Что прочитать и что увидеть в мае
№53 май 2019
Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике. 1917–1922
Отв. ред. Е.Е. Колоскова
М.: Кучково поле, 2018
Привычное отношение многих исследователей Гражданской войны к кино- и фотодокументам иначе как утилитарным назвать трудно: обычно они воспринимаются в качестве выразительного средства для иллюстрации событий, о которых идет речь в других, нарративных источниках. Вследствие чего визуальные материалы зачастую хранятся отдельно от тех, где рассказывается об их создании, что усложняет их атрибуцию и привлечение к дальнейшим исследованиям.
По этой причине визуальная история Гражданской войны изучена хуже любого другого аспекта. Фотоальбом, подготовленный под эгидой Федерального архивного агентства и Российского государственного архива кинофотодокументов, призван восполнить эту лакуну.
Для современного человека визуализация происходящего настолько естественна и привычна, что, не увидев чего-то воочию по телевизору, в интернете или на фотографиях, он рискует это пропустить, просто не заметить. То же самое в известной мере относится и к историческому прошлому. И если в наследство от XIX столетия и более ранних эпох остались многочисленные художественные полотна, то период Гражданской войны подсознательно воспринимается как время, которое должно было быть зафиксировано на фото- и кинопленку. В действительности же публике доступно очень небольшое количество подобных материалов, в отличие, например, от аналогичных документов, относящихся к Первой мировой войне, которая Гражданской предшествовала.
У всего этого есть объяснение: из музейных фондов и архивных хранилищ целенаправленно вычищались фотографии людей, подвергшихся репрессиям. Даже фотолениниана публиковалась в чрезвычайно урезанном виде из-за того, что на одних кадрах с вождем мирового пролетариата то и дело оказывались те, кто впоследствии был осужден как «враг народа». Намеренное замалчивание авторов снимков и усиленная ретушь изображения стали условием издания фотодокументов в СССР. Требование политической лояльности препятствовало передаче на государственное хранение фотоматериалов, идущих вразрез с партийным взглядом на историю страны.
Намного выше сохранность кинофотодокументов, которые принадлежали проигравшей стороне. Бóльшая часть материалов, вывезенных из России белоэмигрантами, не пострадала. Однако авторство и происхождение этих материалов до сих пор остаются недостаточно изученными. Даже в многочисленных публикациях об истории Белого движения, увидевших свет в 2000-х – первой половине 2010-х годов, археографическое оформление фотографий, как правило, основано на их архивном описании и ограничено кратким заголовком и датой съемки.
Как отмечает один из составителей альбома историк Алексей Литвин, фотоискусство времен Гражданской войны предопределило советский подход к визуализации на многие годы и даже десятилетия вперед, поскольку победа большевиков во многом была обусловлена умением вести наглядную агитацию. Между тем собранные авторами фотодокументы важны не только как свидетельство прошлого – они способны существенно дополнить наши представления о Гражданской войне. К примеру, именно фотографии доказывают факт голода в Петрограде в 1918 году, о котором долго велись научные дискуссии.
Уникальность издания связана с тем, что наряду с обычными фотографиями в него вошли стоп-кадры кинохроники (таким образом, в научный оборот введены новые источники). Для этого составители использовали 20 документальных фильмов.
В процессе подготовки альбома было выявлено более 4000 визуальных материалов, отражающих события Гражданской войны. Для книги отобрали свыше 700 фотографий и кинокадров за 1917–1924 годы из крупнейших отечественных и зарубежных архивов, музеев, библиотек и информационных агентств, а также из частных коллекций России, Великобритании, Германии, США. Впервые под одной обложкой объединен столь обширный визуальный материал, представляющий как красный, так и белый лагерь.
