Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Вербное в Белокаменной

01 Мая

Изображение картины

Этот православный праздник стал уникальным именно для Москвы и именно в XVII веке. Это был день единения народа — от царя и Патриарха до последнего нищего — и день единения власти — светской и духовной. Традиция возникла в сер. XVI веке, при первом русском царе. Москва метафорически уподоблялась Иерусалиму. Патриарх восседал на осле подобно Спасителю, а царь вёл осла под уздцы. Тогда же на Красной площади появилось Лобное место — символическое изображение Голгофы. Туда, по Красной площади, крестный ход двигался из Спасских ворот, затем возвращался в Кремль и завершался там же, где начинался, — в Успенском соборе. Дорогу устилали тканями. На Красной площади шествие окружали толпы народа. Вся Белокаменная присоединялась к крестному ходу. Вербу украшали изюмом, финиками и яблоками. На Лобном месте Патриарх вручал самодержцу пальмовые и вербные ветви... После Петра Великого праздник потерял государствообразующее значение, но всё равно в Москве на Красной площади Вербное отмечали с особым размахом и душевным настроем. 

Художник Вячеслав Шварц (1838 –1869) прожил недолгую жизнь, но успел проявить себя как зрелый и своеобразный мастер исторической живописи. Эту картину он создал, когда от Москвы XVII века и её традиций остались только легенды. Её отличало внимание художника к точности в изображении одеяний, аксессуаров, архитектурных деталей. Полотно с достоверностью переносит нас в далёкое прошлое. Картина принесла художнику лавры академика. Кроме того, Шварц стал действительным членом Русского археологического общества. Он и впрямь был глубоким знатоком русского быта московских времён.