«Зачем нужна моя работа»
№72 декабрь 2020
«Мы есть, мы живы, мы чувствуем себя людьми лишь потому, что у нас есть Родина» – так формулировал свое кредо начальник Первого главного управления КГБ СССР генерал Леонид Шебаршин
Период перестройки был одним из самых драматичных моментов и в жизни страны, и в жизни разведки. Не только советская идеология, но и сформированная за 70 с лишним лет система ценностей уходили в прошлое. Многим казалось, им на смену грядут некие «общечеловеческие ценности» – единые для всего «прогрессивного человечества». А значит, полагали наивные и оптимисты, эпоха противостояния, в том числе и по линии разведок, вот-вот канет в Лету.
Наиболее горячие головы поговаривали даже о необходимости распустить советскую внешнюю разведку, причем не дожидаясь самороспуска разведок иностранных. В то время престиж этой службы неуклонно падал, страна катилась к распаду. Репутацию, да и саму Службу внешней разведки спасали тогда те, кто до конца верил в правоту своего дела, кто остался верен присяге и был честен перед самим собой. Один из таких людей – Леонид Шебаршин (1935–2012), профессиональный разведчик, интеллектуал высшей пробы, в 1989–1991 годах возглавлявший Первое главное управление КГБ СССР (так называлась структура, отвечавшая за внешнюю разведку Советского Союза). Оказавшись в отставке после августовского путча 1991 года, отношения к которому он не имел, генерал Шебаршин написал несколько книг, избрав для этого, без всякого сомнения, уникальный жанр – «записки начальника советской разведки». Одна из книг носит весьма характерное название, относящееся к эпохе, – «Хроники безвременья», отрывок из другой, «Рука Москвы», мы предлагаем вашему вниманию.
*** *** ***
Разведчику нужна хорошая память. Отставному разведчику нужно умение выборочно забывать. Не замалчивать, а именно накрепко забывать все то, что может так или иначе нанести вред людям живым или бросить тень на память умерших. Прошлое всегда с нами. Неосторожное слово о событии, которое, казалось бы, принадлежит истории, вдруг осязаемо вмешивается в людские судьбы. Вот одно из правил, которым я руководствовался, берясь за перо. <…>
Знание – сила
Все живое вынуждено отстаивать свое право на жизнь. Выживает сильнейший – будь то животное, человек, организация, страна. Какое-то время может жить и слабый, но лишь постольку, поскольку его терпят сильные. Среди бесчисленного множества обстоятельств и причин, влияющих на судьбу индивидуума или общественного организма, решающую роль играет знание как основа действия. Формулой «знание – сила» английский философ Фрэнсис Бэкон выразил универсальный, вечный и важнейший закон природы. Эта формула должна бы стать девизом одного из древнейших явлений в истории человеческого общества – разведки, искусства приобретения и приумножения знания о том, что сознательно скрывается.
Штаб-квартира Службы внешней разведки в Москве
Уточняющее определение «сознательно» необходимо, поскольку познанием до времени неизвестных предметов и явлений, извечно существующих в природе, занимается наука. Разведка – инструмент, с помощью которого человек проникает в то, что другой человек пытается скрыть. Возможно и более широкое толкование разведки – выяснение обстоятельств, которые благоприятствуют или препятствуют осуществлению того или иного действия, связанного с риском для замышляющего. <…>
Разведка должна иметь четко определенные цели для того, чтобы работать эффективно. Постановка целей для разведки – прерогатива и обязанность высшего руководства страны. Эти цели вытекают из политических и экономических задач, стоящих перед государством. Чем энергичнее решаются эти задачи, тем результативнее работает разведывательная служба. <…>
Разведка находится под постоянным контролем государственного руководства, с нее строго спрашивают за ошибки и упущения, но высоко оценивают успехи. Разведка – инструмент политики. Она не может заменить политику и сама формулировать свои задачи. Ослабление требовательности верхов, отсутствие интереса к разведывательной информации могут вызываться различными причинами. Власть может быть ослеплена сознанием собственного всемогущества и всезнания, она с презрением отвергает все то, что идет вразрез с ее концепциями. Так поступил Сталин накануне нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в 1941 году.
Иногда надежные и авторитетные источники разведки лишь подтверждают какие-то ставшие известными ранее данные. Высокопоставленное невежество не преминет в этом случае язвительно отметить, что оно уже читало это в газетах. Мир секретности и мир открытости не отгорожены друг от друга непроницаемым барьером, они питают друг друга. Разумный политик не ожидает найти сенсационные сведения в каждом разведывательном сообщении. Секретная информация помогает корректировать видение того или иного процесса или события, вскрывает его реальную подоплеку, позволяет определить дезинформационный компонент.
