Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Дом офицеров

№53 май 2019

(Фото: РИА Новости)

С Москвы-реки огромное здание военного ведомства на Фрунзенской набережной выглядит как настоящая цитадель Российской армии

Трудно поверить, что еще сто лет назад эта местность была почти пустынной. На берегу Москвы-реки располагались небольшие частные домишки и огороды жителей. С тех пор многое изменилось.

Казармы на месте фабрики

Фрунзенская набережная до середины 1930-х годов именовалась Хамовнической. Это название напоминало о слободе Хамовники, появившейся возле Девичьего поля в XVII веке. К хамам в современном понимании Хамовники не имели никакого отношения, так как под «хамом» в то время подразумевалось белое льняное полотно – крепкая ткань, готовившаяся ремесленниками, которых и называли хамовниками. В 1620-х годах по распоряжению самого царя сюда скопом доставили ткачей из деревни Константиновка близ Твери, поэтому созданное ими поселение в документах поначалу обозначалось как Тверская Константиновская дворцовая хамовная слобода, а потом название упростилось.

В 1632 году в слободе насчитывалось 38 дворов, а в 1653-м – уже 90. Жившие здесь хамовники пользовались налоговыми льготами и освобождались от некоторых повинностей, но при этом не имели права покидать слободу. Хотя и оказаться в числе ее жителей было непросто: желающие писали челобитные государю. О зажиточности местного населения говорит тот факт, что уже в 1650-х годах вместо старой деревянной церкви тут была построена новая каменная, а в 1682-м появился нарядный храм, который освятили во имя Николая Чудотворца. Богато украшенный изразцами, радующий глаз, он сохранился до наших дней. Уцелело и еще одно каменное сооружение прежней слободы – палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого.

Самой важной заботой хамовников стало изготовление ткани для нужд армии. Среди прочего делали здесь и парусные полотна. Неудивительно, что на Хамовную слободу в самом начале XVIII века обратил внимание Петр I. Вовсю шла Северная война, строился флот, и в 1707 году царь создал в Хамовниках казенную полотняную фабрику, впоследствии присоединив к ее территории земли, конфискованные у Авраама Лопухина – брата отправленной в монастырь царицы Евдокии, первой супруги Петра, и дяди царевича Алексея.

В 1718 году не слишком преуспевавшую фабрику, где было устроено прядильное производство, решили передать в частные руки, чтобы новый хозяин смог провести ее модернизацию. Таким человеком стал обрусевший англичанин, известный нам под именем Ивана Павловича Тамеса. Сохранилось свидетельство о нем современника: «Сей господин Тамес был муж великого сведения не только в коммерции, но и в других делах и за его разум и многие полезные проекты к заведению и распространению в России разных мануфактур находился в особливой милости у государя Петра». Англичанин получил от царя немалые привилегии и освобождение от выплаты пошлин в первые пять лет, но с обязательством наладить выпуск «полотен, и скатертей, и салфеток, и тиков [то есть плотной ткани] добротой против заморских». С этой задачей Тамес справился безукоризненно: его фабрика стала самой большой в Москве. Во времена ее расцвета здесь трудилось более 800 рабочих.

В конце XVIII века наследники Тамеса продали государству мануфактуру, пришедшую в упадок. На основе ее зданий по проекту архитектора Михаила Казакова (сына знаменитого Матвея Казакова) и при участии Ивана Таманского и, вероятно, Луиджи Руска в 1807–1809 годах был построен комплекс Хамовнических казарм – три вытянутых корпуса, украшенных восьмиколонными портиками, и два каре конюшен и служб. Перед казармами раскинулся широкий Хамовнический плац, где проводились учения и смотры, а по другую его сторону выросли здания гауптвахты и манежа, сохранившиеся, как и сами казармы, до наших дней. За ними – вплоть до Москвы-реки – простирался дровяной двор и тянулись огороды. Так в начале XIX века Хамовники из ткацкого превратились в «армейский» район.

