Новости о прошлом
№54 июнь 2019
(ALEX 'FLORSTEIN' FEDOROV/WIKIPEDIA.ORG)
Памятник царю-миротворцу
В Гатчине установят монумент Александру III Российское историческое общество подвело итоги конкурса на создание памятника императору Александру III в городе Гатчине Ленинградской области. Из четырех представленных заявок лучшей была признана работа Владимира Бродарского, выпускника Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В соответствии с условиями конкурса требовалось представить проект на основе сохранившихся эскизов монумента Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого (1866–1938), который изобразил монарха сидящим в кресле. Жюри сочло, что Бродарскому лучше других удалось воплотить оригинальный замысел Трубецкого.
Инициатива установки памятника царю-миротворцу принадлежит музею-заповеднику «Гатчина». Его директор Василий Панкратов надеется, что монумент будет открыт в марте 2020 года – к 175-летию со дня рождения императора.
Большой Гатчинский дворец был любимой резиденцией Александра III, где он провел много времени, особенно в начале своего правления. Переезд царской семьи из Петербурга в Гатчину состоялся 27 марта 1881 года – менее чем через четыре недели после гибели от рук народовольцев Александра II.
В связи с этим императора часто стали называть «гатчинским затворником». Как вспоминал великий князь Александр Михайлович, «гордость царя была задета». «Я не боялся турецких пуль и вот должен прятаться от революционного подполья в своей стране», – говорил он с раздражением. Между тем после убийства его отца, детали которого на тот момент оставались до конца не выясненными, что порождало пугающие слухи о всемогуществе «Народной воли», ничего удивительного в поведении Александра III не было. Он превратил Гатчину в хорошо защищенную крепость: возле входов во дворец и в парк, обнесенный стеной с бойницами, круглосуточно дежурили часовые. Общая численность лиц, ежедневно
охранявших государя в первые месяцы его пребывания в Гатчине, достигала 170 человек.
(СВЕТЛАНА ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС/ТАСС)
На дне Балтики
Найдена подлодка Щ-302, затонувшая в годы Великой Отечественной войны Советская подводная лодка Щ-302 «Окунь», погибшая осенью 1942 года, обнаружена на дне Финского залива возле острова Большой Тютерс. Находку сделала разведывательно-водолазная команда, которая уже полтора десятилетия организует экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы».
Субмарина, вошедшая в состав Балтийского флота в 1933-м, отправилась на очередное боевое задание 10 октября 1942 года. До острова Лавенсаари (ныне Мощный) ее сопровождали канонерка «Москва», несколько тральщиков и сторожевых катеров. Из-за ухудшения погоды суда укрылись в бухте, а Щ-302, не заметив подаваемых сигналов, продолжила движение. Между 11 и 13 октября она подорвалась на мине, а через два месяца была исключена из состава ВМФ.
«Окунь» – восьмая подводная лодка, найденная в российской части Финского залива. Теперь специалистам осталось обнаружить только одну – М-96, после чего можно будет считать, что их работа в этой акватории закончена. М-96 погибла в сентябре 1944 года во время разведки минных заграждений в Нарвском заливе.
(DEEPSTORM.RU)
Сарматский верблюд
Археологи сделали открытие благодаря случайной находке астраханского фермера В районе села Никольское в Астраханской области найдено захоронение, принадлежавшее, вероятно, одному из представителей сарматской знати.
Старт археологическим изысканиям дал фермер, который копал возле дома яму для хозяйственных нужд и обнаружил старинный бронзовый котелок. Он отнес его в музей, после чего научные сотрудники и археологи организовали в Никольское экспедицию. Осмотрев объект, они предположили, что на территории села может находиться царский курган – место древних захоронений кочевников.
За полторы недели работ, начавшихся в первых числах мая, на площади в 750 квадратных метров были раскопаны три могильника с погребальным инвентарем – многочисленными предметами быта, оружием и золотыми украшениями. Среди всех предметов выделяется небольшая фигурка в виде головы верблюда, инкрустированная вставками из бирюзы.
Особый интерес представляет захоронение кочевника-сармата, датируемое I–II веками н. э. Пожилой мужчина лежал на спине, голова его покоилась на высокой подушке. На поясе у него находился железный кинжал в деревянных, обтянутых кожей ножнах с золотыми накладками. Такие же накладки украшали и поясной ремень с массивной литой золотой пряжкой. В ногах у погребенного располагалось большое кованое медное блюдо, на котором видны следы от ударов мечом или топором: посуду ритуально «убивали», чтобы она могла служить хозяину на том свете. Рядом с одной из могил была обнаружена голова лошади в богато украшенной сбруе, что свидетельствует о высоком статусе похороненного человека.
(МАКСИМ КОРОТЧЕНКО)
Дмитрий Пирин