Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в ноябре?

№119 ноябрь 2024

Кей А.

Империя истребления. История массовых убийств, совершенных нацистами

М.: Альпина нон-фикшн, 2024

ЧПЧУ-1.png

«Вторая мировая война – самый смертоносный военный конфликт в истории на сегодняшний день. Причиной тому не только огромное количество погибших военных, но и ее тотальный характер, при котором некоторые воюющие стороны под прикрытием войны пользовались возможностью уничтожать целые этнические и социальные группы – не потому, что жертвы что-то сделали, но вследствие того, какими они представлялись убийцам». Так начинается исследование британского историка, преподавателя Потсдамского университета Алекса Кея. Возможно, это одна из самых тяжелых книг, рассказывающих о природе гитлеровского режима. Автор во всех подробностях показывает, как Германия, мобилизовав все имеющиеся бюрократические, научные и технические достижения, выстроила настоящую индустрию умерщвления людей. 

По мнению историка, в рамках целенаправленной политики массового уничтожения нацисты истребили около 13 млн гражданских лиц. Все они были убиты во время Второй мировой войны, с 1939 по 1945 год, однако, подчеркивает автор, подавляющее большинство людей гитлеровцы истребили с середины 1941 по весну 1945-го, то есть в период противостояния с Советским Союзом.

При этом, отмечает Кей, «на случай победы Германии во Второй мировой войне уже существовали планы насильственных акций, масштабы которых значительно превосходили все, что произошло в действительности». «Ни один другой режим в истории XX века не обрекал совершенно осознанно людей на гибель с такой интенсивностью и в таких масштабах, как режим Адольфа Гитлера и национал-социалистов», – подчеркивает исследователь.

Кей объясняет, как режим выбрал своими жертвами конкретные этнические и социальные группы, соединяет в одно целое представления о тех совершенных немцами преступлениях, которые в коллективном сознании обычно существуют по отдельности, – о блокаде Ленинграда, Холокосте, истреблении польской интеллигенции, программе детской «эвтаназии», гибели миллионов советских военнопленных и т. д.

Книга разделена на три части по хронологическому принципу. Первая посвящена событиям в период с лета 1939 по лето 1941 года. Вторая рассказывает о положении на начальном этапе войны с Советским Союзом – с лета 1941 до весны 1942-го. Алекс Кей изучил материалы, касающиеся массовых казней евреев, цыган, а также убийств психиатрических больных на территории СССР, уничтожения пленных советских солдат. Отдельно автор описывает нацистскую политику умерщвления голодом жителей городов (прежде всего Ленинграда) и репрессии против гражданского населения СССР. Третья часть повествует о событиях, происходивших с весны 1942 года до краха нацистского режима. Отдельная тема издания – теории и практики «эвтаназии» в Третьем рейхе: по мысли гитлеровцев, с ее помощью немецкое общество должно было избавиться от «неполноценных» представителей арийской расы, а также иных народов, вошедших в состав Германии. 

 


Разумихин А.М.

Иван Крылов. «Звери мои за меня говорят»

М.: Молодая гвардия, 2024

picture.png

Герой этой книги Иван Андреевич Крылов (1769–1844) еще мальчиком начал рифмовать строки. В итоге в историю вошел как автор прекрасных басен, которого уже при жизни знала вся Россия – от дворцов до дворницких. Ни один из русских поэтов XIX века не вкусил подобной славы. Его басни преобразили русский язык – и литературный, и разговорный. Его имя, отчество и фамилия были немудреные, однако все предпочитали и предпочитают называть его просто «дедушка Крылов». Нет другого русского писателя, о котором ходит так много анекдотов-побасенок, но сам он говорить о себе не любил. Автор приоткрывает завесу над тайнами, окутавшими жизнь и творчество Крылова.

 


«Жесткая» и «мягкая сила» британского льва

Под ред. Т.Л. Лабутиной

СПб.: Алетейя, 2024

70976452.png

Термины «жесткая» и «мягкая сила» часто используются для характеристики курса внешней политики современных западных держав. На протяжении истории XIX–XX веков применение «жесткой силы» (оккупация, военная интервенция, создание военных баз, экономические санкции и др.) нередко сочеталось с инструментами «мягкой силы» (шантаж, коррупция, образовательные и культурные программы). Коллектив авторов обратился к истории Британской империи, чтобы на ее примере показать механику подчинения населения захваченных территорий в странах Америки, Ближнего и Среднего Востока, Африки.

 


Карагодин А.В.

