Флот в войне
№119 ноябрь 2024
Об участии ВМФ СССР в Великой Отечественной «Историку» рассказал старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук, полковник запаса Мирослав Морозов.
Беседовал Олег Назаров
Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Август 1941 года. Худ. А.А. Блинков. 1946 год
Первая мировая, последовавшая за ней революция, Гражданская война и интервенция были для нашего народа временем тяжелейших испытаний и огромных утрат. В результате страна перестала быть великой морской державой. Приступить к массовому строительству кораблей, включая крупные, удалось лишь в середине 1930-х годов.
Мирослав Морозов
Накануне новых испытаний
– Перед Второй мировой войной кто был морской державой номер один, кто шел вслед?
– Вскоре после завершения Первой мировой состоялась Вашингтонская военно-морская конференция, на которой 6 февраля 1922 года был подписан договор, определивший лимиты на строительство кораблей главными морскими державами. Таковых оказалось пять, поэтому его называют Договором пяти держав. В основу положили тоннаж водоизмещения судов. Первое место поделили между собой флоты Великобритании и США, третьим шел ВМФ Японии, а четвертую позицию одновременно занимали флоты Италии и Франции. Между ними была установлена следующая пропорция – 5 : 5 : 3 : 1,75 : 1,75. Накануне Второй мировой войны Великобритания и США имели по 15 линкоров и линейных крейсеров, по 7 авианосцев, примерно по 60 крейсеров. От их флотов сильно отставали ВМФ Германии и тем более СССР.
– Какую роль в своих предвоенных планах советское командование отводило флоту? Какие военные задачи должны были решать моряки?
– Самостоятельным видом Вооруженных сил СССР флот стал после того, как был выделен из состава Рабоче-крестьянской Красной армии. 30 декабря 1937 года Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление «Об образовании Народного комиссариата Военно-морского флота СССР», а потом был воссоздан Главный морской штаб. В апреле 1938-го вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР, где говорилось, что в мирное время ВМФ самостоятелен, однако в ситуации военной опасности флоты переходят в подчинение командующим приморскими округами и боевое применение флота становится их прерогативой. За Наркоматом Военно-морского флота в таком случае оставались только вопросы подготовки и расстановки кадров, снабжения и строительства кораблей.
Предвоенные планы советского командования нашли отражение в «Соображениях об основах стратегического развертывания Вооруженных сил СССР на западе и на востоке на 1940 и 1941 годы», которые были представлены Генеральным штабом в сентябре 1940 года. Руководствуясь ими, Наркомат обороны СССР поставил перед ВМФ при вероятном вооруженном столкновении пять задач: совместно с военно-воздушными силами Красной армии уничтожить военно-морские флоты противника; содействовать артиллерийской поддержкой наступлению Красной армии вдоль берегов; участвовать в блокаде портов, в которые будут доставляться вооружение и военная техника неприятеля; защищать побережье от вражеских десантов; высаживать десанты.
– Насколько масштабным было предвоенное строительство советского флота? Уступал ли он ВМФ Германии и Японии в вооружении, маневренности и боеспособности?
– Вопрос многогранный. Строительство советского флота началось в то время, когда Германия не рассматривалась в качестве потенциального противника. Наш флот должен был противодействовать интервенции флотов стран-лимитрофов, которых могли поддержать эскадры государств Антанты. Первое поколение советских надводных кораблей стало вступать в строй только в 1938–1939 годах. Первый крейсер «Киров» был принят в состав флота в конце сентября 1938-го, за ним последовали еще три таких же крейсера. Это были современные корабли, но столь позднее вступление в строй не позволило личному составу до начала Великой Отечественной войны освоить их в полном объеме. Поскольку для строительства крейсеров потребовалась кооперация усилий примерно 500 предприятий, было много «детских болезней». Для исправления дефектов корабли не раз возвращались на судостроительные заводы, а это опять-таки сокращало время на боевую подготовку.
