Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Украденные и уничтоженные

№54 июнь 2019

Война, развязанная нацистами против СССР, нанесла непоправимый ущерб культурному наследию нашей страны. Историческим памятникам и произведениям искусства была уготована печальная участь: все самое ценное, что не было уничтожено в ходе боев, оккупанты намеревались вывезти в Германию, а остальное – ликвидировать…

В приказе от 10 октября 1941 года, подписанном немецким генерал-фельдмаршалом Вальтером фон Рейхенау, говорилось: «Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, в том числе и здания, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художественные ценности на востоке не имеют значения».

После войны советская Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба подсчитала, что в СССР было разрушено 427 музеев, из них 173 – на территории РСФСР. За этими сухими цифрами скрываются судьбы более миллиона единиц хранения, среди которых бесценные произведения искусства, уникальные предметы интерьера, редкие книги и рукописи.

Грабители из штаба Розенберга

Оккупационной политикой Третьего рейха в отношении Советского Союза занималось специальное ведомство – Министерство по делам оккупированных восточных территорий. Его возглавлял бывший подданный Российской империи, уроженец Ревеля (Таллина), выпускник Московского высшего технического училища (ныне знаменитая «Бауманка») Альфред Розенберг, стоявший у истоков нацистской партии и ставший одним из ближайших друзей Адольфа Гитлера. В годы Второй мировой войны он сформировал Айнзацштаб, который обычно так и называют – Оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга. Этой организации поручили поиск, анализ и конфискацию культурных ценностей на захваченных территориях с тем, чтобы наиболее «понравившиеся» экспонаты вывезти в Германию.

В первую очередь штаб интересовался книжными собраниями: Розенберг планировал за счет книг и архивных документов из СССР создать так называемую Восточную библиотеку и пополнить Центральную библиотеку Высшей партийной школы в Берлине. Но очень скоро сотрудники организации значительно расширили сферу своей деятельности. Делалось это с личного одобрения фюрера: декрет от 1 марта 1942 года разрешал подчиненным Розенберга обыскивать не только библиотеки и другие учреждения культуры, но и жилые помещения. Зондеркоманды получили право изымать любые заинтересовавшие их материалы и ценности.

У Гитлера были свои виды на наследие народов СССР, как, впрочем, и всей Европы. Предполагалось, что после победы нацистов в войне в австрийском городе Линце, неподалеку от которого он родился, будет создан Музей фюрера, по разнообразию экспонатов не имеющий равных в мире. Руководство проектом доверили директору Дрезденской галереи Гансу Поссе, а Розенберг в этом вопросе был первейшим советником Гитлера и часто отправлял ему фотографии изъятых шедевров, достойных в дальнейшем оказаться в Линце.

Правда, не один фюрер являлся таким «ценителем искусства» – многие партийные вожди желали обзавестись коллекциями, составленными из награбленного. Особое рвение в этом проявлял рейхсмаршал Герман Геринг, формировавший собственное собрание в поместье Каринхалл. Геринг даже подкупал сотрудников штаба Розенберга, чтобы они доставляли ему приглянувшиеся произведения искусства «без очереди». Гитлер знал о слабости рейхсмаршала к прекрасному, окрестив его «королем всех черных рынков».

Памятник Льву Толстому в Яснополянской школе во время оккупации

Восточные отделения организации Розенберга существовали в Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Таллине, Смоленске, Симферополе и некоторых других городах: там создавали сборные пункты для похищенных ценностей. По каждому направлению («изобразительное искусство», «библиотеки», «архивы», «древняя и ранняя история», «музыка») предусматривались отдельные зондерштабы – их специалисты следовали за солдатами и офицерами вермахта, продвигаясь вглубь территории СССР в поисках наживы.

Рейхсминистр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг организовывал вывоз культурных ценностей из СССР

Собранные ими ценности исчислялись вагонами. Так, историк Маргарита Зинич приводит донесение одного из сотрудников штаба Розенберга: согласно этому документу, в мае 1943 года в Вильнюсе находились партархив Смоленска, архивные материалы XIX века (пять вагонов), русский архив из Витебска (дореволюционные материалы – один вагон) и иконы, картины и книги из Центра крестьянских художественных ремесел, созданного до революции меценаткой Марией Тенишевой. В другом отчете, составленном в Риге в апреле 1944 года, подтверждалась отправка в Германию двух вагонов с фарфором, мебелью и изделиями народных ремесел, а также 650 произведений древнерусского искусства из Новгорода, Тихвина и Пскова.

На Нюрнбергском процессе главный обвинитель от СССР Роман Руденко огласил такие цифры: для транспортировки изъятых в Советском Союзе культурных ценностей Розенбергу понадобилось 1418 железнодорожных вагонов. Использовался в этих целях и морской транспорт: на нем было переправлено 427 тонн материалов.

В годы войны страна лишилась многих святынь и драгоценных реликвий. Одной из самых известных стала история Тихвинской иконы Божией Матери, написанной в XIV веке. После революции Тихвинский Успенский монастырь, где она находилась, был закрыт, и чудотворный образ выставлялся в краеведческом музее, откуда оккупанты вывезли его в Псков, передав в распоряжение сотрудничавшей с ними Псковской духовной миссии. С отступлением немцев икона оказалась сначала в Риге, затем в американской зоне оккупации Германии, а оттуда уже попала в Чикаго. Лишь в 2004 году Тихвинская икона вернулась в Россию. А судьба скольких реликвий остается неизвестной…

«Приказал взорвать церковь»

Однако нацисты не только изымали приглянувшиеся им ценности. То, что не привлекало их внимания или попросту невозможно было вывезти, они уничтожали. Чудовищным актом вандализма, совершенным немецко-фашистскими захватчиками, стало разрушение Успенского собора Киево-Печерской лавры. В его основе была одна из первых каменных церквей Древней Руси, заложенная еще в 1073 году игуменом Феодосием и великим князем Святославом, сыном Ярослава Мудрого. 3 ноября 1941 года собор уничтожил мощный взрыв. Нацистская пропаганда возложила вину за случившееся на советских партизан, которые якобы планировали покушение на жизнь президента Словацкой Республики Йозефа Тисо – приспешника Гитлера, прибывшего в тот день с официальным визитом в Киев и посетившего лавру. Эту версию, очень популярную в 1990-е годы, и сейчас активно эксплуатируют украинские власти. Однако это ложь. И дело даже не в том, что марионеточный правитель Словакии не представлял для партизан никакого интереса.

Прежде всего стоит упомянуть, что незадолго до рокового взрыва Успенский собор был разграблен. По приказу рейхскомиссара Украины Эриха Коха (с Розенбергом его связывала многолетняя дружба) вывезли почти все реликвии и многие ценности знаменитого храма: серебряные ризы, снятые с икон, Царские врата, гробницы, Евангелия в богатых окладах, драгоценную утварь и роскошное собрание тканей, в том числе парчи. Так что уничтожение собора вполне можно объяснить желанием немцев скрыть факт грабежа и при этом использовать ситуацию в своих пропагандистских целях.

Между тем признание, что взрыв древнего памятника стал одним из преступлений нацистов, содержится в мемуарах рейхсминистра вооружений и военного производства Альберта Шпеера, приговоренного в Нюрнберге к 20 годам тюремного заключения (кстати, именно он, личный архитектор Гитлера, проектировал здание картинной галереи для Музея фюрера в Линце). Вот его свидетельство: «На месте одной из самых знаменитых церквей Киева я обнаружил груду развалин. Мне рассказали, что при Советах здесь находился склад боеприпасов, который затем по неизвестной причине взлетел на воздух. Позднее Геббельс [рейхсминистр народного просвещения и пропаганды. – Н. Б.] рассказал мне, что на самом деле рейхскомиссар Украины Эрих Кох решил уничтожить символ ее национальной гордости и приказал взорвать церковь».

Та же участь ждала многие другие памятники архитектуры, возведенные в городах Древней Руси. Колоссальный урон был нанесен Великому Новгороду и его окрестностям, где оккупанты находились в течение двух с половиной лет. Одной из самых горьких утрат военного времени стала церковь Спаса на Нередице, прославившаяся не только гармонией архитектурных форм, но и уникальными фресками. Она была построена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Замечательные росписи конца XII века, отличавшиеся хорошей сохранностью, занимали всю поверхность стен храма. Во время боев возле Новгорода летом-осенью 1941 года церковь была практически стерта с лица земли. Сегодня по фотографиям и обмерам ее стены восстановлены, на них аккуратно перенесены немногие уцелевшие фрагменты фресок, но цельность памятника утрачена навсегда.

В самом Великом Новгороде сильно пострадал знаменитый Софийский собор XI века. В главный храм города попало более 20 снарядов, повредивших большой купол с фреской Вседержителя, барабан, часть апсиды, хоры и своды. С центральной главы собора немцы содрали медную позолоченную обшивку. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. Надо ли говорить, что интерьеры были разграблены, самые ценные предметы, включая иконы и утварь, вывезены, расхищена уникальная соборная библиотека? После войны Софию Новгородскую восстановили, ее иконостас был возвращен из Германии, но многое из убранства собора исчезло бесследно. В течение 60 лет, до 2004 года, центральный купольный крест, который издавна венчала легендарная фигурка голубя – символ Святого Духа, находился… под Мадридом, в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Дело в том, что эту реликвию в качестве трофея увезли с собой солдаты испанской «Голубой дивизии», посланной генералиссимусом Франсиско Франко в помощь Гитлеру. В результате переговоров президента России Владимира Путина и короля Испании Хуана Карлоса I стало возможным возвращение святыни на историческое место.

