Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Десять главных новаций Петра

№55 июль 2019

Создание новой структуры власти – Сената, Синода, коллегий – увенчалось принятием Петром 22 октября 1721 года титула императора Всероссийского. Россия стала третьей империей в тогдашней Европе (после Священной Римской и Османской), что подняло ее на новый уровень в системе международных отношений. Этот шаг закрепил территориальные приобретения после победы в Северной войне и заложил основу дальнейшего расширения державы. С новым титулом было связано окончательное оформление российского самодержавия. Принятый в том же году «Духовный регламент» утверждал: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает».

Новая столица

Вернув России выход к Балтийскому морю, Петр сразу же велел заложить в устье Невы новую столицу, назвав ее именем своего святого покровителя, апостола Петра. В 1703 году царь лично выбрал место для Петропавловской крепости – первого каменного строения Санкт-Петербурга. Такое решение позволяло обосноваться на Балтике, наладить связи с Европой, а заодно покинуть Москву с ее патриархальным бытом и упрямым недовольством реформами. Строительство столицы на болотах потребовало большого труда, добровольно там селились немногие (в год смерти Петра в городе жило около 30 тыс. человек, в основном чиновники, моряки и солдаты). Прошло немало времени, прежде чем Санкт-Петербург превратился в величественную Северную Венецию.

Новый календарь

Приближая Россию к Европе, Петр указом 19 декабря 1699 года велел начинать год не 1 сентября, как раньше, а 1 января. Тем же указом следующий год объявлялся не 7209-м от Сотворения мира, а 1700-м от Рождества Христова. Новый год было приказано встречать по-европейски – «огненными потехами» (фейерверками), пальбой из пушек и наряжанием хвойных деревьев («учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых»). При этом русские отмечали праздник на 10 дней позже европейцев: в России сохранялся юлианский календарь, а более современный григорианский был введен только в 1918 году большевиками.

Новая орфография

Расширение системы образования и издание множества светских книг потребовали реформы русской орфографии – упрощения кириллицы с ее надстрочными знаками, лигатурами, буквенной записью чисел и прочими архаизмами. В 1710 году Петр своим указом упразднил сразу 14 устаревших букв, но некоторые потом вернул (в том числе отмененные сгоряча современные «и», «з» и «ф»). Были введены европейские (арабские) цифры, впервые употребленные в 1703 году в «Арифметике» Леонтия Магницкого.

Новый look

19 августа 1698 года вышел царский указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов», велевший с 1 сентября всем, кроме духовных особ и крестьян, брить бороды и носить европейскую одежду. Не дожидаясь указанной даты, Петр собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких приближенных. Указ 1705 года предписывал брать со всех, кто не желал расставаться с бородой, немалые деньги – от 30 до 100 рублей в год. Чуть раньше, в 1697 году, царь разрешил продажу табака и его публичное курение, что прежде строго запрещалось. На петровские ассамблеи пускали только гостей в европейском платье и без бород, притом непременно с дамами, чье присутствие дополняло новый облик российской элиты.

Военный флот

Военно-морской флот был самым любимым детищем Петра. Увлечение это началось с ботика на Измайловском пруду. Первый фрегат «Штандарт» был заложен на Балтике в 1703 году, а к концу Петровской эпохи Балтийский флот состоял из 400 больших и малых судов. Для подготовки морских офицеров в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук, а в Санкт-Петербурге – Морская академия на 300 человек. Многие моряки учились за границей, там же строились некоторые корабли, хотя уже работали верфи в Петербурге, Воронеже, Казани. Впрочем, немалая часть русской элиты относилась к флоту как к «царской игрушке», и после смерти Петра он оказался надолго заброшен.

Подушная подать

Для повышения сбора налогов Петр в 1724 году своим указом заменил подворную подать подушной. Отныне каждый мужчина податных сословий (не включавших духовенство и дворянство) должен был ежегодно платить в казну по 80 копеек. Для определения численности налогоплательщиков с 1718 года провели первую перепись населения, по результатам которой все категории жителей империи были занесены в особые книги – ревизские сказки. Введение подушной подати позволило втрое увеличить доходы казны, но существенно ухудшило положение крестьян, которым приходилось еще и платить оброк помещику, отбывать солдатскую службу и исполнять другие государственные повинности.

«Табель о рангах»

Указ императора от 24 января 1722 года утвердил «Табель о рангах», разделившую всех военных, гражданских и придворных служащих на 14 классов (чинов). По достижении восьмого класса всякий чиновник получал потомственное дворянство, а военным его давал уже четырнадцатый класс. Отныне карьера зависела не от происхождения, а от усердия в службе. Упразднив старое боярство вместе с его привилегиями, Петр обязал всех представителей правящего класса служить государству, учиться (неграмотных на службу не брали) и участвовать в общественной жизни. «Табель о рангах» открыла доступ в дворянскую среду людям других сословий, а худородным дворянам – путь к высшим должностям, которые формировали новую аристократию.

Первая газета

Распространение в России просвещения сделало возможным появление в 1703 году первой печатной газеты «Ведомости», тираж которой составлял в разное время от 30 до 3000 экземпляров. Петр был не только инициатором издания газеты, но и ее редактором и даже автором некоторых текстов. Там публиковались сообщения о победах в Северной войне, пояснения сути правительственных указов, новости о разработках богатых природных ресурсов. Не обходили вниманием и сферу образования: «По веленьям его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили». В Российской империи «Ведомости» выходили вплоть до 1917 года.

Святейший синод

В 1721 году Петр утвердил составленный его соратником Феофаном Прокоповичем «Духовный регламент», упразднявший патриаршество и заменявший его Духовной коллегией (впоследствии Святейшим правительствующим синодом). Члены Синода назначались императором из высших духовных лиц и при вступлении в должность приносили ему клятву верности, фактически становясь госслужащими (как и все священнослужители, которым предписывалось нарушать тайну исповеди, если речь шла о преступлениях против власти). Ограничение прав Церкви привело к росту веротерпимости: при Петре иноверцы смогли свободно исповедовать свою религию, хотя им по-прежнему строго запрещалось обращать в нее православных жителей империи.

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук