти на протяжении многих десятилетий отказываются признать то, что признано большинством стран. А именно – что националистический режим, который установился в Османской империи в начале XX века, стал инициатором самых жестоких на тот момент этнических чисток. Впервые в новейшей истории мир столкнулся с массовым геноцидом, жертвами которого оказались от 800 тыс. до 1,5 млн армян…
Великий Туран
Приход в 1908 году к власти в Османской империи младотурок (партия «Единение и прогресс», или «Иттихат ве Теракки») знаменовал собой кардинальную смену идеологии. Исповедуемый свергнутым султаном Абдул-Хамидом панисламизм, провозглашавший своей целью единство всех мусульман, сменила идеология агрессивного пантюркизма.
В ее основе лежало стремление к политической консолидации тюркского этноса. Иными словами, на место традиционного и более-менее умеренного османского исламизма пришел радикальный турецкий национализм.
Соответствующая политика фактически исключала представителей нетюркских народов не только из власти, но и из гражданского общества вообще – и в этом смысле была неприемлема для этнических меньшинств многонациональной Османской империи.
Солдаты над черепами жертв в армянской деревне во время Первой мировой войны. Долина Муша, Османская империя
В схватке с панисламистским режимом султана Абдул-Хамида младотурки позиционировали себя «истинными патриотами», «защитниками интересов народа», «национал-демократами», выступающими в защиту не столько абстрактных религиозных (в их глазах – космополитических), сколько вполне реальных национальных интересов.
Боролись эти «народные адвокаты», как и положено в таких случаях, с «антинародным, коррумпированным и ничтожным» режимом за прогресс и достоинство нации.
Однако прежде чем приступить к строительству прогрессивного демократического государства, младотурки озаботились расширением «жизненного пространства» для сверхгосударства под названием Великий Туран, призванного охватить все населенные тюрками территории Евразии. И в первую очередь эти территории следовало очистить от нетюркских народов…
Никакого Великого Турана на месте обагрившей себя кровью сотен тысяч армян Османской империи так и не возникло, и никакого «тюркского пространства» младотуркам завоевать так и не удалось. Наоборот, пришлось растерять то, что имели
Шовинизм младотурок активно поощряли их западные партнеры, главным образом локомотив Европы – Германия. В Берлине предостерегали: Османской империи не миновать угрозы новых расчленений, если за решение «армянского вопроса» возьмутся не турки, а русские. Армению германские дипломаты цинично называли «ахиллесовой пятой Турции» в ее борьбе за будущее империи.
Напоминали среди прочего, что армянам «несправедливо» принадлежит 40% экспортной и 80% внутренней торговли в стране… В общем, младотуркам разъяснили, кто виноват в их нынешних и грядущих бедах, кто стоит на пути их процветания и кто «наживается на их труде». Для окончательного решения «армянского вопроса» требовался лишь повод. И этим поводом послужила война.
Повязать младотурок кровью
Согласно подписанному 2 августа 1914 года секретному договору с Германией, Турция ставила себе целью отодвинуть границы на востоке и оккупировать мусульманские территории Российской империи.
Но пока на ее восточных рубежах проживали армяне, решить эту задачу не представлялось возможным. 30 октября того же года Османская империя вступила в войну на стороне Германии.
Осенью 1914 года мужская часть армянских поселений подверглась массовому призыву в армию. Первый этап призыва коснулся возрастной категории 20–45 лет, следующие два – 18–20 и 45–60 лет.
Затем в армянских поселениях, где оставались практически одни женщины, дети и старики, волнами прокатились конфискации: забирали все – деньги, скот, одежду, другие вещи.
Султан Абдул-Хамид
Вводились дополнительные поборы. Непризванных по каким-то причинам мужчин использовали в качестве бесплатной рабочей силы: они становились возчиками. Таких возчиков нагружали сверх меры и гнали по труднопроходимым дорогам, невзирая на погодные и прочие условия; к тому же их били и почти не кормили. В результате из десяти человек домой возвращался в лучшем случае один, да и то изможденный.
В конце января 1915 года состоялось закрытое совещание партийного и государственного руководства Османской империи, на котором было заявлено о желательности «окончательного решения «армянского вопроса» в ближайшее время».
Ответственными за претворение «решения» в жизнь определялись: от армии – Исмаил Энвер (он же Энвер-паша), от МВД – Мехмед Талаат-паша, от партии «Единение и прогресс» – доктор Назым, доктор Шакир и министр просвещения Мидхат Шюкри.
