Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Знамя победы

№41 май 2018

9 мая 1945 года окончилась Великая Отечественная война.  Зримым воплощением нашей победы над нацизмом  стало знамя, водруженное советскими воинами над Рейхстагом

Фото: БОРИС КАВАШКИН/ТАСС

Реющее над поверженным Берлином красное знамя: что могло быть более ярким – во всех смыслах слова – символом разгрома врага?

«Добить фашистского зверя…»

Впервые о Знамени Победы Иосиф Сталин заговорил на торжественном заседании Моссовета, посвященном годовщине Октябрьской революции, 6 ноября 1944 года: «Советский народ и Красная армия успешно осуществляют задачи, вставшие перед ними в ходе Отечественной войны. Красная армия достаточно выполнила свой патриотический долг и освободила нашу отчизну от врага. Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти. Теперь за Красной армией остается ее последняя заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».

За Берлин гитлеровцы сражались яростно. В те дни писатель Илья Эренбург заметил: «Войны начинаются почти всегда внезапно, а кончаются медленно: уже ясен исход, но люди еще гибнут и гибнут». Пропаганда в Третьем рейхе работала нахраписто, а Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс примерно с лета 1944 года в каждом выступлении кричали о звериной жестокости русских, рвущихся на священную немецкую землю, чтобы насиловать женщин и убивать детей, чтобы уничтожить под корень германскую нацию, да и всю Европу вместе с ней. Живучая оказалась ложь! И в наше время на Западе тиражируются мифы о «миллионе изнасилованных немок».

Знамя Победы над Рейхстагом. Фото военного корреспондента «Правды» Виктора Тёмина. Май 1945 года (Фото: ВИКТОР ТЕМИН/ТАСС)

Даже когда Берлин сдавался и из сотен окон свисали белые простыни, город не ждал от победителей великодушия. В столице Германии понятия не имели, что еще 19 января 1945 года вышел приказ Верховного главнокомандующего, который донесли до каждого бойца Красной армии: «Оставшееся население на завоеванных областях, независимо от того, немец ли, чех ли, поляк ли, не должно подвергаться насилию. Виновные будут наказаны по законам военного времени. На завоеванной территории не позволяются половые связи с женским полом. За насилие и изнасилования виновные будут расстреляны».

Флаги над Берлином

Во всех частях, наступавших на Берлин, были изготовлены красные флаги, каждый из которых мог стать Знаменем Победы. Это были полотнища размером 188 на 82 сантиметра, с изображением в левом верхнем углу серпа и молота и пятиконечной звезды. В 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта запаслись девятью такими штурмовыми флагами – по числу дивизий, которые рвались к логову Гитлера.

Первое красное знамя взмыло над Берлином 21 апреля 1945 года. Его установил ефрейтор, разведчик-наблюдатель 1-й батареи 106-го минометного полка 1-й минометной Брестской бригады 5-й артиллерийской Калинковичской Краснознаменной дивизии Александр Муравьев. Он одним из первых со своими боевыми товарищами ворвался на восточную окраину столицы Третьего рейха и под пулеметным огнем, взобравшись на крышу пятиэтажного здания, закрепил там алое полотнище.

Но символом Победы, согласно замыслу Сталина, должно было стать знамя, поднятое над Рейхстагом. Во-первых, это самое заметное здание в историческом центре Берлина, господствующая высота. Во-вторых, с провокационного поджога Рейхстага 27 февраля 1933 года в Германии началась нацистская диктатура.

Бойцы 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии под командованием генерал-майора Василия Шатилова приступили к штурму Рейхстага утром 30 апреля 1945-го. Эта дивизия была сформирована в сентябре 1943 года. Она особо отличилась в сражениях под Псковом. На подступах к поселку Идрица гитлеровцы оборонялись с ожесточением, бои там продолжались несколько месяцев. Специальным приказом доблестной дивизии, освободившей поселок в июле 1944-го, присвоили почетное наименование «Идрицкая». Бойцы 150-й прошли огонь и воду. Они освобождали Польшу, прошли пол-Германии. Им и доверили честь штурмовать Рейхстаг.

