Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новости о прошлом

№72 декабрь 2020

Зажиточные домовладельцы 

В Старой Рязани найдены усадьбы ювелиров XIII века 

 

При исследовании городища Старая Рязань археологи обнаружили остатки двух усадеб XIII века с глинобитными печами, мастерскими и хозяйственными постройками. Интересно, что по найденным здесь предметам нетрудно определить социальный статус, род занятий и даже образ жизни их владельцев. Во-первых, тут жили ювелиры. В общей сложности специалисты нашли 48 ювелирных матриц, среди которых преобладают матрицы для изготовления мелких деталей украшений. Но особое внимание, конечно, привлекает бронзовый плоский диск, на лицевой стороне которого изображен кентавр с мечом и щитом. Воинский образ этого мифического существа создан в весьма динамичной и реалистичной манере. И хотя кентавр был одним из излюбленных образов на Руси, ученые считают, что эта матрица не местного происхождения. О занятиях хозяев говорят и обнаруженные детали весов, гирьки-разновесы, ювелирные пинцеты, многочисленные шлаки и выплески белого металла, свидетельствующие о работе с серебром. А во-вторых, можно утверждать, что тут жили образованные и довольно состоятельные люди. Ведь среди находок не только подвески из византийских медных монет и обломки глиняных игрушек с яркой поливой, но и шахматные фигурки, причем из наборов разного типа. Наборы шахмат, принадлежавшие владельцам этих мастерских, были арабо-персидского и европейского стилей. Одна из усадеб сохранила следы пожара, связанного, вероятно, с нашествием на Рязань войск Батыя в 1237 году. Считается, что именно тогда был разрушен и постепенно начал приходить в упадок этот древнерусский город. 

 

Древнее кладбище 

В Херсонесе обнаружили неизвестный ранее средневековый некрополь 

 

Находка стала неожиданностью для археологов: изначально исследования носили скорее технический, а не научный характер. Раскопки проводились в рамках подготовки к реставрации Владимирского собора, построенного во второй половине XIX века на месте храма, в котором предположительно принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. К тому же считалось, что эта территория малоперспективна для изучения, поскольку имевшиеся здесь когда-то археологические памятники, вероятнее всего, были уничтожены при возведении собора – тогда, собственно, и проводились последние изыскания. Сейчас, когда вокруг храма было сделано 16 шурфов – раскопов площадью два на два метра, в одном из них исследователи обнаружили одиночные и коллективные захоронения примерно 10 человек. Судя по всему, как полагают специалисты, на этом кладбище хоронили преимущественно знатных людей. Еще одно открытие – подвал античного дома, в котором найдены амфоры V–IV веков до н. э. Херсонес был основан на Крымском полуострове как древнегреческая колония. В Средние века торговый город многократно завоевывался и разрушался, а после нашествия Едигея в 1399 году так и не смог восстановиться. 

 

Символ старой веры 

В Боровске появился памятник протопопу Аввакуму 

 

В начале декабря исполняется 400 лет со дня рождения духовного лидера старообрядчества. Памятник одному из самых ярких деятелей русской истории установили в городе, где протопоп Аввакум (1620–1682) дважды отбывал ссылку. Автор памятника – скульптор Олег Молчанов. Монумент представляет собой отлитую из бронзы фигуру протопопа высотой почти четыре метра, стоящую на фоне восьмиконечного креста. Постамент сделан из гранита двух цветов – красного и черного – с резкой линией разграничения, символизирующей трагический раскол русской церкви в XVII веке. Памятник воздвигнут в центре парка, который разбили на месте пустыря рядом с собором Покрова Пресвятой Богородицы. В торжественной церемонии открытия монумента принял участие глава Русской православной старообрядческой церкви, митрополит Московский и всея Руси Корнилий. 

Протопоп Аввакум вошел в историю как рьяный противник церковной реформы, инициированной патриархом Никоном. Он отстаивал истинность и правоту старой веры, проведя многие годы в земляной тюрьме и окончив свой жизненный путь на костре в заполярном Пустозерске. В конце жизни Аввакум создал одно из самых проникновенных и новаторских произведений русской литературы XVII века – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Журнал «Историк» посвятил феномену русского раскола, а также фигуре Аввакума главную тему своего октябрьского номера.

Фото: SPASSKMUSEUM.RU (ДИОРАМА), ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН, VESTI92.RU, ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Варвара Рудакова