Боеспособность флота в большей степени определяется не техникой, а подготовкой личного состава. В этом СССР отставал от своих будущих противников. Германский флот уже с сентября 1939 года начал приобретать боевой опыт. Получив его, к июню 1941-го немецкие моряки отработали целый ряд тактических решений, которые потом с успехом использовали против нас. В плане боеготовности они значительно превосходили советских моряков.
Первое поколение советских надводных кораблей стало вступать в строй только в 1938–1939 годах. Это не позволило личному составу до начала Великой Отечественной войны освоить их в полном объеме
Крейсер «Киров». Конец 1930-х – начало 1940-х годов
Оборона Севастополя. Худ. А.А. Дейнека. 1942 год
Боеспособность ВМФ
– Какой из наших флотов был лучше подготовлен к началу войны и почему?
– Резко выделять один из них со знаком минус или плюс не стоит: проблемы ВМФ были общими. Тем не менее из трех западных флотов наиболее подготовленным оказался Черноморский, хотя летом 1940-го и он прерывал боевую подготовку. В качестве противовеса ему в этом отношении можно назвать Северный флот. Туда зачастую направляли людей, которые, мягко говоря, недостаточно хорошо проявили себя на других флотах. Кроме того, у Северного флота отсутствовала судостроительная база. К строительству завода № 402 в Молотовске (теперь это город Северодвинск) приступили только в декабре 1938 года, по состоянию на начало войны он еще не функционировал. Для ремонта военным морякам надо было проситься на предприятия Наркомата рыбной промышленности и Главного управления Северного морского пути, которое имело судоремонтный завод в Мурманске. В Архангельске был завод «Красная кузница», относившийся к Наркомату морского флота. Однако гражданские ведомства с большой неохотой ремонтировали боевые корабли.
Серьезные проблемы возникали на севере и с подготовкой личного состава подводных лодок. Приходилось ждать лета, когда Белое море вскроется ото льда. В 1941-м боевая подготовка должна была начаться лишь в конце июня. В результате по состоянию на 22 июня около трети командиров подводных лодок Северного флота были впервые назначены на эту должность и не имели допусков к самостоятельному управлению кораблем. Впрочем, проблема с подготовкой командных кадров была весьма острой для всех флотов. Сказались здесь и репрессии. Некоторые репрессированные командиры имели большой опыт службы на флоте.
– Какие еще проблемы выявила война?
– Их было много. На протяжении почти всего межвоенного периода флот строился весьма скромными темпами. Деньги на это стали выделять в достаточном объеме не ранее 1933 года, но и тогда СССР сильно отставал от западных стран по части различных приборов и механизмов. Закупить их за границей или начать производство на отечественных предприятиях было непросто. Более или менее стабильных результатов отечественная судостроительная промышленность достигла лишь к концу 1930-х. Повторюсь, времени научить моряков воевать на новой технике, да еще и учитывая опыт, который смогли получить гитлеровцы в первые годы Второй мировой, история нам не предоставила. К началу войны наша страна располагала довольно современным и многочисленным, но недостаточно боеспособным флотом.
Летом 1941 года выяснилось еще и то, что довоенная концепция боевого применения флота была ошибочной. Советским морякам пришлось иметь дело не с вражескими эскадрами, а с немецкими минами, минными заградителями, торпедными катерами и массированными налетами авиации. В 1941–1942 годах крупные корабли были не у немцев, а у нас, и они стали мишенями для атак противника.
В начале войны
– Какие потери понес советский флот в первые дни Великой Отечественной?
– Такой катастрофы, как в авиации, когда 22 июня более тысячи боевых самолетов были уничтожены на аэродромах в результате внезапных воздушных атак врага, на флоте не было. Сами планы немцев не предусматривали массированных авиаударов по базам советского ВМФ. Ранним утром 22 июня на выходе из бухты Севастополя германская авиация сбросила донные неконтактные мины. Гитлеровцы произвели их расстановку демонстративно, используя парашюты. Они хотели запереть флот в бухте, но сделать это не удалось.
