Спасти «Михаила Сомова»!
№61 январь 2020
В 1985 году имя Михаила Сомова вновь прозвучало на весь мир. Советский дизель-электроход, названный в честь прославленного полярника, попал в ледовый плен в море Росса у Антарктиды
Это уникальное научно-экспедиционное судно, принадлежавшее Арктическому и антарктическому НИИ, к тому времени около десяти лет исправно доставляло людей и грузы на советские исследовательские станции в Антарктиде.
Пленник Антарктики
На сей раз «Михаил Сомов» совершал рейс к станции Русская, расположенной в Тихоокеанском секторе Южного материка, у моря Росса. Этот район у берегов Западной Антарктиды называют «полюсом ветров»: там властвуют ураганы, дающие ход ледовым глыбам…
В середине марта 1985 года судно блокировали тяжелые льдины, вместе с которыми оно начало дрейфовать на запад. Для антарктических морей ледовые блокады и дрейфы – явление почти будничное, нештатные ситуации такого рода возникают часто. Но в 1985-м положение сложилось по-настоящему отчаянное: «Сомов» попал в зону сморози остаточных прошлогодних льдов с молодыми, толщина которых достигала уже полуметра. От чистой воды корабль отделяла почти тысяча километров. Винт и руль заклинило, а корпус судна оказался на подушке из застывшей ледяной каши.
По расчетам ученых, самостоятельно выйти на свободу «Михаил Сомов» мог бы лишь к концу года, с наступлением лета в Антарктиде. При этом нельзя было исключать и трагической развязки: во время дрейфа льды могли не только повредить, но и раздавить дизель-электроход. На крайний случай прорабатывался план организации лагеря на льдине, где членам экипажа предстояло бы ждать спасения. Но смириться с таким развитием событий не хотели ни исследователи, ни государство. Совсем недавно страну возглавил Михаил Горбачев. Масштабная трагедия с международным резонансом стала бы скверным началом новой эпохи. Полярникам дали понять, что генеральный секретарь ЦК КПСС внимательно следит за происходящим у берегов Антарктиды.
Вскоре 77 человек вертолетом были эвакуированы на другой находившийся в антарктических водах советский корабль – «Павел Корчагин», который подошел к кромке льда. Эту непростую операцию провели безупречно. На «Сомове» остались 53 добровольца во главе с капитаном Валентином Родченко. Им приходилось жестко экономить продовольствие и топливо. Сомовцы отказались от обогрева большинства служебных помещений и даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Три раза в сутки Родченко выходил на связь с исследовательской станцией Молодежная, а оттуда вести с «Сомова» передавали в Москву. Выпуски программы «Время» ежедневно начинались с информации о пленнике Антарктики. В мае появилась надежда: в массиве льдов вокруг судна обозначились крупные трещины и разводья. Но ветру не прикажешь – и ледовая обстановка снова ухудшилась.
Помощь идет!
Отправить на выручку сомовцам мощный атомный ледокол страна не могла: Антарктику признали безъядерной зоной, Советский Союз подписал этот договор. Доступ сюда был открыт лишь дизельным ледоколам. Наконец 5 июня 1985 года Совет министров СССР принял решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток». Ее руководителем назначили Артура Чилингарова, тогда начальника Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета. Но дело, конечно, не в должности. К 45 годам он был опытнейшим полярным исследователем, не раз возглавлявшим арктические и антарктические станции. Правой рукой Чилингарова стал капитан «Владивостока» Геннадий Анохин.
Снарядили экспедицию на удивление быстро. Уже 10 июня ледокол двинулся на помощь сомовцам. Многие считали это предприятие жестом отчаяния: ледовые преграды, возникшие в море Росса, казались непреодолимыми. Мало кто верил, что столь ординарный ледокол в критическую погоду благополучно минует «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». «Владивосток» строили для работы на ледовых трассах Арктики, и он не был приспособлен для океанского плавания в южных широтах, к тому же в условиях полярной зимы. Но капитан и его команда мастерски провели корабль между льдами и торосами. Спасателям помогали со звездной орбиты: спутник «Космос-1500» производил фотоснимки, которые каждый день поступали на «Владивосток». 18 июля ледокол встретился с «Павлом Корчагиным», после чего отправился к медленно дрейфовавшему во льдах «Сомову».
Начальнику экспедиции нужно было заботиться о десятках мелочей, которые могли оказаться решающими. Чилингаров эту проверку прошел без натуги, с улыбкой. Спасателям довелось испытать все «прелести» шторма, когда ледокол несколько дней бросало из стороны в сторону. Тогда Чилингаров даже замещал поваров, готовил на всю команду, хладнокровно перешагивая через осколки посуды, когда все участники экспедиции часами оставались в лежачем положении. За борт смывало бочки с топливом. Их старались закрепить, привязывали как могли, но буря брала свое. Оказалось, что Чилингаров предусмотрел и такой поворот событий. В Новой Зеландии, где «Владивосток» пополнял запасы, на борт приняли ровно в два раза больше топлива, чем было необходимо по расчетам. После шторма оставалось только удивляться проницательности бывалого полярника.
23 июля 1985 года пилот Борис Лялин на вертолете Ми-8 сумел доставить блокированному судну продовольствие и медикаменты, на его борт прибыли врачи. Но примерно за 200 км до «Сомова» «Владивосток» сам застрял во льдах. Неожиданно помог ураган: в ледяном покрове показались трещины и корабль, чудесным образом освободившийся из плена, 26 июля подошел к дрейфовавшему несколько месяцев судну. Последние мили пути для «Владивостока» оперативно уточнял вертолет, постоянно находившийся в разведке. Трудно передать словами ликование, охватившее полярников. Пронизывающий ветер и температура минус 34 градуса не могли омрачить их радость. По каналу, пробитому во льдах, пользуясь уже знакомой «Владивостоку» системой трещин и разводий, оба судна двинулись к северу. Домой.
Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. Спасти удалось и людей, и технику – и восстановить снабжение отечественных антарктических станций. В память об этой героической эпопее отчеканили медаль. С 1950-х годов полярников даже за самые громкие свершения награждали звездой Героя Социалистического Труда. Но для тех, кто спасал «Сомова», сделали исключение. Чилингаров, Лялин и Родченко стали Героями Советского Союза. Награды получили не только люди, но и корабли. «Владивосток» был удостоен ордена Ленина, а спасенный «Михаил Сомов» – ордена Трудового Красного Знамени. В 2016 году на основе этих событий был снят художественный фильм «Ледокол».
Артур Чилингаров, в 1985 году начальник одного из управлений Госкомгидромета, за образцовое выполнение задания по спасению судна «Михаил Сомов» был удостоен звания Героя Советского Союза. Позже он заслужил и звезду Героя России
«Михаил Сомов» и в наше время в строю. Он по-прежнему служит науке, трудится в полярных водах. Правда, в последние годы – в арктических, а не антарктических.
Фото: В.ГУСЕВ /ТАСС, МИХАИЛ МЕТЦЕЛЬ/ТАСС
Евгений Тростин