4 апреля – 30 июня
Фронтовой портрет. Судьба солдата
Музей Победы
Москва, площадь Победы, 3
С самого начала Великой Отечественной войны изобразительное искусство было подчинено одной главной цели – вдохновлять советский народ на борьбу с врагом. Но в разных родах войск служили художники, рисовавшие простых солдат, руками которых ковалась Победа. Чаще всего они успевали запечатлеть увиденное в форме быстрого наброска, лишенного академичности и внешних эффектов. Впрочем, благодаря этому обстоятельству такие работы представляют особую ценность как исторический источник. В экспозицию вошло около 30 рисунков из фондов Музея Победы, созданных фронтовыми художниками. Почти никто из изображенных ими бойцов не вернулся домой…
5 февраля – 31 августа
Таврический вояж
Центральный музей Тавриды
Симферополь, улица Гоголя, 14
В 1787 году Екатерина II совершила путешествие по присоединенным к России крымским землям, которое по сей день остается одним из самых грандиозных в истории. Маршрут этой поездки был разработан с исключительной тщательностью. Движение императрицы на юг совпало с весенним оживлением природы – и в ее письмах и высказываниях постоянно звучало противопоставление ложного, петербургского рая настоящему, крымскому. На выставке можно увидеть личные вещи государыни – мундирное платье и походную кровать из Ханского дворца в Бахчисарае, а также зеркала, посуду, аксессуары конца XVIII века. Украшением экспозиции стали живописные произведения: коронационный портрет Екатерины II, портреты ее сподвижников и современников, аллегорическое полотно «Императрица Екатерина II принимает турецкое посольство в 1791 году».
15 марта – 19 мая
«Мы наш, мы новый мир построим…» Советское агитационное искусство
Государственный музей истории религии
Санкт-Петербург, Почтамтская улица, 14/5
В агитационном искусстве воплотилась суть большевистского отношения к этому виду человеческой деятельности – убежденность в том, что искусство не должно существовать само по себе, а обязано выполнять «полезные» функции. Для нескольких поколений людей в СССР созданные пропагандой образы и символы стали гораздо более реальными, чем окружавшая их действительность. Для потомков же, наоборот, куда важнее, что, пережив свои сиюминутные задачи, агитационные произведения продолжают существовать именно как произведения искусства. На выставке в Музее истории религии представлены картины, шкатулки, панно, скульптура, мелкая пластика. Многие предметы демонстрируются впервые. Среди наиболее интересных экспонатов – плакаты известных советских художников Виктора Дени, Дмитрия Моора, Александра Дейнеки.
6 марта – 26 мая
Наполеон Бонапарт и Лев Толстой в поисках величия
Государственный музей Л.Н. Толстого, литературная экспозиция на Пречистенке
Москва, улица Пречистенка, 11/8
В 1857 году Лев Толстой, путешествуя по Европе, посетил парижский Дом инвалидов, в соборе которого похоронен Наполеон. Увидев гробницу завоевателя, он записал в дневнике: «Обоготворение злодея, ужасно». Выставка в музее писателя знакомит с историей Наполеоновских войн, рассказанной участниками похода 1812 года в Россию и запечатленной на гравюрах и литографиях по рисункам Христиана Фабера дю Фора и Альбрехта Адама. В экспозиции также представлены работы Павла Ковалевского, Александра Апсита, Николая Самокиша и других художников, которые изобразили те же события в иллюстрациях к роману-эпопее «Война и мир». Кроме того, посетители узнают о формировании культа Наполеона во Франции и других странах, о «наполеоновской легенде», в спор с которой вступил Толстой. Спор о том, возможны ли политические преобразования без нравственного самосовершенствования.
21 февраля – 30 июня
С именем Ушакова и Нахимова. К 75-летию учреждения боевых наград ВМФ СССР
Центральный военно-морской музей
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 69А
В 1942-м, в самый разгар войны, в Советском Союзе появились новые военные ордена, названные в честь великих полководцев прошлого – Суворова, Кутузова, Александра Невского. В середине следующего года нарком ВМФ Николай Кузнецов предложил Иосифу Сталину учредить морские награды имени Ушакова и Нахимова, что и было сделано 3 марта 1944-го, когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил соответствующие ордена и медали. А уже 16 мая за участие в освобождении Крыма орденов I степени были удостоены контр-адмирал Павел Болтунов, генерал-лейтенанты Василий Ермаченков и Петр Моргунов. Многие моряки во время Великой Отечественной заслужили по две медали имени выдающихся флотоводцев. В экспозиции представлены указы об учреждении наград, их эскизы и статуты, наградные документы, фотографии кавалеров орденов Ушакова и Нахимова.
Летопись и хронограф. Текстология домонгольского киевского летописания
Вилкул Т.Л.
