Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Хроника смутного времени: апрель 1917 года

№28 апрель 2017

25 марта (7 апреля)

Временное правительство приняло постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства»

С первых месяцев войны в России ощущался продовольственный кризис. Уже в августе 1915 года в целях обеспечения военных нужд в империи были введены твердые цены на хлеб для правительственных закупок, а в декабре 1916-го власть была вынуждена прибегнуть к хлебной разверстке – многоуровневому распределению обязательств по поставке хлеба между губерниями, уездами, селениями и отдельными хозяйствами. Пришедшее к власти Временное правительство стремилось кардинально решить эту болезненную проблему и объявило хлебную монополию. Согласно постановлению «О передаче хлеба в распоряжение государства», весь объем «хлеба, продовольственного и кормового, урожая прошлых лет, 1916 года и будущего урожая 1917 года» следовало передать государству. Производитель мог оставить себе лишь установленный минимум для обсеменения полей, жизнеобеспечения своей семьи, а также для хозяйственных надобностей (прокормление скота). Весь хлеб подлежал сдаче по твердым ценам. Обнаруженные в результате проверки скрытые хлебные запасы отчуждались в пользу государства за половину цены. Введение хлебной монополии вызвало многочисленные протесты. Землевладельцы не желали сдавать свою продукцию по низкой цене, без соответствующей компенсации изделиями промышленности. Хозяева (в особенности крупные помещики) оказывали серьезное сопротивление представителям власти.

16 (29) апреля

В Петрограде прошла манифестация фронтовиков-инвалидов

Поводом к манифестации стали антивоенные выступления большевиков. Несколько тысяч инвалидов войны, офицеров и солдат-фронтовиков, направились от Мариинской площади к Таврическому дворцу, где состоялся митинг в поддержку войны до победного конца. Они несли транспаранты с лозунгами: «Пролитая нами кровь требует войны до победы!», «Отечество в опасности!», «Вернуть Ленина Вильгельму!», «Товарищи солдаты, немедленно в окопы!». Демонстрация инвалидов стала крупнейшим патриотическим уличным выступлением за всю весну 1917-го. Инвалиды передали в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов свои требования: «Решительная поддержка Временного правительства и полное ему доверие, порицание политики Ленина, а также удаление из Петрограда на фронт всех свободных военных сил». Фронтовики-инвалиды готовы были взять на себя обязанности по охране Петрограда.

25 апреля (8 мая)

Юридическое совещание предложило признать бело-сине-красный флаг национальным флагом России

Одним из символов Февральской революции стал красный флаг. Но Юридическое совещание при Временном правительстве, состоявшее из специалистов в области государственного права, предложило оставить в качестве национального привычный бело-сине-красный флаг: «Поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России». История российского триколора восходит к концу XVII века. В 1693 году, во время плавания Петра I в Белом море, впервые был поднят так называемый «флаг царя Московского» – полотнище, состоявшее из трех горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Позже одним из символов российского государства стал и аналогичный трехцветный флаг без орла. В 1885 году император Александр III утвердил бело-сине-красный флаг в качестве флага для коммерческих судов. В 1917 году окончательно решить вопрос о национальном флаге должно было Учредительное собрание, но после резолюции Юридического совещания трехцветный флаг оставался фактическим государственным символом России до Октября.

27 апреля (10 мая)

Временным правительством принят закон о печати

Новое постановление Временного правительства провозглашало: «Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается». Речь шла об отмене цензуры «отныне и навсегда». Все политические партии получили право выпускать свою периодику. Единственное мягкое политическое требование к изданиям формулировалось так: «Всякое повременное издание обязано, безденежно, ежедневное в трехдневный срок, а еженедельное или ежемесячное в ближайшем номере, поместить сообщенное ему от Временного правительства официальное опровержение или исправление обнародованного тем изданием фактического известия, без всяких изменений и примечаний в самом тексте опровержения, напечатав его в том же отделе, где было напечатано первоначальное известие, и тем же шрифтом». Таким образом, закон устанавливал свободу печати. Сбылась многолетняя мечта свободомыслящих русских людей. Но реальность оказалась сложнее. Во-первых, еще до постановления были запрещены все монархические периодические издания. Во-вторых, вскоре Временное правительство было вынуждено начать борьбу с радикально-оппозиционной «левой» печатью. И все-таки в России наступила краткая (на несколько месяцев) «эпоха» невиданной свободы печатного слова.

 29 апреля (12 мая)

Военный министр Временного правительства Александр Гучков подал в отставку

В письме министру-председателю Временного правительства Гучков так объяснял свое решение: «Ввиду тех условий, в которые поставлена правительственная власть в стране, в частности власть военного и морского министра в отношении армии и флота, – условий, которых я не в силах изменить и которые грозят роковыми последствиями обороне, свободе и самому бытию России, – я по совести не могу далее нести обязанностей военного и морского министра и разделять ответственность за тот тяжкий грех, который творится в отношении родины». Так завершился взлет одного из ярчайших политиков России начала ХХ века. Военное министерство он возглавлял около двух месяцев. Старался выдвигать на командные посты сравнительно молодых, энергичных генералов. Инициировал отмену национальных, религиозных, сословных и политических ограничений при производстве в офицеры. Выступал против деятельности солдатских комитетов в армии. Пребывание Гучкова на посту военного министра разочаровало многих современников, видевших в нем сильную личность, которая сумеет сохранить боеспособность армии.

Историк