Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

К читателям

№53 май 2019

Сорок четвертый год

Майский номер журнала «Историк», который выходит накануне великого праздника – Дня Победы, мы решили посвятить военным событиям 75-летней давности.

Это был особый год войны, и он достоин того, чтобы о нем рассказать отдельно. К началу 1944-го Красная армия добилась выдающихся успехов на ключевых участках советско-германского фронта. Победы под Сталинградом, на Курской дуге, освобождение Левобережной Украины и Киева создали мощный задел для изгнания нацистов с территории нашей страны. И все-таки до окончательной победы было еще далеко. В январе 1944 года, когда с начала Великой Отечественной войны прошло уже более двух с половиной лет, огромная часть территории Советского Союза все еще находилась под пятой врага. Германские войска стояли на подступах к Ленинграду. Гитлеровцы и их сателлиты продолжали удерживать под своим контролем значительную часть России, Крым, Правобережную Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву и Молдавию. Эти территории Красной армии предстояло освободить в тяжелейших боях с врагом.

Освобождение растянулось почти на весь год. 26 марта 1944-го произошло одно из самых знаменательных событий в истории всей Великой Отечественной войны – войска 2-го Украинского фронта вышли на реку Прут, восстановив 85-километровый участок довоенной государственной границы Советского Союза.

Впереди были бои за Правобережную Украину, в Молдавии, Прибалтике, Карелии, Заполярье, Белоруссии и Крыму. Севастополь – город русской воинской славы, мужественно оборонявшийся и в годы Крымской войны, и в годы Великой Отечественной, – был освобожден ровно за год до Победы, 9 мая 1944-го, 75 лет назад…

Вершиной советского военного искусства явилась наступательная операция «Багратион» в Белоруссии. Она стала подлинным реваншем за 1941 год: в тяжелых боях Красной армии удалось полностью ликвидировать нацистскую группу армий «Центр» – ту самую, что когда-то рвалась к Москве. Впрочем, некоторым военнослужащим вермахта, воевавшим на этом участке фронта, все-таки посчастливилось лицезреть непокоренную ими советскую столицу. 17 июля 1944-го около 57 тыс. плененных в ходе операции «Багратион» солдат, офицеров и генералов германской армии под конвоем прошли по улице Горького и Садовому кольцу. Для москвичей, для всей страны, для всего мира этот «марш побежденных» стал важным предвестником Великой Победы.

В детстве, еще не умея читать и писать, я любил разглядывать взрослые «книги с картинками». Среди них были «Воспоминания и размышления» маршала Георгия Жукова – серый кирпич с большим количеством «врезов» с черно-белыми военными фотографиями. Одна из них – с подписью «Они все-таки прошли по Москве», на которой изображены шагавшие по столице пленные немцы, до сих пор стоит перед моими глазами. А каково было видеть это тем, кто в тот памятный день стоял по обеим сторонам Садового кольца и вглядывался в изможденные лица шедших по пыльному московскому асфальту немцев? Тем, кто еще совсем недавно копал рвы на подступах к столице, будучи готовым лучше погибнуть в уличных боях за город, чем сдать Москву на милость победителям, тем, кто сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, тем, кто потерял в той войне близких? Это было сильное зрелище, очень важное для страны, для людей, отстоявших свою независимость и свободу…

Примерно в эти же дни Красная армия вышла к «линии Керзона»: именно по ней вскоре будет проведена новая советско-польская граница. А полностью очистить от врага территорию СССР удалось лишь к началу ноября. В приказе Верховного главнокомандующего № 220 от 7 ноября 1944 года подводилась важная черта: «Низвергнуто трехлетнее фашистское иго на временно захваченных немцами землях наших братских советских республик. Красная армия вернула свободу десяткам миллионов советских людей. Советская государственная граница, вероломно нарушенная гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восстановлена на всем протяжении от Черного до Баренцева моря».

Впрочем, до конца войны оставалось еще почти полгода. По военным меркам – колоссальный срок. Предстояло освобождать Европу. Польша, Югославия, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, Норвегия, Австрия, Германия… Общие безвозвратные потери советских войск при освобождении этих стран составили около 1 млн человек. Фактически каждый восьмой солдат и офицер Красной армии, павший на той войне, погиб, освобождая Европу.

Без их подвига, как и без подвига каждого, кто сражался на фронте и трудился в тылу, не было бы этой Победы. Будем помнить об этом!

Владимир Рудаков