В ночь на 22 июня немецкая авиация заминировала и рейд Кронштадта, сбросив беспарашютные мины. Это произошло через полтора часа после того, как ВМФ был приведен в боевую готовность № 1, которая, однако, не предусматривала открытие огня. Поэтому первые три волны вражеских самолетов в районе Кронштадта не были обстреляны. Никто из командиров не взял на себя ответственность отдать такой приказ. Только по последней, четвертой волне был открыт огонь из пулемета с одного из сторожевых катеров. В результате немцы сбросили мины там, где хотели. Потери советского флота на Балтике в начальный период войны были связаны прежде всего с тем, что в ночь на 22 июня противник провел операцию по расстановке почти 2000 мин. Когда на следующую ночь наши корабли вышли ставить мины, немецкие уже стояли. Подорвавшись на них, погиб эскадренный миноносец «Гневный», а крейсер «Максим Горький», у которого оторвало носовую часть, до начала августа восстанавливался в Кронштадте. Потом подрывались и другие корабли.
– Справедливо ли мнение, что в начале войны советский флот был заперт в портах и не сыграл существенной роли в боевых действиях?
– В ночь на 25 июня командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц в шифровке наркому ВМФ СССР адмиралу Николаю Кузнецову сообщил о том, что флот фактически заблокирован минами противника. На Балтике гитлеровцы задействовали в основном легкие силы – подводные лодки и морскую авиацию. Там цель германского командования – сковать активность советского флота – была во многом достигнута. Эта ситуация сохранялась до печально знаменитого Таллинского прорыва в конце августа 1941 года, когда основные силы Балтийского флота с тяжелыми потерями совершили переход из Таллина в Кронштадт. После этого крупные корабли были сосредоточены для решения задач по огневой поддержке войск под Ленинградом.
На Черном море и на севере ситуация была иной. Черноморский флот активно действовал на море и на Дунае, участвовал в обороне Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя и Кинбурнской косы. Северный флот в 1941 году больших потерь не понес, действовал эффективно, сыграв заметную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск. Там советские моряки воевали и на суше, участвуя в высадке десантов.
– Моряки нередко воевали на суше. Были ли они к этому готовы?
– Накануне войны их не готовили к таким боям. Зачастую у моряков не было достаточного количества стрелкового оружия. Например, экипаж подводной лодки – 50 человек. У них на всех было четыре нагана, четыре винтовки для несения караульной службы и, может быть, один пистолет-пулемет. В начале Великой Отечественной, когда проблема с оружием стояла очень остро, Кузнецов прилагал титанические усилия, чтобы получить от Наркомата обороны оружие для частей морской пехоты, сформированных по согласованию с тем же Наркоматом обороны. Так что учиться воевать на суше пришлось на ходу. По всем перечисленным причинам подразделения морской пехоты часто несли большие потери.
– Какова роль флота в обороне Одессы, Ленинграда и Севастополя?
– Одесса оказалась анклавом в тылу противника. Она смогла сражаться 73 дня, до октября 1941 года, только благодаря тому, что флот снабжал продовольствием, боеприпасами и оружием те части, которые отступили к Одессе и наспех формировались в городе. Также туда из Севастополя прибыли шесть отрядов моряков.
Ладожская флотилия Балтийского флота сыграла огромную роль в доставке грузов в осажденный Ленинград. Первая военная навигация на Ладоге оказалась короткой, она завершилась в середине ноября, при этом в октябре бушевали шторма. С 12 сентября 1941 года в блокадный город удалось доставить всего лишь около 60 тыс. тонн грузов, из них 45 тыс. тонн продовольствия. Зато в 1942-м Ладожская флотилия перевезла грузов больше, чем их доставили по ледовой Дороге жизни. До прорыва блокады в январе 1943 года из общего числа эвакуированных из Ленинграда людей на долю флотилии пришлось чуть меньше половины.
