Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Крым на все времена

№16 апрель 2016

Как изображался Крымский полуостров на картах разных эпох?

Карта Восточной Европы Клавдия Птолемея. Переиздание 1513 года

Географические карты составляются главным образом для того, чтобы лучше представлять себе земную поверхность или какую-либо ее часть. Но для того, чтобы в древности сделать карту, автору изначально требовалась некая «картина мира», географическое видение известной ойкумены, ведь речь идет о времени, когда не существовало ни спутников, ни GPS, ни представлений о шарообразности планеты. Впрочем, люди всегда были крайне изобретательны – и составляли карты и пользовались ими уже в давние времена.

Первые крымские карты

Античные карты эпохи поздней Римской империи переиздавались и использовались на протяжении сотен лет: средневековая Европа не могла предоставить ничего лучшего. Однако оригиналы тех древних карт до наших дней не дожили, и мы располагаем лишь целым рядом позднейших переизданий, первоисточник которых теперь невозможно обнаружить.

Авторство самой знаменитой античной карты принадлежит древнегреческому астроному, математику и физику Клавдию Птолемею, жившему в Александрии во II веке. Эта карта известного ему мира, по большей части составленная на основе словесного описания путешественников и торговцев, переиздавалась несчетное число раз. На одном из листов карты Клавдия Птолемея издания 1513 года изображена часть Северной, Центральной и Восточной Европы с Крымом и северной частью Черного моря. Карта даже снабжена градусной сеткой, однако была ли она в изначальном варианте, остается только гадать.

Между тем самые древние оригинальные карты, дошедшие до нас, так называемые mappae mundi, – это картографические произведения, призванные отразить скорее религиозные представления Средневековья, нежели реальную картину мира. Они весьма схематичны. Интересно, что на них уже без труда можно найти узнаваемое изображение Крыма и Черного моря (например, на карте мира Пьетро Весконте, изданной около 1320 года), хотя и сложно представить, чтобы путешественники или торговцы того времени реально пользовались подобными картами.

Карта мира Пьетро Весконте. Около 1320 года

Более прикладные картографические произведения появились с закатом Средневековья и началом эпохи Возрождения. Это вошедшие в обиход моряков портоланы – пожалуй, одни из наиболее специфических карт. Они получили распространение еще в XIV веке, а наибольшего расцвета их производство достигло в XV–XVI веках. Являясь самыми точными картами своего времени, портоланы оставались востребованными вплоть до XVIII столетия.

Портолан – это, по сути, карта морского побережья с обозначением бухт и мысов с довольно точным расстоянием между ними. На классических портоланах материковые части суши чаще всего не изображались вовсе или изображались очень схематично, чтобы белые пятна не так бросались в глаза.

Портоланы составлялись в эпоху зарождения современных представлений о форме Земли, поэтому на них нет привычной нам градусной сетки. Вместо этого плоскость карты вся покрыта линиями румбов – «указателями» определенных направлений, которые помогали морякам в прокладывании курса. Техническое совершенство портоланов по отношению к картам предшествующих эпох обуславливалось, во-первых, использованием их составителями магнитного компаса, что обеспечивало построение правильно ориентированных карт, а во-вторых, довольно точным измерением расстояний на море.

На портолане Черного моря, изданном в Венеции около 1540 года, можно увидеть Крымский полуостров, имеющий вполне реалистичные очертания. Однако для нужд торговли и политики требовалось иметь более или менее четкое представление и об участках земной поверхности на материке, удаленных от моря, чего портоланы дать не могли.

Портолан Черного моря. Венеция, около 1540 года

Карта Черного моря Авраама Ортелия. 1590 год

Карта Таврики Херсонесской, или Хазарии, Герарда Меркатора. 1641 год

На задворках ойкумены

Примерно в конце XVI века наступила новая эпоха в развитии картографии: ключевая роль отводилась уже представлению о шарообразности земной поверхности. И тут же картографы столкнулись с проблемой: представить искривленную земную поверхность на плоскости без искажений невозможно. Поэтому многие карты того времени, такие как карта Черного моря Авраама Ортелия 1590 года и карта Таврики Херсонесской, или Хазарии, Герарда Меркатора 1641 года, выглядят будто менее точными по сравнению с портоланами.