Бой выдался упорным. Гитлеровские фанатики отчаянно защищали свое обреченное дело. В пылу сражения командование 150-й дивизии поторопилось отрапортовать, что в 14 часов 25 минут Рейхстаг был взят и над ним водружено красное знамя. Эту весть растиражировали десятки радиостанций мира. На самом деле в это время до решающего штурма было еще далеко: сломить оборону противника удалось лишь с третьей попытки, к вечеру. Вражеское кольцо прорвали батальоны капитанов Василия Давыдова и Степана Неустроева и старшего лейтенанта Константина Самсонова. Бои в корпусах огромного здания продолжались до ночи.

Участники штурма Рейхстага Михаил Егоров, Константин Самсонов и Мелитон Кантария со Знаменем Победы на военном параде 9 мая 1965 года (Фото: РИА Новости)

Кто первым водрузил красное знамя над Рейхстагом? Вряд ли возможно это было точно установить в суматохе вечернего сражения. Однозначного ответа не дают и исследователи. Может быть, первыми оказались бойцы штурмовой группы капитана Владимира Макова. Около 22 часов 30 минут они закрепили красное полотнище на скульптуре богини Победы, расположенной над парадным входом западного фасада Рейхстага.

Примерно тогда же и там же действовала группа майора Михаила Бондаря: над западным корпусом был поднят еще один флаг. Отличились в том бою и разведчики из взвода лейтенанта Семена Сорокина. Один из них – Григорий Булатов – привязал флаг к шее бронзового коня, украшавшего фронтон здания.

Штурмовой флаг 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, установленный на крыше над восточным фасадом Рейхстага, стал четвертым по счету. Его прикрепили ремнями к конной статуе кайзера Вильгельма I сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и лейтенант Алексей Берест, заместитель комбата по политической части. Знаменную группу прикрывала огнем рота автоматчиков под командованием старшего сержанта Ильи Сьянова. Все они были из батальона капитана Неустроева.

Первые знамена гитлеровцы смогли сбить с крыши здания. А флаг «неустроевцев» устоял в бою, хотя Рейхстаг еще долго горел и содрогался от взрывов: окончательно подавить немецкое сопротивление в его окрестностях удалось только к исходу 1 мая. Этому устоявшему флагу и суждено было стать Знаменем Победы.

2 мая Егоров и Кантария перенесли свой флаг еще выше и закрепили его на разрушенном куполе Рейхстага. Неустроев так вспоминал об этой опасной операции: «Купол представлял собой конусную металлическую обрешетку с выбитыми стеклами. Высота купола от земли до верхней площадки метров 50–60. Егоров впереди со знаменем, Кантария за ним стали подниматься вверх. В обрешетке во многих местах остались стекла. Егоров сильно обрезал ладони и пальцы обеих рук. Когда знаменосцы уже достигли второй половины купола, вдруг оборвался поперечный переплет… Переплет повис на одной заклепке. Вместе с ним повис Егоров… У тех, кто был на Королевской площади, невольно вырвался вздох: ну, сейчас Егоров рухнет вниз… Под ним пропасть… Каким-то чудом Егоров подтянулся на руках, перебрался к вертикальному переплету и снова стал подниматься. Наконец он, за ним Кантария добрались до верхней площадки и вставили древко знамени в металлическую трубу (эта труба была сделана специально для государственного флага фашистского Третьего рейха). Кантария на узкой и зыбкой площадке купола поднялся во весь рост, одной рукой ухватился за древко, другую поднял и громко закричал: "Ура!"».

Тогда же, 2 и 3 мая, фотокорреспонденты и кинодокументалисты запечатлели торжество победителей на развалинах Рейхстага. К тому времени бои на улицах утихли, и сотни красных флагов реяли над берлинскими крышами. 3 мая в «Правде» передовица вышла под триумфальной шапкой «Знамя Победы водружено над Берлином!»: «Оно развевается под майским ветром, возвещая весну народов, освобождение человечества от фашистской тьмы». Весь мир обошел снимок военкора Виктора Тёмина, который сфотографировал покоренный Рейхстаг с борта самолета.