Роль Черноморского флота в обороне Севастополя колоссальна. Без него не был бы отражен ни один штурм. В 1941 году флот питал своим личным составом Приморскую армию, части которой в том числе морем были переброшены в Севастополь после прекращения обороны Одессы. В отражении первого штурма участвовало более 20 тыс. морских пехотинцев. Во время второго штурма из Туапсе была доставлена 345-я стрелковая дивизия, ряды защитников города пополнила 79-я морская стрелковая бригада из Новороссийска. Если бы советский флот не господствовал на море, поступление этих и других резервов было бы невозможно, как и снабжение Севастополя продовольствием и боеприпасами. Снаряды для сухопутных артиллерийских орудий, как и многое другое, приходилось доставлять с Кавказа морем, без чего защитники Севастополя не смогли бы противостоять врагу 250 дней.
Позднее морские десанты проявили себя в боях за Новороссийск, при освобождении Моонзундского архипелага, в ходе Керченско-Эльтигенской и Петсамо-Киркенесской операций.
Погоны адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова к парадному мундиру
Плакат. Худ. П.Т. Мальцев. 1941 год
Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов. Май 1955 года
Потери на море
– Терпел ли советский флот во время войны серьезные поражения? Была ли своя Цусима?
– Цусимская катастрофа произошла в результате генерального морского сражения между главными силами российского и японского императорских флотов. Подобного рода сражений в годы Великой Отечественной в принципе не могло случиться. Против нас немцы такого флота не выводили. Их основные силы находились в Атлантике, хотя несколько раз крупные корабли использовались противником в виде плавучих батарей, как было в 1941 году в ходе операции по захвату Моонзундских островов и в конце войны в боях на берегах Данцигской бухты. Словом, что касается неудач советского флота, то речь идет не о сражениях эскадр. Большими потерями обернулся уже упомянутый прорыв сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Впрочем, эвакуации подобного масштаба с огромными потерями были и у немцев, как, например, эвакуация из Крыма весной 1944 года, когда почти все крупные вражеские суда были уничтожены нашей авиацией.
– Как проявили себя советские подводники в годы войны?
– Они действовали максимально активно, насколько это позволяла сложная боевая обстановка. В Финском заливе гитлеровцы сначала создали два противолодочных рубежа, а в 1943 году на одном из них были выставлены стальные противолодочные сети, перекрывавшие глубину от поверхности до дна и протянувшиеся от северного до южного берега. После этого советские подводные лодки не могли прорваться в Балтийское море. Это был один из трагических периодов в истории балтийских подводников. На других морях противнику не удавалось блокировать советские подлодки в их базах.
– Какие потери были у наших подводников? Какой ущерб они нанесли гитлеровскому флоту?
– 22 июня 1941 года в составе трех западных флотов числилось 128 подводных лодок. Вскоре ВМФ получил от промышленности еще несколько десятков субмарин. За годы войны было потеряно 95 подлодок. Нельзя забывать о том, что советские подводники действовали в крайне суровых условиях боевой обстановки. Американские субмарины до 1943 года даже не пытались проникнуть в Японское море: было известно, что проходы в него закрыты минными заграждениями. Подводные лодки послали туда лишь тогда, когда они получили на вооружение гидролокатор, который мог обнаруживать якорные мины. Наши подлодки форсировали минные поля, не имея никаких технических средств обнаружения мин. Треть из 95 субмарин погибла во время атак вражеской авиации, кораблей, подлодок или артиллерийских обстрелов. Остальные подорвались на минах.
В результате же торпедных атак, артиллерийских атак из надводного положения наших субмарин и подрывов на минах, которые выставили советские подводники, были потоплены или повреждены 152 цели. В этом списке значатся боевые корабли, подлодки, пароходы и рыболовные суда противника. Таким образом, соотношение потерь и пораженных целей было 1 : 1,5.