Также следует отметить, что совещание это проводилось не без пристального внимания «западных друзей». Младотурки наивно мнили себя великими игроками мировой политики наравне с германскими стратегами, а на самом деле Генеральному штабу Германии предстоящая резня была выгодна в связи с тем, что лишала Турцию возможности заключения сепаратного мира. Правящую верхушку империи попросту хотели повязать кровью…
Речь шла о двух способах решения «армянского вопроса» – физическом истреблении и насильственной депортации. Из турецких тюрем предварительно было выпущено 30 тыс. уголовников, из которых и формировались особые части так называемой Специальной организации. В подспорье этим головорезам привлекли также курдов, которых не могла не прельщать перспектива разграбления армянских хозяйств.
Карта основных районов уничтожения армянского населения в Османской империи
Все те части действующей армии, которые были составлены из армян (а надо сказать, что армянские призывники верно служили Османской империи, среди них не было замечено случаев дезертирства или неповиновения), под разными предлогами (например, для участия в строительных работах) были выведены из зоны боевых действий и разоружены.
У гражданского армянского населения «временно» отобрали паспорта, без которых перемещение по стране оказывалось невозможным.
К осени 1915 года большая часть армянского населения османской империи была перебита. По разным оценкам, геноцид армян унес жизни от 800 тыс. до 1,5 млн человек
Заработала пропаганда. Газета «Танин» опубликовала заявление Исмаила Энвера, согласно которому причиной поражения турецкой армии под Сарыкамышем зимой 1914–1915 года стала измена армян. О том, что солдат-армянин спас ему жизнь, вынеся его на руках с поля боя, Энвер-паша умолчал, хотя немногим ранее сам публично выражал признательность военнослужащим армянской национальности за особую преданность османскому правительству.
«Подвергнуть окончательной ликвидации»
Всего между ноябрем 1914-го и апрелем 1915 года было ограблено 5 тыс. армянских деревень и убито в общей сложности 27 тыс. армян. А 15 апреля 1915 года Министерством внутренних дел Османской империи было издано «Секретное распоряжение вали, мутесарифам и бекам Османской империи».
«Пользуясь возможностью, предоставленной войной, мы решили подвергнуть армянский народ окончательной ликвидации, – говорилось в нем, – выселить его в пустыни Аравии.
Правительство и великий комитет «Иттихата» обращаются к вам и приказывают всеми силами содействовать местным органам партии, которые 24 апреля начиная с восхода солнца должны приступить к осуществлению поставленных перед ними задач согласно секретному плану.
Каждое должностное и частное лицо, которое будет противодействовать этому святому и патриотическому делу или не станет выполнять возложенные на него обязательства и каким-либо образом попытается защитить того или иного армянина, будет признано врагом отечества и религии и соответственно наказано».
Позже законодательно были закреплены три принципа организации депортации: во-первых, численность армян должна была составлять не более 10% от общего числа мусульман в регионе; во-вторых, количество домов депортированных не должно было превышать 50; в-третьих, депортированным запрещалось менять назначенное им место жительства.
Кроме того, армяне не могли открывать собственные школы.
Наконец, предусматривалось определенное расстояние между армянскими деревнями: от одной до другой должно было быть не менее пяти часов езды.
В качестве конечных пунктов депортации были определены Дейр-эз-Зор (ныне Дайр-эз-Заур в Сирии) – место, где гнилые болота перемежались со знойными песками, и город Конья на юго-западе Турции – малярийные болота.
На чистку отводилось две недели…
Депортировали армян отовсюду: из Стамбула, Александретты (Искендерона), Аданы, Анкары, Киркука, Мосула (последние два города теперь находятся на территории Ирака), из долины Евфрата.
Людей гнали пешком, без еды и отдыха (почти не давалось времени на сон), исход этот сопровождался издевательствами и насилием. Иногда турки устраивали резню прямо в пути. Порой скорая расправа избавляла депортированных от последующих мучений (как это произошло с армянами из Стамбула: их уничтожили сразу за городом)…
Изможденные женщины, дети и старики, терпевшие бесконечные мучения, фактически были обречены. Тем более что экзекуторы старались превзойти друг друга в жестокости. У несчастных выдергивали брови и бороды, вырывали ногти, а также куски мяса раскаленными щипцами, людей поливали горячим маслом. Им прибивали руки и ноги, имитируя распятие, и насмехались при этом: «Пусть теперь твой Христос придет и поможет тебе».
