Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Храм, каких более на свете нет»

№57 сентябрь 2019

О самых интересных фактах и досужих домыслах, касающихся истории собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, «Историку» рассказала директор филиала Государственного исторического музея Татьяна Сарачева

 

Спросите: «Где находится Покровский собор?» – и вам, скорее всего, не ответят. А если спросить про храм Василия Блаженного, тут же укажут направление. 

 

По просьбе юродивого 

Василий Блаженный, известный на всю Москву юродивый, скончался, как принято считать, в 1557 году. Шел третий год строительства Покровского собора, и никто из горожан еще не догадывался, что это будет за чудо. Должно быть, Василий, будучи провидцем, уже знал об этом и завещал похоронить себя неподалеку от строившегося храма. В 1588 году он был канонизирован, мощи Блаженного стали одной из главных московских святынь, а над ними вырос новый придел собора, получивший имя этого святого. Почитаемая святыня, происходящие у мощей чудеса сделали храм на Красной площади особым сакральным местом столицы. В новом приделе богослужения совершались круглый год, поскольку он отапливался. Люди говорили: «Идем на службу к Василию Блаженному» – так название небольшого придела было перенесено на весь собор. 

Его полное официальное название – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Упоминается тут Алевизов ров, существовавший когда-то у Кремлевской стены. В начале XVI века еще продолжались набеги крымских татар на столицу, и власти стремились максимально оснастить московскую крепость. С этой целью решили соединить небольшую речку Неглинную с Москвой-рекой каналом глубиной с четырехэтажный дом. Работами руководил архитектор-итальянец, известный как Алевиз Фрязин Новый (по одной из версий, его настоящее имя – Алоизио Ламберти да Монтиньяна). В его честь горожане и прозвали ров Алевизовым. 

К сожалению, канал часто пересыхал, система подачи воды в него была не слишком совершенной. Уже во второй половине XVI века за ним перестали ухаживать, и он остался совсем без воды. Одно время в Алевизовом рву жили львы, подаренные царю Ивану IV Грозному английской королевой; также есть сведения о проживавшем там слоне, привезенном в дар от персидского шаха. Позже в пересохший канал стали сбрасывать мусор. Ров исчез после Отечественной войны 1812 года: его засыпали в ходе благоустройства Красной площади. Память о нем сохранилась в полном названии храма. 

 

Третий храм 

Достоверно известен как минимум один предшественник нынешнего Покровского собора – деревянный храм, возведенный в 1554 году. Он был восьмипрестольным, то есть состоял из восьми отдельных церквей, в то время как построенный на его месте каменный с самого начала имел уже девять престолов (сейчас их в соборе одиннадцать). Деревянный храм освятили осенью, но простоял он очень короткое время, всего лишь несколько месяцев. Уже весной 1555 года его разобрали и заложили новый. 

Впрочем, обращает на себя внимание тот факт, что деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы построили только через два года после Казанского похода. Безусловно, столь важное политическое событие, как покорение Казани, не могло оставаться незамеченным, а царь-победитель не мог так долго, в течение двух лет, думать над исполнением своего обета – построить храм в случае падения Казанского ханства. Поэтому историки, основываясь на летописных данных, указывают, что в 1552 году, сразу после возвращения войска в Москву, на Красной площади в честь взятия Казани был возведен храм, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы. О той церкви в нынешнем Покровском соборе напоминает престол Святой Троицы, расположенный с восточной стороны, то есть в самом сакральном месте православного храма. 

Версия о том, что еще до завершения похода сначала была воздвигнута первая церковь, а потом по мере одержанных побед к ней пристраивали другие, абсолютно несостоятельна. Это просто невозможно с точки зрения технологии строительства, если говорить о кирпичном храме такой сложной композиции. Закладывая фундамент каменного Покровского собора весной 1555 года, его создатели отлично понимали, как будет выглядеть девятиглавый храм, его пространственная центрическая композиция была продумана ими уже на этом этапе. 

 

В честь Казанского похода 

В источниках XVI века мы находим только перечисление церквей Покровского собора, строительство которого завершилось в 1561 году. Никаких разъяснений, почему для каждой выбрали то или иное посвящение, там нет. Тем не менее пять церквей имеют совершенно очевидную связь с событиями Казанского похода. В первую очередь это центральный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который дал официальное название всему храму. Покров день, великий православный праздник, по юлианскому календарю отмечается 1 октября (по григорианскому – 14 октября). Именно в этот день начался штурм Казанского кремля войском Грозного. А закончился он на следующий день, когда Церковь вспоминает святых Киприана и Иустину. Этим мученикам начала IV века посвящена церковь, обращенная к Красной площади. Еще два престола получили имена преподобного Александра Свирского и трех патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа (12 сентября). В этот день в 1552 году русское войско разгромило татарскую конницу на Арском поле. 30 сентября (13 октября), в день поминовения священномученика Григория Армянского, в честь которого названа пятая церковь, была взорвана Арская башня, что сыграло решающую роль при взятии Казани. 