М.: Квадрига, 2019
Древнерусское историописание, подобно современному, подразделялось на две части: «отечественной» историей ведали летописцы, а за «всемирную» отвечали авторы переводных греческих хроник и составители компилятивных сборников – хронографов. Важнейший источниковедческий вопрос, над которым десятилетиями бьются ученые, – были ли летописцы непосредственными свидетелями описываемых ими событий? От этого напрямую зависит степень достоверности рассказа. По мнению кандидата исторических наук Татьяны Вилкул, ключ к решению данного вопроса – в привлечении памятников хронографического жанра. В таком случае фрагменты переводных хроник, включенные в летописные своды, выполняют роль «контрольных» текстов. В фокусе исследования – хронографические заимствования в «Повести временных лет» и Киевском летописном своде.
До Гербештейна. Австрия и Восточная Европа в системе персональных связей и культурных контактов (XIII – начало XVI века)
Мартынюк А.В.
М.: Квадрига, 2019
В центре внимания медиевиста Алексея Мартынюка – история проникновения австрийцев в Восточную Европу. Монография имеет четкие хронологические рамки: она начинается с событий 15 июня 1246 года, когда во время битвы на реке Лейте австрийский герцог Фридрих II был убит в поединке неким «королем Руси». За этим обозначением, полагает автор, скрывается не князь Даниил Галицкий, как считают многие ученые, а его противник Ростислав Михайлович. Завершается исследование датой 20 февраля 1518 года, когда австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн вернулся в Вену из своего первого путешествия по Московии.
Русская Ганза. Жизнь немецкого подворья в Новгороде, 1346–1521 годы. Письма и материалы
Бессуднова М.Б.
СПб.: Евразия, 2019
Издание содержит письма руководителей Немецкого подворья в Великом Новгороде, которое вплоть до XVI века являлось одной из контор балтийского торгового сообщества, известного как Ганза, и концентрировало в себе всю его активность в русских землях. Закат ганзейской торговли на Руси начался с присоединением Новгорода к Москве, на которое сами купцы поначалу не обратили особого внимания. Лишь через несколько лет количество жалоб заметно возросло. Великий князь Иван III вряд ли ставил целью пресечь деятельность этого крупного союза, однако различия в организации международной торговли в новгородских и московских землях оказались слишком значительными.
Василий Татищев и «Древние летописи»: домонгольская Русь глазами первого русского историка
Горовенко А.В.
СПб.: Издательство Олега Абышко, 2019
Василий Татищев (1686–1750) одним из первых в послепетровской России предпринял попытку создания обобщающего труда по отечественной истории, в котором Московская Русь была представлена как законная наследница Киевской. После него, отмечает медиевист Андрей Горовенко, стало невозможно излагать события домонгольской эпохи невнятной скороговоркой, отдельно от дальнейшего рассказа. С помощью текстологических аргументов автор дает свой ответ на одну из самых главных загадок, связанных с историческими штудиями Татищева. Он убежден в том, что ученый не имел в распоряжении неизвестных современной науке текстов – иначе его сведения были бы куда обширнее.
Письма с прусской войны. Люди Российско-императорской армии в 1758 году
Сдвижков Д.А.
М.: Новое литературное обозрение, 2019
В западной историографии Семилетнюю войну 1756–1763 годов, театры которой располагались и в Европе, и в обеих Америках, и даже в Тихом океане, нередко воспринимают как одну из предвестниц будущих мировых конфликтов. У нас же, напротив, она принадлежит к числу полузабытых. Эта лакуна закономерна, ибо затяжная война с непонятными целями, по мнению современников, наносила «великий государственный вред». В книге историка Дениса Сдвижкова собраны письма русских и прусских офицеров, участвовавших в битве при Цорндорфе 1758 года. Судя по переписке, экстраординарный опыт той кампании, тяжелые потери и трудное отступление изменили ценности русских военных, для которых возросла роль неформальных горизонтальных связей.
Государство и право в центральной Азии глазами российских и западных путешественников XVIII – начала XX в.
Почекаев Р.Ю.
М.: ВШЭ, 2019
В XVIII столетии Россия и ведущие европейские державы начали активную борьбу за контроль над различными азиатскими регионами, продолжавшуюся вплоть до начала XX века. Наиболее длительной и жесткой оказалась так называемая «Большая игра» – соперничество Российской и Британской империй за Центральную Азию. В это время поездки туда российских и западных путешественников перестали быть единичными и эпизодическими, приобретя поистине массовый характер. Книга кандидата юридических наук Романа Почекаева основана на рассказах и записках более ста путешественников, сугубо исследовательские цели которых не всегда легко отделить от военных.
«Поединок на шпионах». Дело петрашевцев и политическая провокация в России
Шкерин В.А.
Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019
Монография доктора исторических наук Владимира Шкерина посвящена делу Михаила Буташевича-Петрашевского, которого советские учебники единодушно называли революционером и организатором первого в России социалистического кружка. Но чтение книг, пусть даже запрещенных, с последующим коллективным обсуждением – еще не революционная деятельность. Тем не менее если у декабристов, десятилетие сплетавших заговор и поднявших военные мятежи, были казнены пять человек, то в 1849 году к расстрелу приговорили вчетверо больше. Почему же именно титулярный советник Петрашевский и его друзья оказались в центре смертельной интриги?
Консерваторы и земство: планы и результаты деятельности. 1864–1914 гг.
Куликова С.Г.
М.: Новый хронограф, 2019
Чтобы восстановить объективную картину земской деятельности второй половины XIX – начала XX века, необходимо учитывать установки консервативно настроенных гласных и последствия их взаимодействия с оппонентами-либералами. Дискуссии между ними возникали повсеместно. Острее других стоял вопрос о «несовершенстве» основного производителя – крестьянина. Консерваторы надеялись повысить эффективность управления хозяйством за счет реализации просветительских проектов по борьбе с пьянством, нищенством и прочими пороками. Историк Светлана Куликова предприняла масштабное исследование этой работы, опираясь на материалы земских собраний двух соседних губерний – Московской и Тверской.
Владимир Каппель. Биография эпохи
Бринюк Н.Ю.
СПб.: Дмитрий Буланин, 2019
Автор одной из первых научных биографий Владимира Каппеля (1883–1920), кандидат исторических наук Надежда Бринюк полагает, что Гражданская война дала генералу шанс раскрыть свои лучшие полководческие качества, о наличии которых у себя он, возможно, и сам не подозревал. Бывший штабной офицер, Каппель понял особую тактику и стратегию этой войны, требовавшей быстрых перегруппировок, стремительных рейдов, глубоких фланговых обходов. Его талант проявился не только в проведении дерзких наступательных операций, но и в организации отступления, стойкой обороны. Именно этому были главным образом посвящены два последних года жизни Каппеля – от отступления с Волги в Сибирь до вывода остатков колчаковской армии к Иркутску.
Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР
Селиванова А.Н.
М.: БуксМАрт, 2019
В 1932 году по итогам конкурса на сооружение Дворца Советов не без участия Иосифа Сталина были сформулированы новые принципы советской архитектуры. Речь шла о соединении лучших технических достижений современности и классического наследия, традиций прошлых эпох. В результате за несколько лет было разработано множество проектов, которые по своим архитектурным качествам не уступали самым достойным образцам ар-деко и «монументального ордера» в Европе и США. Среди них, к примеру, Военная академия имени М.В. Фрунзе и так и не построенное здание Наркомтяжпрома в Москве.
Невилл Чемберлен
Девлин М.А.
М.: Молодая гвардия, 2019
Фамилия заглавного героя новой книги в серии «ЖЗЛ» хорошо известна в России благодаря выражению «Наш ответ Чемберлену». Однако эта фраза относилась к главе британского МИДа Остину Чемберлену, инициировавшему в 1927-м разрыв дипотношений с СССР. Между тем его младший брат Невилл (1869–1940) добился еще больших карьерных успехов, возглавив английское правительство. Историк Моргана Девлин уверена, что, «если бы в 1937 году Чемберлен неожиданно умер, он, несомненно, вошел бы в историю как величайший британский премьер». Но политик сыграл трагическую, даже позорную роль в судьбе предвоенной Европы. Именно Невилл Чемберлен в сентябре 1938-го подписал Мюнхенское соглашение, которое открыло путь к гитлеровской аннексии Чехословакии.
Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне
Сост. О.В. Будницкий, Л.Г. Новикова
М.: Политическая энциклопедия, 2019
По самым консервативным оценкам, после Великой Отечественной войны за рубежом осталось около 500 тыс. граждан СССР. Главным образом это были люди, угнанные на работы в Германию, и военнопленные, решившие не возвращаться домой. Однако были и те, кто покинул родные места с отступающей немецкой армией, поскольку во время оккупации сотрудничал с фашистами. В начале 1950-х годов американские военные заказали исследователям из Гарвардского университета опрос нескольких сотен перемещенных лиц с целью разобраться, что представляло собой советское общество и чего от него следовало ожидать, например, в случае новой войны. Некоторые из собранных тогда свидетельств вполне можно назвать историями предательства и измены Родине.
Дмитрий Пирин