В информации не нуждается не только высокомерное могущество. Она не нужна и власти, парализованной собственной слабостью. Утрачивая контроль над внутриполитическими процессами, беспомощно наблюдая за распадом государства, дезинтеграцией общества, нарастающей экономической разрухой, такая власть теряет способность проводить осмысленную, самостоятельную внешнюю политику. Власть с закрытыми глазами делает то, что диктуют ей неумолимые обстоятельства. Любой инструмент – перо, скальпель, компьютер, молоток – полезны только тогда, когда их держат умелые и твердые руки.
Служение делу
Главный вопрос, который рано или поздно встает перед каждым человеком: «Зачем я? В чем смысл моей жизни? В чем смысл моей работы?» <…>
В качестве отправной точки для дальнейших рассуждений можно взять такую небесспорную, но совершенно необходимую для людей нашей профессии дефиницию: «Смысл жизни в служении делу». Не поклонение, не восхваление, не клятвы, не просто работа, не служба, а служение делу. Эта ступень достигается тогда, когда дело становится неосознанным, недекларируемым стержнем существования, когда каждый шаг сообразуется с интересами дела, когда дело, не вытесняя житейские, духовные, интеллектуальные интересы человека, неприметно формирует их, превращая в ненужное и раздражающее все, что способно помешать делу. Если это «психология винтика», то я винтик – в меру своих способностей мыслящий, видящий свое место в порядке вещей, сознательно принимающий и приветствующий свою принадлежность делу, которое дает смысл моей жизни, и благодарный за это судьбе.
Для того чтобы служить делу, надо верить в его правоту, в то, что оно является частью чего-то большего, чем жизнь любого из его участников. Может быть, принять за точку опоры общечеловеческие ценности? Нам долго морочили голову приматом классового подхода ко всем явлениям действительности. «Морочили» – не потому, что в мире нет классовой борьбы. Понятием «классовая борьба» пользовались как ломиком, который способен взломать любую дверь, пробить любую стену или, в необходимых случаях, голову, дерзнувшую усомниться в мудрости власти. <…>
Стремлением сказать миру новое слово, помочь миру выпутаться из тенет заблуждений и направить его на путь истинный Россия отличалась издревле. С течением времени и изменением обстоятельств усиливался соблазн перейти от проповедей к практическим мерам. Чтобы привести мир к торжеству социализма, а следовательно, торжеству справедливости для униженных, оскорбленных и угнетаемых, к торжеству классового подхода, нужны были жертвы со стороны тех, чьим трудом, кровью и потом создавалось наше Отечество, – со стороны трудового народа России. Во имя классовой солидарности его доля в общечеловеческих ценностях – хлеб, жилье, работа, свобода – неумолимо урезалась.
Времена изменились. В основе политики – «общечеловеческие ценности». Однако Десять заповедей… и прочие священные тексты не мешали людям на протяжении столетий грабить, жечь огнем, топить в воде, насиловать друг друга. Христианские, мусульманские, арийские и прочие ценности, воспринимавшиеся их носителями как универсальные и окончательные, служили моральным оправданием неисчислимого множества сокрушительных войн и набегов – от Крестовых походов до вторжения Гитлера в Россию. Эти же ценности освящали и вековую несправедливость разделения человечества на богатых и бедных, на сильных и сирых и убогих, бояр и холопов.
«На что опереться?»
Таким образом, мы оказываемся между Сциллой «классового подхода» и Харибдой «общечеловеческих ценностей». Судя по историческому опыту, неразборчивое применение последних совершенно определенно принесет не меньше горя, чем применение первых. В конце концов, лом остается ломом, даже если его назвать, скажем, дирижерской палочкой.
На что же опереться? Частью чего является дело, которому мы служим? Во что верить? Едва ли стоит перечислять все то, во что по простоте душевной, по привычке полагаться на мнение тех, кто должен быть умнее нас, по легкомыслию верили мы, наши отцы, деды и прадеды. Мы горестно или радостно расставались со старыми заблуждениями лишь для того, чтобы сменить их на новые.