Морские пехотинцы на крейсере «Красный Кавказ», идущем в Севастополь. 1941 год
Эвакуация кораблями Ладожской военной флотилии 19-го стрелкового корпуса с острова Кильпола. Август 1941 года. Худ. И.Н. Дементьев. 2009 год
С первых дней войны флот снабжался по остаточному принципу. Если бы в 1945 году в Красной армии воевали те же танки и самолеты, что и в 1941-м, смогла бы она дойти до Берлина?
Вклад в Победу
– Какую роль сыграл советский флот в обеспечении морских поставок в СССР из стран-союзников?
– Я не склонен ее преувеличивать. С августа 1941-го до конца войны движение конвоев обеспечивал Военно-морской флот Великобритании. На подходах к нашим берегам Северный флот мог только усилить охрану конвоев. Лишь в 1944 году после получения Советским Союзом кораблей в счет раздела итальянского флота у него появилась возможность севернее Кольского залива брать под защиту британские суда, идущие в Архангельск.
– Как вы оцениваете ту роль, которую во время войны играл нарком ВМФ Кузнецов?
– Роль Николая Герасимовича в оперативном руководстве флотом часто преувеличивается. 10 июля 1941 года была расформирована Ставка Главного Командования, а в состав Ставки Верховного Главнокомандования его не включили. С началом войны все флоты перешли в подчинение приморским объединениям Красной армии. Их возвращение под оперативное руководство Кузнецова как главнокомандующего ВМФ произошло в 1944-м. Только 17 февраля 1945 года он стал членом Ставки ВГК. Таким образом, на протяжении почти всей Великой Отечественной он был отстранен от принятия важных военных решений. Кузнецов давал указания флотам по их боевым действиям на море, но основной задачей ВМФ было содействие Красной армии. Командующие флотами получали указания от командующих фронтами. Огромная заслуга Николая Герасимовича состоит в том, что при всех проявившихся в ходе войны проблемах ВМФ сохранился как единый организм.
– Был ли свой коренной перелом в войне на море?
– Нет, этого не произошло. Подтверждением может служить тот факт, что вечером 9 мая 1945 года, несмотря на капитуляцию Германии, немецкие корабли выходили из Данцигской бухты и из курляндского котла и шли в Данию, чтобы избежать советского плена. Воспрепятствовать этому наш Балтийский флот не смог. Попытки торпедных катеров остановить немецкие корабли успеха не имели.
– Каким был вклад советского флота в Победу?
– Вклад ВМФ в Победу был большим, и он до сих пор соответствующим образом не оценен. Во многом здесь виновато обывательское представление, что флот – это корабли, а они в 1941-м понесли большие потери. На самом деле советский флот времен Великой Отечественной – это главным образом не корабли, а морская авиация, морская пехота и береговая артиллерия. Флот внес огромный вклад в оборону военно-морских баз. Если бы в тылу у гитлеровцев не было Севастополя, то еще в ноябре 1941 года 11-я армия вермахта вполне могла захватить Таманский полуостров. И тогда летнее наступление 1942 года немцы начали бы оттуда, а не из района Воронежа. Страшно представить, чем это могло бы закончиться. Северный флот удержал Мурманск и полуостров Рыбачий, что позволило получать поставки по ленд-лизу. И таких примеров много.
Скажем, в навигацию 1943 года Государственный комитет обороны постановил перевезти по Волге 14 млн тонн нефтепродуктов. Разве можно было бы переправить миллионы тонн по заминированной авиацией противника огромной реке, если бы не существовало Волжской военной флотилии? Она занималась разминированием Волги и защитой танкеров от вражеских самолетов. Красная армия не смогла бы заменить моряков в решении этой задачи.
– Как проявил себя Тихоокеанский флот в войне с Японией?