От декабристов до большевиков

Усадебный дом Тамесов, построенный неподалеку от фабрики на месте палат Авраама Лопухина, теперь стал Шефским домом, где квартировали офицеры и шефы полков. Классицистический особняк, украшенный выступающим белокаменным портиком с двумя пандусами-въездами, оказался самым красивым зданием всего комплекса казарм. Особую известность он приобрел в связи с событиями 1817 года, когда в Москву на церемонию закладки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах (от строительства там храма впоследствии пришлось отказаться) прибыла царская семья со всей свитой.

Многие зрители фильма «Офицеры» абсолютно уверены, что эпизод встречи Любы Трофимовой с генералом Вараввой снимался на Фрунзенской набережной. Однако если приглядеться, на дальнем плане (слева) можно увидеть памятник
Дмитрию Менделееву, который установлен возле здания химфака МГУ на Воробьевых горах. Именно там и была снята эта знаменитая сцена

Именно в Шефском доме полковник Александр Муравьев собрал офицеров гвардейских полков для обсуждения возможности либеральных реформ в России и способов их претворения в жизнь, вплоть до революционных. Тогда-то и сформировался костяк будущего декабристского движения. И именно здесь штабс-капитан 37-го Егерского полка Иван Якушкин, настроенный радикальнее многих своих товарищей, предложил организовать убийство Александра I, видя себя в роли цареубийцы. Его предложение, как известно, не было поддержано. Уже после декабристского выступления в 1825 году почти все участники того собрания в Шефском доме, включая Якушкина, отправятся на каторгу, а один из них, Сергей Муравьев-Апостол, будет повешен…

Спустя сто лет, промозглой осенью 1917 года, 193-й пехотный запасный полк, базировавшийся в то время в Хамовнических казармах, одним из первых в Москве поддержал большевиков и на их стороне принял участие в уличных боях. Солдаты штурмовали Кремль, вели наступление в Дорогомилове и на Остоженке и обеспечили захват Провиантских складов, где был создан штаб юнкеров.

Вскоре в знак уважения к участникам революционных событий Хамовнические казармы получили имя Льва Троцкого, бывшего на тот момент одним из влиятельнейших людей в Советской России. Впрочем, после смерти Владимира Ленина его значение начало падать, и в 1925-м казармы снова переименовали – теперь в честь Михаила Фрунзе, легендарного командарма и преемника Троцкого на посту председателя Реввоенсовета. Когда казармы стали Фрунзенскими, это же название перешло к Хамовническому плацу, а потом и к набережной Москвы-реки. Позже, уже в 1957-м, так назвали открывшуюся здесь станцию метро. А еще через год с карты Москвы исчез Фрунзенский плац: тут прошла новая столичная магистраль – Комсомольский проспект.

Для Наркомата обороны

До революции Хамовническую набережную не успели капитально застроить. Ее единственным большим каменным зданием был доходный дом Чудова монастыря, выделявшийся на фоне скромных деревянных домов и домишек и тянувшихся здесь полей и огородов. На рубеже 1920–1930-х годов грянули перемены: у берегов Москвы-реки развернулось широкомасштабное жилое строительство.

1912

1940

А в 1938-м началось возведение нового здания Народного комиссариата обороны СССР, спроектированного коллективом архитекторов во главе с Львом Рудневым и Владимиром Мунцем. Они получили сразу несколько заказов от оборонного ведомства и тогда же построили здание Военной академии имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковой академии Вооруженных сил России) на Девичьем поле. Работы на набережной Москвы-реки были прерваны Великой Отечественной войной. К строительству смогли вернуться только в конце 1940-х годов, окончательно завершив его в 1951-м.

