Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Казненные в хмурый день…»

№25 январь 2017

Зоя Космодемьянская и Вера Волошина: фашисты повесили их в один день, в самом конце 1941 года. О подвиге Веры долгое время почти никому не было известно, а о гибели Зои вся страна узнала 75 лет назад – 27 января 1942 года. О судьбе девушек-разведчиц «Историку» рассказал журналист Виктор КОЖЕМЯКО, в течение многих лет по крупицам собиравший имеющуюся на этот счет информацию.

Имя Зои Космодемьянской возникает в памяти сразу, как только речь заходит о Великой Отечественной, о подвиге несломленного народа в первый, самый трагический год войны. В октябре 1941-го комсомолка Зоя Космодемьянская стала бойцом диверсионно-разведывательной части, официально носившей название войсковой части № 9903 штаба Западного фронта.

18 ноября 1941 года в составе диверсионной группы она приступила к выполнению боевого задания в оккупированном гитлеровцами Верейском (ныне Рузском) районе Московской области. Согласно одной из версий, ей удалось уничтожить немецкий узел связи. Вечером 28 ноября в деревне Петрищево разведчица была схвачена немцами. На допросе она назвалась Таней, никаких сведений врагу не сообщила. Ей пришлось выдержать жестокие пытки, а утром 29 ноября ее казнили. Тело Зои Космодемьянской провисело на виселице около месяца и подвергалось надругательствам со стороны проходивших через деревню гитлеровцев. Под новый, 1942 год пьяные захватчики сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами.

О подвиге Зои (тогда ее знали только по оперативному псевдониму – как Таню) миллионам советских людей стало известно из очерка Петра Лидова, опубликованного в газете «Правда» 27 января 1942 года. Уже 16 февраля был подписан и обнародован указ о присвоении Зое Космодемьянской звания Героя Советского Союза (посмертно).

Одновременно с Зоей в соседней деревне была казнена другая девушка-партизанка – Вера Волошина. О ее подвиге советский народ узнал лишь много лет спустя после Победы. В 1966 году Веру Волошину посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени, а 6 мая 1994 года ей было присвоено звание Героя России.

Статья в «Правде»

Война приносила много новостей – трагических, героических. Почему история Зои Космодемьянской прозвучала так громко?

– Тут все совпало: молодость, отвага юной девушки. Это сразу отпечатывалось на сердце. Сужу по себе. Мне тогда еще не исполнилось семи лет, но я с самого начала войны почти каждый день ходил на почту за газетами и письмами. Читал фронтовые статьи и очень жалел, что не дорос пока до армии… Жили мы в Рязанской области, в селе Можары. Помню до мелочей тот снежный день в январе 1942 года. Я раскрыл «Правду» прямо на почте и увидел фотографию девичьей головы в снегу с обрывком веревки на шее и заголовок «Таня». Все во мне перевернулось.

Вы сразу все поняли, даже не прочитав статью?

– Я не отрываясь прочитал ее прямо на почте. На какое-то время потерял сознание, потом очнулся на холодном каменном подоконнике. Расстаться с газетой долго не мог, перечитывал, представлял себя там, в Петрищеве. У меня была специальная «военная папка», туда я поместил и аккуратно сложенный газетный листок. Вскоре там же оказалась и следующая статья Лидова, в которой впервые было названо настоящее имя героини. А позже пионерская дружина моей школы получила имя Зои Космодемьянской. К тому времени страна узнала уже о многих ярких подвигах. Прославился Николай Гастелло, направивший свой горящий самолет на вражеский эшелон. Мы знали про Виктора Талалихина, совершившего ночной воздушный таран…

Зоя стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время войны. Оказалось, у войны есть женское лицо. И для победы над захватчиками нужно, чтобы на защиту Родины поднялись все… Таково значение подвига Зои. И ведь действительно – совсем девочка, вызывавшая, видимо, почти у всех особенно нежные, трогательные чувства.

Из очерка Петра Лидова «Таня» (1942)

– Эй, товарищи! Что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:– Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье – умереть за свой народ…Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу: «Скорее же!»Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:– Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня…Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись и стояли спиной, чтобы не видеть того, что должно было сейчас произойти. Палач подтянул веревку, и петля сдавила Танино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы:– Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!..Палач уперся кованым башмаком в ящик, и ящик заскрипел по скользкому утоптанному снегу. Верхний ящик свалился вниз и гулко стукнул оземь. Толпа отшатнулась. Раздался и замер чей-то вопль, и эхо повторило его на опушке леса…

Кривое зеркало

А через 50 лет после ее гибели появилась другая статья, с которой пошел отсчет «второй казни» Зои Космодемьянской…

– Это был перестроечный 1991 год. В еженедельнике «Аргументы и факты» тогда вышла статья Александра Жовтиса «Уточнения к канонической версии» с подзаголовком «К обстоятельствам гибели Зои Космодемьянской». И началась кампания по развенчиванию «мифа» о Зое. Подвиг и трагедию девушки, с именем которой фронтовики шли в бой, устроители этой кампании объявили мифом.