Остаются еще четыре престола, о связи которых с Казанским походом идут дискуссии. Троицкая церковь, возможно, напоминает о том, что именно на Троицу войска выступили в поход из Москвы, а также о том, что путь Грозного в Казань лежал через Троице-Сергиев монастырь, обитель Сергия Радонежского, где царь долго молился и просил благословения. Церковь Николы Великорецкого – яркий пример прославления почитаемой святыни. Зимой 1555 года Иван IV и митрополит Московский Макарий узнали, что в далеком городе Хлынове (позже Вятка, нынешний Киров) на реке Великой обнаружена чудотворная икона Святителя Николая. Ее пронесли крестным ходом в столицу через только что присоединенные казанские земли, что свидетельствовало об утверждении в них православия. Видимо, поэтому одна из церквей собора была названа не просто Никольской, а в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Здесь поставили список с иконы, а саму ее вернули в Хлынов. 

Москва. Вид на Никольскую башню и Алевизов ров. Худ. Ф.Я. Алексеев. 1800-е годы

Следующая церковь освящена во имя Варлаама Хутынского. Есть предположение, что в день памяти этого святого, 6 (19) ноября, Иван Грозный торжественно вступил в Москву после взятия Казани. В летописях нет точной даты этого события, но она вычислена косвенно. Кроме того, Варлаам Хутынский был небесным покровителем всего царского рода, а особенно почитал его отец Грозного Василий III, перед смертью принявший схиму с именем Варлаам. Наконец, при строительстве собора была возведена еще одна церковь – Входа Господня в Иерусалим. В день этого праздника, более известного как Вербное воскресенье, Боярская дума в 1552 году одобрила решение царя идти на Казань военным походом. 

Помимо придела Василия Блаженного, о котором мы уже говорили, после завершения основного строительства в Покровском соборе появилась еще одна церковь. Это произошло в 1672 году. В ней упокоились мощи другого московского юродивого – Иоанна Блаженного, или Иоанна Большой Колпак. Он скончался в 1589 году, завещав похоронить себя рядом с Василием Блаженным. Придел Иоанна был закрыт для посетителей почти 90 лет, с момента прекращения богослужений в храме в 1929 году. Немногие знали, что на самом деле собор состоит из 11 церквей, а теперь, когда придел открылся после реставрации, сюда можно прийти во время экскурсии или для молитвы. 

 

Кто такие Постник и Барма? 

О создателях собора сохранилось очень мало достоверных сведений. Отсюда обилие слухов, легенд и домыслов, среди которых и миф об ослеплении зодчих Постника и Бармы по приказу царя, чтобы они не смогли повторить или превзойти свой шедевр. Кстати, эти имена (вернее, прозвища) стали известны относительно недавно. Упоминание о них обнаружил неутомимый исследователь истории храма, протоиерей Покровского собора Иоанн Кузнецов в конце XIX века в одной из редакций «Жития митрополита Ионы». Это источник конца XVI столетия, то есть прошло уже некоторое время по завершении строительства. Именно здесь звучат слова: «И потом дарова ему [царю Ивану Васильевичу] Бог дву мастеров русских, по реклу [прозванию] Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу». Казалось бы, существует прямое указание на русское происхождение зодчих, но все не так просто. 

Красная площадь в Москве. Худ. Ф.Я. Алексеев. 1801 год

В 2016 году увидело свет масштабное исследование доктора искусствоведения, профессора Андрея Баталова, в котором ему удалось убедительно доказать, что Покровский собор – творение иностранных мастеров, родом из Италии или Германии. Такое произведение искусства, по его мнению, могло возникнуть лишь в контексте той архитектуры Ренессанса, которая была характерна для Западной Европы. И нельзя говорить, что русские зодчие Барма и Постник могли учиться, как бы мы сейчас сказали, за рубежом. Есть еще одна деталь: мы знаем, что на Руси иностранцам всегда давали прозвища. Вероятно, Постник – это человек, который много постится, а Барма – который бормочет, разговаривает вслух. Просто летописец по ошибке или недоразумению мог назвать этих иностранцев «русскими мастерами». Или они могли родиться в Великом княжестве Литовском, ведь значительную его часть в то время именовали русскими землями; или даже приехать в Москву через Литву – и их отнесли к русским зодчим. Конечно, это только гипотеза. 