Но на протяжении поколений для нас существовали и другие ценности. Мы верили в то, что добром должно воздаваться за добро и злом за зло, что долг платежом красен, что каждый человек, которому хуже, чем тебе, заслуживает сострадания и помощи, что рука дающего не оскудевает, что семья – это не «ячейка», а семья и надо постоянно заботиться о своих дорогих и близких, что почетно «положить душу свою за други своя». Мы верили в то, что мы часть великого народа с великой героической и трагической историей, народа уникального и неповторимого, как единственны и неповторимы все другие народы. Мы верили, что то единство земли, людей и истории, которое называется Отечеством, выручит нас в тяжелый час, спасет от недруга, как спасало оно наших предков от татар, поляков, шведов, французов, немцев. Много сетовали русские люди на свое Отечество, кляли его порядки, временами бунтовали, но сплачивались на его защиту в лихолетье, прощали ему свои беды, ибо знали, чувствовали, верили, что дороже Отечества ничего нет.
Борьба за Отечество
Мы есть, мы живы, мы чувствуем себя людьми лишь потому, что у нас есть Родина. На этом мы будем стоять и с этой точки оценивать прошлое, судить о деяниях своих предшественников и современников, взирать в неспокойное будущее.
Так проясняется и суть нашего дела. Благо Отечества, благо народа, живущего на шестой части земной суши, выше идеологических споров, личной и групповой корысти, политики сегодняшнего дня, выше амбиций и обид. Но, возражаю я сам себе, видимо, о благе народа, Отечества пекутся и те, кто сейчас в перерывах между зарубежными поездками за чужой счет яростно топчет наше прошлое и настоящее, пытается тащить нас в будущее шведского ли, швейцарского или израильского образца. Разве они не патриоты? Спор на эту тему мог бы тянуться бесконечно.
Ясно одно: единое, мощное, сплоченное государство на огромных европейских пространствах не будет оставлено в покое ни Западом, ни Востоком. Причина не в том, что оно угрожает чьей-то безопасности. До тех пор, пока оно существует в таком качестве, в мире невозможна монополия власти – военной, политической или экономической, невозможно господство никакой коалиции. Возможно ли, что мир изменился, нам никто не угрожает, Запад собирается не грабить, а помочь России? Но для этого надо всего лишь цивилизоваться по западному образцу. Может быть, и возможно, но заплатить за это надо тем, чтобы позволить Западу упорядочить нашу неустроенную жизнь. А что если, в отличие от стреляного воробья, мы вновь и вновь даем провести себя на мякине?
Преемником Леонида Шебаршина на посту руководителя внешней разведки стал Евгений Примаков
Десятилетиями мы следили за маневрами внешних сил, противников и партнеров, выявляли их тайные замыслы, подсказывали направления ответных ходов, вступали в острейшие схватки, несли потери. И всегда, в самых тяжелых обстоятельствах присутствовала мысль – за нами Отечество, мощное, неколебимое государство, за нами великий народ. Мы даже верили словам «бастион мира и прогресса», а иногда «…мира и социализма». Противник не осмелился брать бастионы штурмом. Он добивается своего измором и изменой.
Борьба за Отечество продолжается на новых рубежах. Они неизмеримо ближе к сердцу России. Доля вины за все происходящее лежит и на нас. Так нужно ли сегодня наше дело? Нужно. Необходимо.
Что почитать?
Шебаршин Л.В. Рука Москвы: записки начальника советской разведки. М., 1992
Шебаршин Л.В. КГБ шутит. Афоризмы от начальника советской разведки. М., 2012
Горькие афоризмы Леонида Шебаршина
России нужна не столько твердая рука, сколько трезвая голова.
Нас подвела психология «осажденной крепости». Мы ждали нападения извне.
Оппозиция росла на отечественной почве, а ее корешки тянулись за рубеж.
Коммунисты не смогли изменить мир, но изрядно его удивили.
Страна не вынесет еще одной победы демократии.
Выяснилось, что «общечеловеческие ценности» полностью совпадают с национальными интересами США.
Россия не останется без иностранных друзей, пока у нее есть что грабить.
Внешняя политика хороша, когда есть политика внутренняя.
Только одна держава в мире может разгромить Россию. Это сама Россия.
Нельзя ли предложить японцам вместо Южных Курил Нагорный Карабах?
Цель процесса разоружения – оставить русским только то оружие, которое необходимо для гражданской войны.
Запад хочет от России только одного – чтобы ее не было.
Фото: АЛЕКСЕЙ ЖИГАЙЛОВ/ТАСС, ФОТО ИЗ КНИГИ АНАТОЛИЯ ЖИТНУХИНА «ЛЕОНИД ШЕБАРШИН. СУДЬБА И ТРАГЕДИЯ ПОСЛЕДНЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ»
Раиса Костомарова