– Хотя он к ней готовился, изначально оперативные планы не предусматривали его активной роли. Считалось, что основной задачей Тихоокеанского флота будет оборона побережья. Однако уже на второй день войны, увидев, что японцы ведут себя на море пассивно, советское командование в нарушение своих оперативных планов очень быстро подготовило и осуществило высадку десантов в Корее и на Курильских островах. В значительной мере этот экспромт оказался удачным, хотя при высадке на остров Шумшу потери были довольно большими. Десантные операции мешали японцам вывозить материальные ценности и способствовали продвижению Красной армии.
Советская подводная лодка К-21 отправляется в боевой поход из Полярного. Мурманская область, 1942 год
Ордена Ушакова и Нахимова, учрежденные для награждения офицеров ВМФ в марте 1944 года
«И опыт, сын ошибок трудных»
– Как менялся советский флот в годы войны?
– С первых дней Великой Отечественной он снабжался по остаточному принципу. Представим ситуацию, что в 1945-м в Красной армии воюют те же танки и самолеты, с которыми она встретила войну, – едва ли такая армия смогла бы дойти до Берлина. Именно такой была ситуация на флоте. Только в конце войны СССР получил крупные корабли и катера по ленд-лизу, но это произошло на Северном флоте, а на Балтику и Черное море они почти не попали.
Перемены, конечно, произошли. Что касается кораблей, советский флот понес огромные потери, заместить которые наша промышленность во время войны не могла. В счет уже упомянутого раздела итальянского флота СССР получил линкор, крейсер и девять эсминцев, вошедшие в состав Северного флота. Но период их участия в Великой Отечественной оказался очень коротким, а задачи были ограниченными. При этом военно-воздушные силы ВМФ за годы войны выросли как в количественном, так и в качественном отношении, превратившись в его основную ударную силу. Такие перемены лежали в русле общемировых тенденций, проявившихся в ходе Второй мировой и на флотах других стран. В мае 1942 года в Коралловом море произошло первое сражение, в котором корабли не сделали ни одного выстрела и все решили авианосцы и их авиация. После этого корабли друг с другом воевали все реже, а роль ВВС в морских сражениях увеличивалась. Кстати, уже в первые дни войны самолеты ВМФ СССР нанесли удары по Румынии. И Берлин в 1941-м бомбила наша морская авиация.
– Если Красная армия в 1945 году была сильнейшей в мире, то что можно сказать про состояние советского флота к концу войны?
– Он не представлял собой серьезной боевой силы. Во время войны флот понес большие потери, которые почти не восполнялись. Большинство надводных кораблей не имели необходимого технического обслуживания. В самом тяжелом положении был Черноморский флот. Некоторые корабли и большинство подлодок находились в аварийном состоянии. Многие подводные лодки после окончания Крымской наступательной операции 1944 года получили акты технического отдела флота о запрещении выхода в море.
– Как итоги Второй мировой отразились на составе и тактике ВМФ СССР?
– Речь должна идти именно обо всей Второй мировой войне. Опыт ВМФ, полученный в ходе Великой Отечественной, по ряду причин оказался весьма специфическим. Поэтому флотоводцы внимательно анализировали опыт боевых действий в Атлантике и Тихом океане, где действовали океанские флоты. Изучив немецкие операции, в Советском Союзе стали уделять большое внимание строительству подводных лодок. Этот крен в пользу подлодок я считаю чрезмерным. До Второй мировой главным кораблем и сосредоточением всей мощи на море являлся линкор. В ходе войны стало понятно, что эпоха линкоров закончилась. Им на смену пришли авианосцы и морская авиация. Однако СССР так и не встал на путь их развития, предпочитая строить подводный флот. Больше внимания стало уделяться и строительству противоминных кораблей. В целом опыт Второй мировой дал толчок к дальнейшему развитию нашего военно-морского флота.
Подвеска торпеды на Ил-4Т из состава 4-го минно-торпедного авиаполка Тихоокеанского флота на аэродроме Романовка. Приморский край, август 1945 года
Что почитать?
Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. СПб., 2002
Морозов М.Э. Герои подводного фронта. Они топили корабли кригсмарине. М., 2016
Олег Назаров, доктор исторических наук