К первой годовщине Победы, накануне праздника, звание Героя Советского Союза за водружение знамени над Рейхстагом получили пять человек: Неустроев, Самсонов, Давыдов, Егоров и Кантария. Через неделю звезды Героя удостоили Сьянова. Заслуживал высшей награды и Берест. О его героической роли в штурме Рейхстага писали все мемуаристы – участники сражения. Есть мнение, что его обделили, потому что маршал Георгий Жуков недолюбливал политработников. Сомнительная версия. Ясно только одно: Береста наградили с опозданием (лишь в августе 1946-го), и наградили скромно – орденом Боевого Красного Знамени. Но главное, что заслуги Береста не забыты и имя его сохранилось в истории.

Победная реликвия

Через несколько дней Знамя Победы сняли с купола Рейхстага. До 19 июня его хранили в политотделе Идрицкой дивизии. Незадолго до Парада Победы на Красной площади святыню торжественно перевезли в Москву. Начальник политотдела дивизии подполковник Михаил Артюхов распорядился сделать на штурмовом флаге надпись белой краской: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. див.», а чуть позже в тот же день надпись дополнили: «79 с. к., 3 у. а., 1 б. ф.». Расшифровывается она так: «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта». Эта надпись стала исторической, ее и сегодня можно увидеть на Знамени Победы и его копиях.

На берлинском аэродроме реликвию торжественно провожали участники штурма Рейхстага. В Москве знамя приняла группа героев Советского Союза. Начальником почетного караула, принявшего святыню на Ходынском поле после приземления самолета, был капитан Валентин Варенников, будущий генерал армии. Предполагалось, что бойцы, прорвавшиеся в Рейхстаг, пронесут это знамя на Параде Победы.

На генеральной репетиции парада знаменосцем был Неустроев, а рядом с ним шагали Егоров, Кантария и Сьянов. Ранения помешали комбату прошагать четко. Сам Неустроев вспоминал: «Руки больше не держат древко – окостенели, ломит поясницу. Ступня левой ноги горит огнем, правая нога не шагает, а волочится по дороге. Решил остановиться. Посмотрел назад – и кровь ударила в голову: от Карельского сводного полка слишком далеко оторвался». Не проявили чудес строевой подготовки и его боевые товарищи. Вердикт командования был неумолим: Знамя Победы приказали сдать на вечное хранение в Музей Вооруженных сил. От идеи пронести его по Красной площади отказались. Только 9 мая 1965 года, на параде, посвященном 20-летию Победы, легендарное знамя проплыло над Красной площадью. Его бережно пронесли герои Советского Союза, участники штурма Рейхстага полковник (в 1945-м – старший лейтенант) Самсонов, Егоров и Кантария. Перед парадом штурмовой флаг отреставрировали: вместо оторванной нижней кромки вшили сетку.

В наше время в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил представлена точная копия Знамени Победы. Именно этот официальный дубликат в последние годы торжественно выносят перед войсками на парадах 9 Мая. Такой порядок установлен федеральным законом «О Знамени Победы», который был принят 7 мая 2007 года. А подлинник хранится в специальной капсуле в подземном помещении музея. Чтобы победная реликвия не пострадала, для нее поддерживается особая среда – определенная температура и влажность. Оригинальное знамя несколько раз выставлялось в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, а в 2003 году, когда отмечалось 300-летие Санкт-Петербурга, в течение 10 дней этому символу Победы над фашистской Германией можно было поклониться в Музее обороны и блокады Ленинграда.

С 1960-х годов в учебниках, газетных статьях и телепередачах все чаще упоминали только двоих знаменосцев Победы – Егорова и Кантарию. Сами герои рассуждали скромно и справедливо: «Знамя над Рейхстагом подняла вся Красная армия». Вспомнить всех поименно невозможно. Но, вглядываясь в фотографии тех, кто штурмовал Рейхстаг, мы осознаем, что их доблесть была продолжением подвига героев Бреста и Волоколамского шоссе, Сталинграда и Прохоровки, Корсуни и Будапешта, прославленных и безвестных. Все они – победители.

Арсений Замостьянов