Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Слово о футболе

№42 июнь 2018

Фото: РИА НОВОСТИ

Мои родители совсем не были связаны со спортом: мать – домохозяйка, отец – сапожник. А меня привлек спорт. Но ведь, например, и отец Владимира Высоцкого был военным, а не поэтом. Все получилось спонтанно. Я родился в Армавире, в Краснодарском крае, но детство и юность провел в Абхазии. Туда наша семья переехала, когда мне было четыре года. Если бы не мяч, меня могла привлечь музыка. Я играл в школьном оркестре на трубе, был первым трубачом. Учитель говорил, что у меня есть способности. Не хотелось бы хвастаться, но у меня почти абсолютный музыкальный слух. Я люблю классическую музыку и могу достаточно легко и точно угадать, какая звучит симфония. Этому многие удивляются. Так что если бы я не пошел в футбол, то, наверное, стал бы музыкантом, занимался бы искусством. До сих пор часто смотрю по телевизору известия, новости, но отдаю предпочтение каналу «Культура».

С детства мы играли в футбол на пустырях. Однажды прослышали, что в 12 километрах от Сухуми, в Гульрипше, есть просто дикие поля, более или менее ровные. Садились в поезд Сухуми – Тбилиси, выходили на промежуточной станции и играли до изнеможения. Когда уставали и надо было возвращаться домой, обратных поездов не было. 12 километров мы шли пешком до дома. Как думаете, чем питались? Просто были сады и фрукты – вот и все.

Я начал играть в сухумском «Динамо». Тренером команды в то время работал Михаил Григорьевич Туркия. Однажды к нам приехала московская команда «Крылья Советов», причем и взрослый, и юношеский состав. Мы сыграли две игры с юношами и дважды выиграли. Меня увидели тренеры, уговорили родителей и увезли в Москву. Три сезона я играл за эту команду. Потом московские «Крылья» расформировали, и меня пригласили в «Спартак».

Когда я попал в «Спартак», в первый же сезон забил 26 голов в чемпионате и 5 – в Кубке СССР. Отец тогда торговал на рынке. В Сухуми находился санаторий Московского военного округа, где обычно отдыхали офицеры. Они бывали на футболе, и один майор или подполковник как-то сказал: «Это отец Никиты Симоняна». И начали его качать, подбрасывая в воздух. После этого он пришел домой и все понял…

Спорт всегда меняется. Я играл 14 лет, и в эти годы футбол не стоял на месте: от одного этапа до следующего надо было совершенствоваться. Так и в современном спорте. Это все равно что пилот, который вчера летал на У-2, а потом прошел переподготовку и смог управлять истребителем.

Отношение у игроков к футболу тоже, конечно, отличалось. Раньше назвать советский футбол профессиональным можно было лишь отчасти. С одной стороны, люди занимались только спортом; с другой – не было никаких контрактов и прочего, что касается материальной стороны. Между тем восприятием и сегодняшним, как говорил Скалозуб, «дистанция огромного размера». Здесь то же самое. Совершенно не жалею, что играл именно тогда и сегодня не имею никаких миллионов, которые получают нынешние игроки. Всему свое время. Я и сейчас продолжаю играть в футбол – только во сне.

В России футболом занимаются несколько миллионов человек. Я являюсь президентом клуба «Кожаный мяч». В юбилейном 50-м турнире в 2014 году приняли участие 960 тыс. детей в возрасте от 10 до 15 лет, 40 тыс. команд. Конечно, у нас много проблем: поля, тренерские кадры, особенно в детско-юношеском спорте. Обучение азам, футбольному интеллекту должно проводиться сызмальства, а тренеры вместо этого в основном занимаются «физикой». Юные спортсмены с детского возраста должны получать футбольное образование и оптимальное техническое оснащение. Большое значение, безусловно, всегда имеет результат: как мы «покажем товар лицом» на чемпионате мира. Если наша сборная выступит успешно, будет подъем. Усилится внимание, стремление записаться в команду…

И еще: вопросам нравственности, воспитания в прежние времена уделялось намного больше внимания, чем сегодня. Определенную роль в воспитании играет и футбол. Но есть спорт, а есть трибуны. Между сегодняшними и прежними болельщиками очень большая разница. Файеры, оскорбления, расизм – раньше всего этого не было. Ничто не может сильнее оскорбить человека, чем оскорбление в связи с его национальной или расовой принадлежностью.

Впервые в истории чемпионат мира по футболу пройдет в России. Уверен, мы проведем его на высшем спортивном уровне. Достоинство русского народа в том, что он, в отличие от многих других, радушно относится к людям самых разных национальностей. В этом специфика нашей многонациональной культуры. Такое отношение будет чрезвычайно востребовано и на чемпионате мира. Каждый болельщик, который считает себя патриотом, должен помнить о том, что и он причастен к этому образу России. Чтобы все болельщики из всех стран, уезжая после чемпионата мира, могли сказать только: «Браво, Россия!»

Никита Симонян