Бесчинства творились втайне, никто – ни жители соседних армянских деревень, ни весь остальной мир тем более – не должен был узнать об этих зверствах. Но весть о начавшейся резне все же распространилась.
Те армянские поселения, до которых гонения не успели докатиться, были охвачены тревогой. В городе Ван, который называли Армянской Москвой и в окрестностях которого было уничтожено большое число армян, поднялось восстание. Четыре недели его жители держали стихийно организованную оборону, пока к ним не подоспели наступавшие части русской армии.
Это сопротивление вывело карателей из себя. Зверства вспыхнули с новой силой, и скрыть их уже никто не пытался.
«Мы уже избавились от трех четвертей армян»
Когда армянский католикос обратился к тогда еще не вступившим в войну Соединенным Штатам и Италии с просьбой вмешаться, тревогу забили дипломаты многих стран. 24 мая 1915 года впервые был использован термин «преступления против человечества»: в этот день страны Антанты – Россия, Великобритания и Франция – издали декларацию, посвященную геноциду армян. Там было сказано:
«Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню».
Впрочем, сама по себе декларация мало что изменила в судьбах армянского населения Османской империи. Когда осенью 1915 года посол США в Турции Генри Моргентау попросил министра внутренних дел страны Талаат-пашу объяснить происходящее, то услышал в ответ:
«…мы уже избавились от трех четвертей армян, их больше не осталось в Битлисе, Ване и Эрзеруме. Ненависть между армянами и турками в настоящее время так сильна, что мы должны покончить с ними. Если мы этого не сделаем, они будут нам мстить».
Депортированные армянские женщины, дети и старики. Османская империя. 1915 год
Действительно, к осени 1915 года большая часть армянского населения империи была перебита. По разным оценкам, геноцид армян унес жизни от 800 тыс. до 1,5 млн человек. Оставшиеся в живых прозябали в местах депортации, эксплуатировались как рабы, использовались в качестве подопытных в медицинских экспериментах.
Дипломаты, представители духовенства и прочие случайные свидетели учиненного зверства по крупицам собирали сведения о геноциде армян, которые затем переправляли в Европу и Америку, чтобы после окончания войны разобраться с преступниками, тем самым отдав долг памяти невинным жертвам.
Спасли многих армян, живших в Османской империи, меры, принятые Россией.
В разгар боевых действий на Кавказском фронте русские открыли для армянского населения коридоры на неспокойной турецкой границе. Прямо под открытым небом были расставлены столы, за которыми чиновники принимали армянских беженцев, вручая каждому по рублю. Беженцы получали право в течение года беспрепятственно устраиваться на жительство в любом поселении Российской империи.
Специально для них были развернуты полевые кухни и госпитали. Таким образом удалось спасти свыше 350 тыс. человек. И это в военных условиях! Столь масштабной и быстрой операции по спасению беженцев история до того не знала.
Между тем националистический проект младотурок не состоялся. Никакого Великого Турана на месте обагрившей себя кровью сотен тысяч армян Османской империи так и не возникло, и никакого «тюркского пространства» им завоевать так и не удалось. Наоборот, пришлось растерять то, что имели.
Поражение в войне, расчленение империи (в январе 1919 года, согласно решению победившей Антанты, от нее отделялись Армения, Сирия, Палестина, Аравия и Месопотамия) и дальнейшую оккупацию – вот что принесли своему народу младотурецкие националисты.
И хотя преступный режим младотурок рухнул, заслуженного наказания за это страшное злодеяние не последовало. Победители в войне – французы и англичане – не горели желанием проводить расследование и устраивать трибунал «по политическим причинам».
Прежде всего из опасения, что «обиженная» Турция пойдет на сближение с Советской Россией. Впрочем, и большевики, со своей стороны, также предпочли закрыть глаза на совершенные младотурками преступления, и тоже «по причинам политического характера» – дабы заполучить в лице Турции партнера, пусть даже временного.
Петр Александров-Деркаченко, Юрий Навоян
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Финкель К. История Османской империи. Видение Османа. М., 2014Кеворкян Р. Геноцид армян. Полная история. М., 2015
Петр Александров-Деркаченко, Юрий Навоян