Цена войны
№65 май 2020
Длившаяся 1418 дней и ночей Великая Отечественная война унесла жизни 26,6 млн советских граждан. Как удалось посчитать потери?
Сразу после войны, в феврале 1946 года, Иосиф Сталин заявил, что советские потери в войне составили 7 млн человек. Это была приблизительная цифра, характеризующая только потери Красной армии, без учета мирных жителей. Вполне вероятно, что в условиях начавшейся холодной войны Сталин не хотел раскрывать миру масштаб демографической катастрофы, которая обрушилась на СССР.
Спустя полтора десятилетия, в 1960-е годы, уже другой советский лидер – Никита Хрущев – обнародовал новые данные, которые на протяжении четверти века признавались официальными: более 20 млн человек, включая потери военных и гражданского населения.
На самом закате советского периода истории, на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990 года, посвященном 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, была обнародована еще более страшная цифра – 26,6 млн человек. В это число вошли все убитые в бою, умершие от ран и болезней военнослужащие и партизаны, уничтоженные подпольщики, расстрелянные и замученные в концентрационных лагерях военнопленные, а также погибшие от голода, во время бомбежек, артиллерийских обстрелов и карательных акций мирные граждане. Словом, речь идет об общем сокращении численности населения СССР в результате войны. До настоящего времени эта итоговая сумма людских потерь считается в нашей стране официальной.
Методика расчета
Такие данные были получены на основе обширных статистических расчетов ученых-демографов и последующей работы (в конце 1980-х) государственной комиссии по уточнению людских потерь СССР в годы Великой Отечественной войны. Как отмечали авторы исследования, проведенного под руководством генерал-полковника Григория Кривошеева, масштабы сокращения численности населения страны определялись двумя методами – учетно-статистическим и балансовым. Первый из них заключается в оценке на основании имеющихся учетных документов – с его помощью были определены потери личного состава вооруженных сил. Однако этот метод невозможно применить в отношении гражданского населения. Поэтому исследователи пришли к выводу, что «полная оценка безвозвратных людских потерь может быть получена только методом демографического баланса, путем сопоставления численности и возрастной структуры населения СССР на начало и конец войны». Указанный метод и был положен в основу работы госкомиссии.
Расчет производился следующим образом. Общая убыль населения за годы войны составила 37,2 млн человек (разница между 196,7 млн жителей СССР по состоянию на 22 июня 1941 года и 159,5 млн, если считать родившихся до начала войны, на 31 декабря 1945-го). «Однако вся эта величина не может быть отнесена к людским потерям, вызванным войной, поскольку и в мирное время за 4,5 года население подверглось бы естественной убыли за счет обычной смертности, – поясняли авторы исследования. – Если уровень смертности населения СССР в 1941–1945 годах брать таким же, как в 1940 году, то число умерших составило бы 11,9 млн человек. За вычетом указанной величины людские потери среди граждан, родившихся до начала войны, составляют 25,3 млн человек. К этой цифре необходимо добавить потери детей, родившихся в годы войны и тогда же умерших из-за повышенной детской смертности (1,3 млн человек)».
Результат и составил упомянутые 26,6 млн человек.
Для сравнения, потери наших союзников по антигитлеровской коалиции, на территории которых боевые действия не велись вовсе или велись в ограниченном масштабе, оказались на несколько порядков ниже – 418 тыс. человек у США и 450 тыс. человек у Великобритании.
Фронтовые потери
Для подсчета потерь личного состава Вооруженных сил СССР, как уже говорилось, применялся учетно-статистический метод. Иными словами, анализировались и обобщались донесения о числе погибших, учтенных в оперативном порядке штабами всех инстанций и военно-медицинскими учреждениями. Всего за четыре года войны в Красную армию и Военно-морской флот СССР было мобилизовано (за вычетом повторно призывавшихся) 29,575 млн человек (из них – свыше 490 тыс. женщин). Это означает, что вместе с кадровым составом, находившимся к 22 июня 1941 года на действительной службе в РККА и ВМФ, в течение этих четырех лет шинели надело около 34,5 млн советских граждан. Из них 6,829 млн пали в боях, умерли от ран и болезней, были расстреляны военными трибуналами и погибли в результате происшествий. Пропало без вести и попало в плен, согласно данным группы Кривошеева, примерно 3,3 млн военнослужащих. Кроме того, неучтенные потери первых месяцев войны составили 1,15 млн рядовых и офицеров армии и флота. Итоговое число – 11,285 млн человек.
Приведенные цифры безвозвратных потерь не учитывают служащих пограничных и внутренних войск, а также партизан и подпольщиков, которые причисляются к мирному населению, несмотря на то что многие из них были военными, заброшенными в тыл противника или бежавшими из плена. Неясно и число погибших среди народного ополчения, сформированного для защиты от врага крупных городов. В целом потери этих формирований могут достигать 500 тыс. человек, хотя их статистика крайне неполна.
Из общего числа потерь Красной армии около 1 млн человек (почти 10%) погибли при освобождении стран Европы от нацистского порабощения. Более половины из них (свыше 600 тыс.) пали смертью храбрых, освобождая Польшу. По расчетам коллектива Кривошеева, если анализировать безвозвратные потери армии по национальному составу, то окажется, что наибольшие потери понесли русские – свыше 60% от числа погибших.
Жертвы среди мирного населения
Сложнее всего представить оценку потерь среди гражданских лиц. Не все их категории поддаются точному подсчету. По данным группы Кривошеева, всего на оккупированной гитлеровцами территории преднамеренно было уничтожено более 7,4 млн мирных жителей. К ним относятся как ставшие жертвами Холокоста евреи (свыше 2 млн), так и представители других (прежде всего славянских) народов, которых нацисты целенаправленно истребляли как «недочеловеков».
Большой урон населению, находившемуся под оккупацией, причинил насильственный угон наиболее трудоспособной его части на каторжные работы в Германию и другие страны Европы, захваченные гитлеровцами. Число отправленных на принудительные работы граждан по всем республикам СССР составило около 5,2 млн человек, из них свыше 2 млн умерли в фашистской неволе.
Кроме того, к числу потерь мирного населения следует отнести тех, кто умер на захваченной врагом территории от голода и болезней. К началу 1943 года под оккупацией оказалось около 2 млн кв. км советской территории, где, по данным Госплана СССР, ранее проживало 88 млн человек. В ходе организованной и стихийной эвакуации родные места покинули, а также были призваны в армию примерно 15 млн. Таким образом, не менее 73 млн человек (или 37% всего населения Советского Союза) остались под властью немецких, румынских, венгерских и финских захватчиков. Для большинства оккупированных городов и сел этот кошмарный период продолжался два-три года. Непосильный труд, хронический голод, а также болезни и отсутствие элементарной медицинской помощи приводили к гибели десятков и сотен тысяч людей. Преждевременно умерших от жестокого воздействия оккупационного режима, по оценкам группы Кривошеева, оказалось не менее 4,1 млн человек.
Число погибших мирных граждан в результате немецко-фашистской оккупации составило более половины всех людских жертв Советского Союза за годы войны (почти 13,7 млн человек из 26,6 млн). При этом общие безвозвратные потери среди гражданского населения России (тогда РСФСР) достигли 6,4 млн человек. Эти громадные цифры говорят не только о жестокости и бесчеловечности напавшего на нашу страну врага, но и о героизме и стойкости, которые проявили в борьбе с ним как военнослужащие, партизаны и подпольщики, так и все советские люди.
Что почитать?
Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь / Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева и А.В. Кирилина. М., 2010
Фото: ТАСС, ПЕТР КОВАЛЕВ/ТАСС
Раиса Костомарова