Историкам хотелось отыскать, что еще создали эти выдающиеся мастера. Они нашли сведения о псковском строителе Постнике Яковлеве, который работал в Казани. Было очень заманчиво приписать ему и строительство храма Василия Блаженного, но ровным счетом ничего псковского в этом храме нет. Дальнейшие изыскания позволили доказать, что отождествлять Постника Яковлева со строителем собора на Красной площади нельзя. Несостоятельной оказалась и популярная одно время версия, что Барма и Постник на самом деле были одним и тем же лицом, что в действительности существовал один зодчий. И уж совсем никакого отношения к реальности не имеет предание о том, что после завершения строительства мастеров ослепили. Эта расхожая легенда, которая появилась не ранее XVII века, родом из Европы. Впрочем, именно она говорит о том, что Покровский собор – храм, каких более на свете нет. 

 

Зеленые купола 

Предполагают, что купола знаменитого собора изначально были гладкими и шлемовидными. После нескольких пожаров, произошедших в XVI веке и нанесших ущерб храму, они получили луковичную форму. Тогда же главы стали фигурными, а вот разноцветными – значительно позднее. В записках Павла Алеппского, архидиакона Антиохийской православной церкви, посетившего Москву с патриархом Макарием в 1656 году, мы встречаем первое упоминание о многоцветии соборных глав. Но в дальнейшем об этом долгое время не говорится ни в каких источниках. В XVIII веке купола были зелеными, этот их цвет стал привычным. 

В 1784–1786 годах в соборе проводился ремонт, и при работах на его главах мастера обнаружили под слоем краски разные цвета. О своей находке они сообщили архиепископу Московскому Платону (Левшину), который вынес решение: красить купола «по прежнему обычаю», в соответствии с теми образцами, которые были обнаружены. Побывавший в Москве после этого ремонта знаменитый зодчий и художник Джакомо Кваренги запечатлел Покровский собор: на его рисунке мы видим купола разноцветными – почти такими же, как сейчас. 

Проект здания Наркомата тяжелой промышленности. Архитекторы А.А. Веснин, В.А. Веснин, С.В. Лященко. 1934 год

 

Легенда о сносе 

Давно растиражирована легенда о том, как Лазарь Каганович на одном из совещаний в Кремле представил вождю макет Красной площади со съемной моделью храма Василия Блаженного и предложил избавиться от него. На это Иосиф Сталин якобы ответил: «Лазарь, поставь на место!» Однако никаких стенограмм или иных документальных свидетельств, подтверждающих этот эпизод, не найдено. Нет ни одного документа, где было бы точно сформулировано решение или предложение снести храм. 

В 1920–1930-е годы многие архитекторы разрабатывали планы «новой Москвы», но на всех известных нам проектных рисунках и чертежах есть Покровский собор – пусть и теряющийся на фоне грандиозных высоток. Еще в 1926 году он был занесен в список «уникумов» – памятников «вне категорий», подлежащих безоговорочной охране и защите со стороны государства. Новая власть понимала, что собор узнаваем во всем мире, что первая ассоциация с Россией – это храм Василия Блаженного. 

Почему же говорят о планах сноса? Это связано с именем выдающегося реставратора и архитектора Петра Барановского. В письме, написанном в КГБ в 1960-е, он рассказал о своем аресте в 1933 году. Барановский вспоминал, как его срочно вызвали и отправили делать обмеры в Покровский собор. Все тогда знали, что это означает подготовку здания к сносу. Впрочем, реставратор не успел ничего сделать, поскольку вскоре был арестован. Его дочь Ольга Петровна говорила, что ей тоже отец рассказывал о вызове в Кремль и угрозе сноса храма. По пути домой он зашел на почтамт и отправил телеграмму Сталину, в которой заявил, что снос будет огромной политической ошибкой. Но об этом мы знаем только со слов Ольги Петровны. Легенда о несостоявшемся сносе стала еще одним из преданий, окружающих этот удивительный храм допетровской Руси. 

Новые мифы о нем рождаются и сегодня. Их продуцируют многочисленные туристы со всех уголков мира, для которых красочный собор на Красной площади – номер один в листе достопримечательностей нашей столицы. 

 

Схема 

Общий план Покровского собора 

1. Ризница 

2. Придел Св. Василия Блаженного 

3. Церковь Святой Троицы 

4. Придел Св. Иоанна Блаженного 

 

 

 

Никита Брусиловский