Чем же не угодила перестроечным публицистам Зоя Космодемьянская? В чем ее обвиняли?

– Во-первых, они утверждали, что в Петрищеве не было немцев. И Зоя вроде как по глупости сжигала дома своих же соотечественников. И свои же ее схватили и казнили. По мнению Жовтиса и ему подобных, Зоя бессмысленно отдала свою жизнь. Во-вторых, появились лживые сведения о душевной болезни Зои. Документы опровергают этот навет. Однако до сих пор находятся недобросовестные люди, готовые тиражировать эти не просто лживые, а, я бы даже сказал, подлые легенды…

В такой трактовке событий есть хотя бы отзвук правды?

– Как в кривом зеркале. Вот, например, по поводу слухов о «психической болезни». Зою хотят представить эдакой безумной фанатичкой. А она хорошо училась, увлекалась историей и литературой, много и вдумчиво читала. Сохранились библиотечные формуляры, выписки из прочитанных ею книг – от Маяковского до Гете. И комсомол для нее был не пустым звуком. Если попытаться как-то определить движущую силу этого характера, то я бы прежде всего назвал стремление к идеалу. Зоя была максималисткой.

Зою Космодемьянскую ведут на казнь

И это ведь не только в легендах, но и в живых откликах тех, кто знал Зою?

– Как только появилась статья Жовтиса, я стал искать свидетелей. Встретился тогда с боевыми подругами и друзьями Зои – их, живших в Москве, собралось 12 человек. Побывал в архиве, где хранятся десятки папок с материалами, относящимися к той давней истории. Наконец, промозглым и сумрачным ноябрьским утром 1991-го отправился в Петрищево, где поговорил со всеми жителями, помнившими 1941 год. Доводы Жовтиса разбивались один за другим. Процитирую свидетельство Марии Шилкиной, которой в 1941-м было 10 лет: «Это как же немцев у нас не было? Битком набита ими была вся деревня. Почти в каждой избе, разве что кроме самых плохих, по нескольку человек. Мой старший брат сперва в лесу прятался. Нас же с сестренкой мама на санках в Златоустово перевезла. А когда мы вернулись, в домах немцы уже нары двухъярусные понаделали, чтобы спать на них, нам же места почти не оставалось». Разумеется, гитлеровцы заняли Петрищево, и Зоя действовала в тылу врага. Она не занималась самодеятельностью, она выполняла приказ Ставки Верховного главнокомандования. Да, был такой приказ № 0428 от 17 ноября 1941 года: «Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог».

«Разрушать и сжигать дотла»

Суровый приказ!

– Нужно учитывать жестокие обстоятельства 1941-го. Враг наступал. Зима в тот год была ранняя. Стояли холода. Когда гитлеровцы в Подмосковье занимали наши деревни, поселки и города, то хозяев домов они, как правило, выбрасывали на улицу, а сами уютно располагались в тепле. Поэтому и принято было решение сжигать дома, в которых устраивались немецкие оккупанты, чтобы заставить их мерзнуть под открытым небом. Да, Зою выдал немцам наш соотечественник – предатель Семен Свиридов. Такова историческая правда. Но на основе этого факта ниспровергатели «мифов» сделали несусветный вывод, что наши люди были настроены против партизан!

А разве мы когда-нибудь скрывали, что трусы и холуи в войну переходили на сторону немцев, пытались выслужиться перед ними? Между прочим, их и сами оккупанты обычно презирали. Однако ниспровергатели перевернули ситуацию с ног на голову: наличие отдельных предателей для них – фактор в пользу их «теории» о массовом сочувствии врагу. Они пытаются доказать, что такие, как Зоя, чуть ли не воевали с собственным народом. От подобных заявлений один шаг до плакатов про «Гитлера-освободителя».

При этом ниспровергатели закрывают глаза на то, что для миллионов советских людей история Зои стала личной трагедией. Несколько небольших статей всколыхнули всю страну. Никто нас не заставлял брать пример с Зои и других героев. Не предательство, не малодушие определяет дух народа. Что ж теперь, расстрелянного предателя Свиридова считать жертвой сталинизма? Но такова была тенденция начала 1990-х: над героизмом тогда издевались, а предательство чуть ли не превозносили.

Перед казнью Зоя сказала: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас двести миллионов. За меня вам наши товарищи отомстят». И права была именно она, а не ниспровергатели. Доказательство тому – 9 мая 1945 года. Жовтис рассуждал высокомерно: «Заблуждался ли Лидов, обманутый смертельно запуганными жителями деревни, или сам создал выгодную сталинской пропаганде версию событий, но именно эта версия стала признанной и вошла в историю». В статье, написанной по горячим следам трагедии в военное время, находят мелкие противоречия – и перечеркивают основной смысл. А ведь Лидов совершил настоящий журналистский подвиг! «За Зою!» – с этими словами шли в бой. Лживой пропаганды в материалах военного корреспондента нет. А вот ниспровергатели без обмана не обходились – взять хотя бы утверждение, что немцев в Петрищеве вообще не было.

БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ СЖИГАТЬ ДОМА, В КОТОРЫХ УСТРАИВАЛИСЬ НЕМЕЦКИЕ ОККУПАНТЫ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ИХ МЕРЗНУТЬ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Вера Волошина. 1940 год

Вы считаете, это была организованная кампания по дискредитации подвига?

– Они готовили идеологический сдвиг, навязывали нам своеобразную систему ценностей, сознательно разоружали страну. В популярных перестроечных газетах нередко можно было встретить рассуждения о том, что «лучше бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР, а еще лучше бы – в 1941-м!». В книге «Советский Союз в зеркале политического анекдота» (она вышла в Лондоне в 1985-м и переиздавалась в нашей стране в 1990-е) есть такой «перл»: «На веревке болтается, на "З" называется. Кто это?» И ответ. Не постыдились, напечатали: «Зоя Космодемьянская». В народе такие анекдоты никогда не ходили! Тут чувствуется почерк псевдоинтеллектуалов. Договорились до того, что якобы в Петрищеве погибла вообще не Зоя Космодемьянская…

Подвиг «Девушки с веслом»

Отряд партизан в Подмосковье. Фотография из газеты «Комсомольская правда» от 3 декабря 1941 года

В 1994 году Вера Волошина была посмертно награждена «Золотой Звездой» Героя. Как получилось, что на протяжении десятилетий о ее подвиге мало кто знал?

– Это не совсем так. В 1942 году мать Веры, Клавдия Лукьяновна Волошина, получила письмо от командира, в котором были такие слова: «Ваша дочь, Волошина Вера Даниловна, пропала без вести при выполнении боевого задания в тылу врага». Матери с такими доводами не примиряются и живут надеждой на чудо.

В военных условиях прояснить судьбу Веры оказалось нелегко, и что-то узнать удалось далеко не сразу. Но неравнодушные люди нашлись. В 1956 году ярославский писатель и историк Евгений Савинов опубликовал в «Литературной газете» очерк «В их отряде сражалась Зоя». Тогда впервые имя Веры Волошиной прозвучало на всю страну. Затем вышла книга Савинова «Зоины товарищи», в которой тоже говорилось о Вере. А потом сведения о ней, о ее гибели много лет кропотливо собирал журналист Георгий Фролов. Ему мы и обязаны тем, что подвиг Веры Волошиной не остался неизвестным.

Это он отыскал сведения, что именно Вера стала моделью для известной скульптуры «Девушка с веслом» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. Копии этой статуи появились потом по всей стране – от Бреста до Владивостока. Но главное – Фролов восстановил боевой путь Веры, собрал рассказы свидетелей.

Вера Волошина проходила боевую учебу вместе с Зоей Космодемьянской, в один день у деревни Обухово они перешли линию фронта. Неподалеку от деревни Якшино группа, в которой сражалась Вера, попала в засаду. Раненую партизанку схватили гитлеровцы. После жестоких допросов и пыток ее казнили. В тот же день, 29 ноября 1941-го, что и Зою, в 10 км от Петрищева… Может быть, даже в один час. Вера ушла из жизни со словами «Интернационала», тогдашнего гимна нашей страны. Поэт-фронтовик Владимир Федоров написал «Балладу о Зое и Вере», в которой есть такие строки:

Где сыщешь ты человека,

Чтоб шапку пред Зоей не снял?

Про Веру же четверть века

Никто ничего не знал.

............................

Две ласточки невеселые,

Казненные в хмурый день.

Могилы в соседних селах –

А сколько таких деревень!

 

Сегодня, когда страна вроде бы переболела дегероизацией, можно ли считать, что борьба за наши фронтовые святыни окончена?

– Сейчас наш главный враг – беспамятство. Когда моя дочь училась в школе, о Зое Космодемьянской знали все. Невозможно было представить, что ее забудут. Но несколько лет назад я побывал в той же самой школе, мы провели опрос – и ужаснулись. Мало кто мог сказать, кто такая Зоя. Два-три человека из двадцати, остальные растерянно смотрели на нас. В этом, конечно, не школьники виноваты…

И все-таки подлинный героизм не вычеркнуть из истории. За последние годы мне довелось познакомиться с несколькими молодыми историками и журналистами, для которых подвиг защитников Москвы – не миф и не выдумка пропаганды. Они чтут память о Зое, о Вере Волошиной, о Лиле Азолиной, о других советских девушках, отдавших жизнь за свободу нашей Родины. Собирают материалы, публикуют их, в том числе в интернете. Я не пессимист. Правда пробьет дорогу.

Беседовал Арсений Замостьянов

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

ФРОЛОВ Г.Н., ФРОЛОВА И.Г. Москвички-партизанки – герои Отечества. М., 2004

КОЖЕМЯКО В.С. Зоя Космодемьянская. Правда против лжи. М., 2015

 

Арсений Замостьянов