Но здесь нужно понимать, что на самом деле это был технический прорыв в составлении географических карт. И потом столетиями картографы лишь совершенствовали этот подход. Так, в 1615 году был изобретен метод геодезической триангуляции, который при использовании правил соотношения углов и сторон в треугольнике позволяет точно вычислять неизвестные расстояния на местности. С тех пор данный метод не претерпел заметных изменений, его активно применяют в картографии и в настоящее время.

Карта Средиземного моря и его составных частей. 1660 год

Однако если мы посмотрим на изображение Крыма на изданных в Европе картах XVII и XVIII веков (допустим, на карте Средиземного моря и его составных частей 1660 года или карте «Театр военных действий в Малой Татарии, Крыму и на Черном море» 1740 года), то может сложиться впечатление, что либо представление людей об окружающем мире несколько изменилось, либо картографическая наука сильно деградировала.

Между тем причина возникновения искаженного изображения на таких картах может быть совсем иной: точная геодезическая съемка на местности – это довольно трудоемкое мероприятие, которое проводилось далеко не для всех районов. А Крымский полуостров в то время, утратив статус ключевого политического и торгового региона, оказался на задворках ойкумены. Поэтому картографы просто брали старые данные, например изображение на портоланах, и с помощью математических расчетов проекции Меркатора строили карты. Чтобы правильно вписать Крымский полуостров в рамки проекции, им приходилось прибегать к применению довольно серьезных искажений. Что и отражают печатавшиеся в Европе карты той эпохи.

«Времен Очаковских и покоренья Крыма»

Это было время русско-турецких войн, и Российская империя крайне нуждалась в хороших картах Крыма как ключевого региона в Северном Причерноморье. Одна из первых российских карт тех лет с изображением полуострова – карта Малой Татарии с пограничными Киевской и Белгородской губерниями 1745 года – просто копирует картографические произведения Европы. Другая – карта полуострова Крым с пограничными землями 1774 года – хоть и кажется в некоторой степени прогрессивной, но по большому счету отражает ту же технику. Такие карты уже не могли удовлетворять нуждам государства.

Карта «Театр военных действий в Малой Татарии, Крыму и на Черном море». Около 1740 года

В 1790 году была издана гораздо более точная и актуальная генеральная карта Крыма адъюнкта Федора Черного. Она не только вернее передает очертания полуострова, но и имеет математически выстроенную градусную сетку в равнопромежуточной проекции, учитывающей искривление земной поверхности. Несмотря на весьма заметную неточность в отражении реальности, эта карта исполняет свою роль: она прежде всего представляет новый статус Крыма, ставшего ключевым регионом Российской империи в Причерноморье.

Следующий этап в исторической картографии, который можно проследить на примере карт Крыма, датируется XIX веком. В 1817 году появилась военная топографическая карта Крыма, для составления которой применялись новейшие геодезические инструменты. Ее масштаб составил 4 версты в дюйме, при построении карты использовались математические методы. Еще одна ее особенность – применение техники отмывки, очень популярного на тот момент способа изображения рельефа местности.

Карта Малой Татарии с пограничными Киевской и Белгородской губерниями. 1745 год

Карта полуострова Крым с пограничными землями. 1774 год

На конец XIX века приходится новый этап в картографировании Крымского полуострова. В 1894 году была издана военно-топографическая карта Крыма масштаба 1 верста в дюйме. Эта карта содержит в себе практически все элементы, присущие топографическим картам современности. Это и разделение изображения земной поверхности на узкие зоны для минимализации искажений на карте, и использование специальной координатной системы, которая в основе своей до сих пор применяется в отечественной картографии, и изображение рельефа методом горизонталей.

Эта карта оказалась настолько точной математически и фактически, что ею пользовались вплоть до 30-х годов XX века, она много раз переиздавалась. Ее координатная система лежит и в основе карты «Сборный лист сухопутных карт Крыма», изданной в Ленинграде в 1932 году. Только в 1950-х карта образца 1894 года уже окончательно устарела и потребовалось создание новой топографической карты. И несмотря на то, что сейчас повсеместно используются геопозиционирование и спутниковая навигация и свое местоположение можно определить, нажав на кнопку приемника, в основе этих достижений лежат геодезическая триангуляция и математические формулы картографических проекций, разработанные еще 400 лет назад.

Генеральная карта Крыма, сочиненная по новейшим наблюдениям адъюнктом Федором Черным. 1790 год

Военная топографическая карта полуострова Крым. 1817 год

Карта Крыма 1932 года, координатная основа которой была разработана в 1894 году

Егор Мальгин

Егор Мальгин