Еще одним актом трагедии, постигшей древние памятники, стало разрушение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, основанного патриархом Никоном в 1656 году на реке Истре. Созданный как попытка перенести образ храма Гроба Господня и других палестинских святынь на Русскую землю, он входил в число уникальных архитектурных комплексов. Его гордостью стали изразцовый иконостас, богатое керамическое убранство, Кувуклия («место погребения и воскресения Спасителя»), подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Нацисты стояли в этих местах недолго, но обители был нанесен огромный ущерб. При отступлении немецкие минеры взорвали Воскресенский собор и ряд монастырских построек. В результате взрыва обрушились шатер собора, его глава и семиярусная колокольня, возникший пожар погубил интерьеры, сгорел иконостас. Фотографии руин монастыря были представлены на Нюрнбергском процессе. Восстановление исторического облика обители заняло 70 лет.

Бегство фашистов из Новгорода. Худ. Кукрыниксы. 1944–1946 годы

Тайны и трагедия Царского Села

Наверное, каждый человек, хоть однажды побывавший во дворцах под Петербургом, помнит снимки военных лет, зафиксировавшие причиненный этим музеям ущерб. Уже в начале осени 1941 года немцы находились в Пушкине (Царском Селе), Петергофе, Павловске, Гатчине. Эвакуировать все экспонаты за столь короткий срок не удалось: вглубь страны перевезли только наиболее ценные предметы – около 10% от общего числа.

Пожалуй, самая таинственная история связана с послевоенной судьбой Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Когда-то этот уникальный кабинет с янтарными панелями был создан немецкими мастерами для короля Пруссии Фридриха I. Вскоре его сын, Фридрих Вильгельм I, подарил кабинет русскому царю Петру I в знак их дружбы и союза двух государств в Северной войне против Швеции. В 1717 году янтарные панели с величайшей осторожностью доставили в один из дворцов Летнего сада в Петербурге, а позже по указу императрицы Елизаветы Петровны перевезли в Царское Село. Благодаря зодчему Бартоломео Растрелли появилась Янтарная комната – существенно большая, нежели прежний кабинет, с зеркалами, золоченой деревянной резьбой и мозаичными картинами из яшмы и агата. Она стала подлинным шедевром Золотой анфилады парадных залов императорского загородного дворца.

Немцы в 1941 году не сомневались в своем праве на возвращение Янтарной комнаты в Германию: раз ее подарил прусский король, то они должны все забрать назад. Панели из янтаря были демонтированы и вместе с другими деталями интерьера вывезены в Кёнигсберг. Известно, что это произошло задолго до того, как захватчики оставили Царское Село. Янтарную комнату смонтировали в одном из залов Королевского замка, но, поскольку новое помещение оказалось слишком маленьким, часть панелей хранили отдельно. Следы уникальной комнаты теряются в апреле 1945 года, когда Кёнигсберг был взят Красной армией. Согласно самой печальной версии, она в те дни сгорела без следа. Однако до сих пор то и дело возникают предположения, что Янтарная комната все-таки где-то спрятана на территории Германии или Дании. Неоднократно организовывались государственные комиссии, снаряжались экспедиции, велись поиски с участием энтузиастов, но все напрасно – панно и панели просто исчезли.

А сохранением подлинного фрагмента Янтарной комнаты мы обязаны… мародеру. Некий немецкий офицер самовольно, минуя Кёнигсберг, вывез из Царского Села флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», аллегорически изображающую человеческие чувства, – и вскрылся этот факт только в конце 1990-х годов. Кроме того, обнаружились ларец и зеркало, инкрустированные янтарем и также бывшие частью интерьера комнаты. Все эти фрагменты в 2000 году были переданы Владимиру Путину во время его визита в Германию и ныне хранятся в Большом Екатерининском дворце. Наконец, к 300-летию Петербурга Янтарная комната была воссоздана в полном объеме из калининградского янтаря.

Сокровища отечественной культуры, похищенные немцами и оказавшиеся разбросанными по всему миру, до сих пор собирают по крупицам и возвращают на родину. Идет и восстановление пострадавших в годы войны исторических памятников. До завершения всех работ еще далеко. Так, специалисты Царскосельского музея-заповедника пришли к выводу, что на ликвидацию ущерба, причиненного нацистами, уйдет еще 25 лет – лишь тогда все здания дворцового комплекса будут восстановлены в первоначальном виде. Если этот расчет верен, то реставрационные работы завершатся накануне столетия Победы…

 

Что почитать:

Зинич М.С. Похищенные сокровища: вывоз нацистами российских культурных ценностей. М., 2005

Петровский Н.В. По следам утраченных шедевров. М., 2007

Никита Брусиловский