Обыск в избушке
05 Февраля
Порывистый, плодовитый Илья Репин работал над этой темой почти 15 лет. С 1878 по 1892 год. В те годы революционная борьба стала «визитной карточкой» России и центральной темой общественно значимых дискуссий. Художник стремился оставаться на гребне популярности в молодёжной среде. И конечно, в русской реальности его многое не устраивало. Поэтому к революционной теме он обращался не раз. И, хотя пытался сохранить объективность, в его полотнах тех лет ощущалось сочувствие к «борцам за народное счастье». Влияние «прогрессивной общественности» легко определить, рассматривая эскизы к этой знаменитой картине.
Сюжет вроде бы оставался неизменным. Арест пропагандиста в небогатой избушке. Идёт обыск. Молодой пропагандист схвачен, но морально не сломлен. На заднем плане — крестьяне, настороженные, мало что понимающие в этом замысловатом спектакле. Однако в ранних эскизах бросается в глаза заносчивость молодого революционера, его оторванность от народа. Он — сильная личность, но явно слишком надменная. С годами Репин романтизировал своего пропагандиста. Ему трудно не сочувствовать. Аскетичный, с горящими глазами, он — как яркая вспышка в провинциальной серости. А полицейские стали карикатурнее. При этом движение истории художник зафиксировал точно: и нелегальная борьба против действующей власти, и борьба за умы, и хождение в народ — всё это было в те годы. Несколько поколений студентов было охвачено этим пылом. И Репин не оставался в стороне от исторической драмы.