Дачи и дачники русской Ривьеры. Очерки истории Южного берега Крыма и Севастополя начала XX века

М.: Благотворительный фонд Никиты Томилина, 2024

i812800.png

Южный берег Крыма и Севастополь в конце XIX – начале XX века стали ареной курортного бума. В монографии доктора исторических наук Андрея Карагодина впервые реконструирована история сложившихся в начале XX столетия на Южном берегу и в окрестностях Севастополя дачных курортов (Новый Мисхор, Новый Симеиз, Батилиман и др.), примечательных памятников эпохи вроде замка «Ласточкино гнездо», а также персональные истории крымских дачников, среди которых было немало известных всей России имен.

 


Маклеллан Д.

Карл Маркс. Человек, изменивший мир. Жизнь. Идеалы. Утопия

М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2024

i820420.png

Имя Карла Маркса (1818–1883) с детства знакомо едва ли не каждому в нашей стране. Его идеи во многом легли в основу «советского проекта». Однако сам Маркс был скромен и не жаждал популярности. «Манифест коммунистической партии» и «Капитал» навсегда изменили историю политической мысли, однако немецкий философ вместе с семьей многие годы провел в нищете и умер в безвестности. В биографии, впервые изданной на английском языке в 1973-м и ставшей международным бестселлером, профессор Дэвид Маклеллан рассказывает о жизни и трудах классика столь увлекательно, что не остается сомнений: Карл Маркс по праву считается человеком, изменившим мир.

 


Лакшин В.Я.

Александр Островский

М.: Молодая гвардия, 2024

i817245.png

Книга литературоведа, доктора филологических наук Владимира Лакшина (1933–1993) посвящена жизни и деятельности великого русского драматурга Александра Островского (1823–1886). Она написана на строго документальной основе с привлечением большого объема фактического материала. Перед читателем предстает человек, неустанно и самоотверженно работавший и боровшийся за великое русское искусство, прошедший жизненный и творческий путь как истинный «рыцарь театра».

 


Мончаловский О.А.

Литературное и политическое украинофильство

СПб.: Алетейя, 2024

7050133360.png

Этому тексту более 125 лет, но он и теперь не утратил актуальности. Осип Мончаловский (1858–1906) – галицко-русский журналист, публицист, историк, один из основателей Русской народной партии, противник украинского национализма. Он обладал организаторским и ораторским талантом и в совершенстве владел русским литературным языком. Работа «Литературное и политическое украинофильство» была опубликована в газете «Галичанин», a затем издана отдельной брошюрой во Львове в 1898 году. В ней Мончаловский, ссылаясь на литературу и собственный опыт, рассказал о том, как и для чего в Галиции конца XIX века создавались первые «украинцы».

 


Голдин В.И.

Анатомия интервенции, или Кто и как развязал Гражданскую войну на Севере России

М.: Кучково поле, 2024

1_843.png

На страницах книги детально рассматривается картина столкновения интересов Великобритании, Германии, Финляндии и в целом блоков стран Антанты и Четверного союза на Севере России весной-летом 1918 года. Доктор исторических наук Владислав Голдин проанализировал влияние Гражданской войны в Финляндии на положение на Русском Севере, вклад германских войск в достижение победы белофиннов в войне, их действия по созданию «великой Финляндии от моря до моря». Автор анализирует аспекты подготовки и осуществления вооруженного вторжения войск Антанты в Архангельск, означавшего развертывание широкомасштабной Гражданской войны на Севере России.

 


Эрлихман В.В.

Максим Литвинов. От подпольщика до наркома

М.: АФК «Система»; ООО «Издательство «Вече», 2024

IMG_4813.png

В 1920-х годах мир узнал Максима Литвинова (1876–1951) как талантливого дипломата, одного из тех, кто разорвал кольцо блокады Советской республики. В 1930-х – как наркома по иностранным делам СССР, пытавшегося предотвратить нацистскую агрессию. В 1940-х – как советского посла в США, игравшего важную роль в формировании антигитлеровской коалиции. Помнят его и сегодня – как борца против войны, сторонника сотрудничества России с Западом, автора концепции о неделимости мира и невозможности двойных стандартов в политике. Несмотря на это, исследователи обращаются к фигуре Литвинова достаточно редко – в том числе и потому, что он, человек закрытый и немногословный, избегал откровенности даже с близкими. Это нетрудно объяснить его прежним опытом – подпольщика и умелого конспиратора. Возможно, поэтому о нем ходит столько легенд, кочующих из одной книги в другую. Был ли Литвинов связующим звеном между русскими большевиками, английскими разведчиками и американскими финансистами? Лишился ли он поста наркома из-за открытого противодействия готовящемуся пакту СССР с фашистской Германией? Действительно ли едва не стал жертвой покушения? На эти и другие вопросы отвечает работа кандидата исторических наук, редактора журнала «Историк» Вадима Эрлихмана, основанная на широком круге источников, в том числе неизвестных прежде.

