Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Славянское море

№6 июнь 2015

На сайте журнала «Историк» (www.историк.рф) большой популярностью пользуется рубрика «Картина недели», рассказывающая о ныне малоизвестных живописных полотнах на исторические темы, написанных художниками в XIX–XX веках. По многочисленным просьбам наших читателей мы решили открыть аналогичную рубрику и в самом журнале

Навеки с Москвой, навеки с русским народом. Худ. М.И. Хмелько. 1951

Сегодня эта славная страница истории у нас, как правило, замалчивается, а на Украине – разительно искажается. Между тем в 1954 году 300-летие воссоединения Украины с Россией (а именно этот термин активно употреблялся с 1904 года) отмечали широко. В том числе – книгами, песнями, монументами, фильмами и картинами. Художник Михаил Хмелько ярче других осмыслил историю времен гетмана Богдана и царя Алексея.

Эта классическая советская картина показывает, каким должно быть понимание общей исторической судьбы родственных народов. Ее полное авторское название – «Навеки с Москвой, навеки с русским народом».

Художник переносит нас в 1650-е годы. Земский собор постановил: «Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку». И в январе 1654-го Переяславская рада приняла решение об объединении с Россией с присягой на верность царю Московскому.

Герои Хмелько осознают важность исторического свершения: как будто гора с плеч упала. Отныне – вместе! Великороссы и малороссы – в едином славянском море. Бороды, чубы, сабли, бандуры… Многие яростно ликуют, но кто-то крепко призадумался. Это не серая масса, а собор сильных, своенравных, свободных людей. Их воля – воссоединение.

Михаил Хмелько колоритно показывает творческую роль всенародного решения в истории. Многонаселенная картина захватывает размахом. Кроме того, чувствуется позиция автора, его уверенность в том, что нашим народам не найти счастья порознь. И ХХI век доказывает правоту художника: в распрях нет благодати…

Запорожские рыцари торжествуют: вместе с Москвой они созидают великую православную державу. Они научились побеждать поляков, завоевали автономию от Варшавы. Запорожское войско стало независимым, вовсю торговало с Москвой. Но постоянная угроза польской экспансии не позволяла Богдану Хмельницкому праздновать победу в одиночку, без России.

После Переяславской рады великороссы и малороссы воевали в одном строю, освобождая от польской власти старинные русские города – города общего прошлого двух народов. В этом – еще один подтекст картины Хмелько: перед нами – победители. Художник, освобождавший родную Украину в 1944-м, не понаслышке знал, что такое дух победы. В будущем союз двух народов подчас омрачали смуты и раздоры, но гораздо больше было братства, в том числе и боевого.

Михаил Иванович Хмелько (1919–1996) – народный художник Украины, воспевавший дружбу братских славянских народов в искренних патетических картинах: «Триумф победившей Родины», «Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин в Москве», «Н.С. Хрущев и Н.Ф. Ватутин во время битвы за Киев». Его ценили и Сталин, и Хрущев, и Довженко, Ковпак, Кожедуб… Признанный мастер монументальных полотен, Хмелько виртуозно создавал многолюдные композиции. Сегодня ни один учебник истории не обойдется без таких его картин, как «За великий русский народ!».

Фронтовик, минер-картограф и армейский художник Великой Отечественной, Михаил Хмелько не принял киевской идеологии начала 1990-х, когда с помощью демагогии и лжи историю Российской империи и Советского Союза стали трактовать как трагедию украинского народа. Горько было старому художнику в стране, в которой героем стал Роман Шухевич… Хмелько лучше других понимал, что русофобия гибельна для Украины. Его кисть показала содружество народов таким, каким оно должно быть.

Историк