Новости о прошлом
№16 апрель 2016
Крымский Памятник Екатерине
Памятник Екатерине II в Симферополе, разрушенный большевиками в 1921 году
В Симферополе восстановят утраченный в ХХ веке монумент великой императрице
В 1890 году в городском саду Симферополя был открыт памятник Екатерине II. Монумент представлял собой бронзовую фигуру императрицы, в правой руке держащей скипетр и карту Крыма, а левой указывающей в сторону города. Вокруг высокого гранитного пьедестала располагались скульптуры главных сподвижников Екатерины – статуи князей Григория Потемкина и Василия Долгорукова, а также бюсты генералиссимуса Александра Суворова и посланника России в Османской империи Якова Булгакова. Именно их трудами было обеспечено присоединение Крыма к России. В 1921 году монумент был разрушен, и на его месте появился Памятник свободы: на прежнем постаменте установили статую пролетария из гипса, цемента и арматуры. Правда, жизнь этого памятника также оказалась недолгой: его демонтировали в 1940-м. Когда в 1990-х годах возникла инициатива воссоздания екатерининского монумента, она вызвала противодействие украинских властей. И лишь в 2014 году план восстановления обрел реальные черты, о чем сообщила городская администрация. Вскоре в краеведческом музее Армавира был обнаружен фрагмент барельефа, украшавшего пьедестал памятника, а в архивах Санкт-Петербурга нашлись и чертежи утраченного монумента. Все это позволит максимально приблизить облик нового памятника к тому, что был в дореволюционное время. На собранные общественностью средства предполагается также благоустроить близлежащую территорию, поставить кованые фонари и создать аллею Российских полководцев.
Кроме того, 16 марта этого года, в годовщину проведения референдума о статусе Крыма, по итогам которого регион вернулся в состав России, в Симферополе состоялось торжественное открытие памятника князю Григорию Потемкину-Таврическому. Бронзовый бюст генерал-фельдмаршала, прославленного создателя Черноморского флота был установлен на гранитном постаменте возле здания городской администрации. На памятнике высечены слова самого Потемкина, столь актуальные и в наши дни: «Долг воинского человека побуждает печись о сохранении людей».
МОЩИ СВЯТОГО АНТОНИЯ
В Великом Новгороде обнаружены мощи основателя одного из древнейших монастырей Северной Руси
Согласно житию, святой Антоний был уроженцем Рима, чудесным образом приплывшим на камне в Великий Новгород в 1106 году. При содействии новгородского епископа Никиты он основал Богородице-Рождественский монастырь, где в 1117–1119 годах был построен каменный собор, сохранившийся вместе с уникальными фресками до наших дней. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил Антония игуменом основанного им монастыря, который сегодня именуется Антониевым. В 1597 году Антоний, мощи которого были обретены нетленными, был причислен к лику святых. До революции мощи хранились в драгоценной раке в Богородице-Рождественском соборе Антониева монастыря. В 1927 году раку вскрыли, а сами мощи отправили в Софийский собор в Новгородском кремле, где в то время располагался антирелигиозный музей. С тех пор они считались утраченными. По сообщению «Интерфакса» со ссылкой на Новгородский государственный музей-заповедник, в результате работ, длившихся 20 лет, московскому ученому, кандидату биологических наук Денису Пежемскому удалось вычленить мощи Антония Римлянина из всего комплекса имевшихся останков. Дальнейшую судьбу мощей определит Новгородская митрополия, которой они будут переданы.
ВОЗВРАЩЕННЫЙ ШЕДЕВР ВУЧЕТИЧА
В Главном павильоне ВДНХ вновь открыт для зрителей многофигурный горельеф
«Знаменосцу мира, советскому народу – слава!»
Здание павильона № 1, именуемого Центральным (а также Главным), было возведено в 1950–1954 годах, в эпоху наивысшего расцвета ВДНХ, когда на территории выставки появились строения, созданные в стилистике сталинской архитектуры. Комплекс уже существующих выставочных построек украсило трехъярусное ступенчатое сооружение с колоннадой и вытянутым позолоченным шпилем, внешне напоминающее Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Внутри павильон был отделан с особой торжественностью: первый зал посвящался Октябрьской революции, второй – сталинской конституции, далее следовал Зал мира, организованный по мотивам интерьеров императорских дворцов, а замыкал их ряд Зал науки.
Именно для Зала мира скульптор Евгений Вучетич, к тому времени уже прославившийся как автор памятника генералу Михаилу Ефремову в Вязьме и монумента «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине (в дальнейшем его ждут такие работы, как монументы «Родина-мать» в Киеве и Волгограде), создал горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». Выполненная из гипса многофигурная композиция изображает массовое триумфальное шествие со знаменами. Люди разных возрастов, профессий и национальностей идут по широкому проспекту, по сторонам которого угадываются очертания знаменитых сталинских высоток, Днепрогэса и других знаковых сооружений эпохи. Масштабность горельефа впечатляет – более 90 квадратных метров! Специалисты подсчитали, что на нем изображено свыше 1500 человек.
После ХХ съезда шедевр Вучетича подвергся «корректировке»: с одного из знамен был удален профиль Сталина. В 1990-е годы в связи с организацией торговли в павильоне горельеф вообще оказался зашит листами фанеры, что не могло не привести к повреждению некоторых фигур. Считавшуюся утраченной композицию Вучетича обнаружили во время проведения ремонтных работ после удаления фанерной фальшстены. Основная часть горельефа осталась неповрежденной, и после реставрации, завершившейся в марте этого года, его вновь могут увидеть посетители ВДНХ.
Подготовил Никита Брусиловский
Никита Брусиловский