 


3 октября – 19 января 2025 года

Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Эрмитажа

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

i_1f.png

Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, которое зародилось и получило распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Нэцкэ представляли собой миниатюрную скульптуру-брелок со сквозным отверстием. Через него пропускали шелковый шнур и привязывали к фигурке любой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Изначально нэцкэ не считались предметом искусства, а имели исключительно утилитарное назначение. Они служили стопором, удерживающим на поясе необходимые мелочи, например ключи, кошелек, кисет с табаком, так как традиционный японский мужской костюм обходился без карманов. Выставка, собравшая 185 неповторимых фигурок, рассказывает об основных центрах резьбы миниатюрной скульптуры и ведущих мастерах этого направления XVIII–XX веков. 

 


12 сентября – 26 января 2025 года

Алексей Моргунов. Среди первых

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

hycgmq8k99maf1fi50pr1af2hohel3jw.png

Экспозиция знакомит с творчеством живописца Алексея Моргунова (1884–1935) и приурочена к 140-летию со дня его рождения. Он стоял у истоков русского авангарда, однако оказался недооцененным современниками и потомками. Виной тому был и его характер (отсутствие лидерских амбиций, относительная непубличность), и склад дарования (недостаточный интерес к манифестам и декларациям). Высокое качество картин Моргунова всегда отмечалось знатоками, но для широкого зрителя его имя оставалось малоизвестным. Выставка призвана продемонстрировать масштаб его таланта и подчеркнуть роль в искусстве ХХ столетия. Это первый персональный показ живописи и графики художника.

 


30 октября – 6 апреля 2025 года

Передвижники

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Кадашевская набережная, 12

azktamz8vkmq4vfnhqjjoy92e0u2nzji.png

Третьяковская галерея открывает двери нового пространства на Кадашевской набережной центральным проектом 2024 года, посвященным творческой деятельности художников – членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок, которых мы сегодня называем передвижниками. Для нас передвижничество представляет собой центральное системообразующее явление русской культуры XIX века. Творческий подъем передвижников в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Третьякова (1832–1898). Их произведения стали стержнем собрания основателя Третьяковской галереи. Знакомя посетителей с новыми музейными пространствами, галерея вспоминает о своих истоках. Экспозиция – первый за последние 50 лет масштабный проект, посвященный наследию передвижников. 

 


20 сентября – 16 февраля 2025 года

Адепты красного. Малявин&Архипов

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 12

q7ce6t07vhnc0r7m5wx7h98qrd8tjcur.png

Экспозиция приурочена к 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина (1869–1940) и 95-летию со дня смерти Абрама Архипова (1862–1930). Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ этих художников, однако не проводила их персональных выставок. Оба считаются яркими представителями русского импрессионизма – центральным в их творчестве стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. Показ построен на выявлении сходств и различий творчества мастеров. Малявин окончил Императорскую академию художеств в Петербурге, участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Архипов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников, развивая традиции русской реалистической школы.

 


6 ноября – 2 февраля 2025 года

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

i_2f.png

Итальянское слово disegno переводится как «рисунок». Однако для теоретиков эпохи Возрождения оно означало нечто большее – выраженную общую идею, суть произведения. Искусство рисунка – внутренний нерв всего итальянского художественного процесса XV–XVI веков. Рисунок был лабораторией, где совершался переход к искусству Нового времени, именно он служил исходной точкой для живописи, скульптуры и архитектуры. Гравюра же была проводником новых художественных идей. Соединенные в одном пространстве гравюры и рисунки позволяют проследить сложную и живую картину развития итальянского искусства эпохи его наивысшего расцвета. Проект представляет около 150 листов, среди них – выполненные на драгоценном пергаменте миниатюры конца XIV столетия и беглые наброски с натуры мастеров маньеризма; монументальные цветные ксилографии в технике кьяроскуро и строгие резцовые гравюры; не разгаданные до сих пор аллегории и проникнутые благочестивым чувством религиозные образы. Выставка состоит из пяти разделов, построенных по хронологическому и географическому принципам. 

Экспозиция посвящена памяти Аркадия Ипполитова (1958–2023), научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранителя итальянской гравюры. Рядом с экспонатами размещены цитаты из его текстов о них.

Варвара Рудакова