Этот дом внешне напоминает здание Совета труда и обороны (в наши дни там расположилась Государственная Дума) в Охотном Ряду – такое же строгое, лаконичное и монументальное строение. Но дали о себе знать и новые веяния, которые позже назовут сталинским стилем в архитектуре. Для фасадов центрального и двух боковых симметричных корпусов был выбран песочный цвет, тут появились лепные украшения, в частности массивный герб СССР в окружении знамен и барельефов с советскими солдатами различных родов войск. Нашла отражение в декоре здания и тема победы в Великой Отечественной войне: на барельефах представлены медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», орден «Победа» и другие награды. Два боковых семиэтажных корпуса соединяют с главным одиннадцатиэтажным зданием огромные арки, которые при недавней реконструкции украсили красочные витражи с изображениями русских воинов – древнего, поднимающего вверх меч, и современного, с автоматом Калашникова, держащего ребенка на плече.

1972

2018

В этом комплексе, получившем название Третий дом Министерства обороны, размещался Штаб сухопутных войск СССР. Кроме того, в советские годы здесь располагались многие другие подразделения оборонного ведомства: Главное ракетно-артиллерийское и Главное автобронетанковое управления, командование войск радиационной, химической и биологической защиты, командование инженерных войск.

«Есть такая профессия…»

С домом на Фрунзенской набережной в массовом сознании связан легендарный фильм «Офицеры», вышедший на экраны в 1971 году. Согласно сценарию, дважды Герой Советского Союза Иван Варавва (эту роль исполнил Василий Лановой) в послевоенное время в ранге генерал-полковника служит в Министерстве обороны, возглавляя одно из управлений. Именно здесь его встречает старый армейский товарищ – Герой Советского Союза генерал-майор Алексей Трофимов (актер Георгий Юматов). Разговор с Любой, супругой Трофимова (актриса Алина Покровская), происходит на лавочке возле министерства.

Фасады здания, появляющегося в кадре, действительно напоминают дом на Фрунзенской. Однако это не он: если приглядеться, на дальнем плане можно увидеть памятник ученому Дмитрию Менделееву, который установлен возле здания химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Тут и была снята сцена из фильма. Впрочем, эти здания не случайно так похожи: оба они были построены в начале 1950-х годов по проекту группы архитекторов под руководством Льва Руднева. Это яркие примеры сталинского стиля в архитектуре – с его торжественностью, помпезностью, светлой облицовкой, красивыми светильниками, массивными деревянными дверьми.

Создатели «Офицеров» не ошиблись с выбором натуры для съемок: многие зрители не заметили подмены и абсолютно уверены, что разговор с Любой Трофимовой происходит у берега Москвы-реки. Возле дома на Фрунзенской в 2013 году и появился памятник героям фильма: суворовец Иван Трофимов отдает честь генерал-полковнику Варавве, на лавочке сидит Люба, а за ней стоит Алексей Трофимов. На торжественной церемонии открытия памятника присутствовал не только министр обороны России Сергей Шойгу, но и актеры, снимавшиеся в знаменитой киноленте, – Василий Лановой и Алина Покровская. У другого входа в здание не так давно был установлен монумент, посвященный героям не менее значимого фильма о войне – «Они сражались за Родину», а чуть далее, за оградой, расположены композиции в память о Первой мировой и Великой Отечественной.

В 2014 году для дома на Фрунзенской набережной наступило время больших перемен. Штаб сухопутных войск и другие управления военного ведомства покинули его. В обширном внутреннем дворе началось строительство корпусов для Национального центра управления обороной Российской Федерации. В рамках этой новой структуры работают эксперты Центра управления стратегическими ядерными силами, Центра боевого управления и Центра управления повседневной деятельностью Вооруженных сил РФ. Она создана с таким расчетом, чтобы в случае необходимости выполнять роль Ставки Верховного главнокомандования.

Новые корпуса отлично вписались в комплекс зданий. Их фасады, выглядывающие из-за сталинских строений, смотрятся монументально и достаточно просто, самое заметное украшение – гербы Российской Федерации. На крышах обустроены вертолетные площадки. А в старых корпусах сегодня расположен Генеральный штаб Вооруженных сил России, а также офисы министра обороны РФ и его заместителей.

Никита Брусиловский