Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новости о прошлом

№28 апрель 2017

Фрески Древней Руси

В Спасо-Преображенской церкви Полоцкого монастыря реставраторы открыли фрески XII века

Ювелирную работу провели российские и белорусские реставраторы в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря: с помощью особых технологий специалистам удалось разделить целых три слоя фресок, созданных в разное время на стенах храма. Самые ранние росписи датируются XII веком, более поздние – 1835 и 1884 годами.

Традиция постоянного обновления росписей и икон была характерна для русского искусства. Сюжеты XIX века, несомненно, представляют интерес, являясь образцом академизма, однако особенно важен уникальный фресковый ансамбль XII века, практически полностью сохранившийся в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого монастыря. На территории бывшего СССР есть только один храм с подобной сохранностью древнейших росписей – это Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Фрески в Полоцком монастыре создавались предположительно тремя разными мастерами по прямому указанию преподобной Евфросинии Полоцкой, дочери витебского князя Святослава Всеславича. Реставраторы считают, что именно Евфросиния, одна из самых образованных и начитанных женщин своей эпохи, стала «разработчиком» системы живописных композиций и привнесла византийские мотивы в программу росписи церкви. Многие детали фресок напоминают миниатюры из византийских манускриптов.

Кропотливая реставрация в Спасо-Преображенской церкви продолжалась более 10 лет. Специально была разработана особая технология, которая и позволила сохранить росписи XIX века, открыв первоначальный слой фресок. По мнению реставраторов, ситуация совершенно уникальная: это единственный в мировой практике случай, когда более поздние записи отслаивались от более ранних большими, пятиметровыми кусками и на новую основу удавалось переносить не отдельные фрагменты, а целые композиции.

Подробное изучение каждого наслоения позволяет проследить, как менялось восприятие одних и тех же церковных сюжетов с течением времени. Росписи XIX века теперь можно будет увидеть в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, а самые ранние, уникальные фрески ждут продолжения реставрационных работ.

Памяти Солнца Русской земли

В Нижегородской области появится Музей Александра Невского

В городе Городец Нижегородской области будет открыт Музей святого благоверного князя Александра Невского. Музей встретит первых посетителей в 2021 году, когда будет отмечаться 800-летие со дня рождения князя. Выбор места для нового музея не случаен: именно в Городце в 1263 году знаменитый князь скончался по дороге из Орды, перед смертью приняв схиму с именем Алексий. По преданию, откликаясь на кончину великого князя, тогдашний глава Русской церкви митрополит Кирилл II обратился к пастве со словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». «Вся деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов, а эти ценности носят вневременный характер для любой нации», – считает нынешний предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фотовозвращение на родину

Архив знаменитого советского фотокорреспондента Евгения Халдея вернется в Россию

Фото: Халдей Евгений/Фотохроника ТАСС

Уникальный фотоархив, содержащий негативы многих прославленных снимков ХХ века, возвращается на родину. Об этом сообщила дочь выдающегося советского фотокорреспондента Анна Халдей. В конце 1990-х годов архив Евгения Халдея (1917–1997) оказался в США и на протяжении многих лет был недоступен не только широкой публике, но даже его родственникам. После длительных судебных процессов, которые завершились в конце 2016 года, справедливость восторжествовала и архив вернулся к дочери фотографа. В ближайшее время значительная часть работ мастера будет представлена на выставке, приуроченной к столетию со дня его рождения.

Самую известную фотографию Евгения Халдея можно увидеть в любом школьном учебнике – это «Знамя Победы над Рейхстагом». Не менее известен и его первый снимок времен Великой Отечественной войны: москвичи слушают обращение Вячеслава Молотова, прозвучавшее по радио в полдень 22 июня 1941 года. Халдей был свидетелем и фотолетописцем многих исторических событий: он снимал строительство Днепрогэса, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта о капитуляции Германии, Парад Победы на Красной площади. В его архиве находятся фотографии сражений за Севастополь, Керчь и Новороссийск, боев за освобождение Европы от нацистов. На Нюрнбергском процессе сделанные Халдеем снимки использовались в качестве доказательств со стороны обвинения.

Подготовили Никита Брусиловский и Варвара Забелина

Никита Брусиловский, Варвара Забелина