Откуда русь пошла
06 Июня

В 1899 году выпускник Академии художеств Николай Рерих отправился в путешествие по знаменитому древнему торговому пути «Из варяг в греки». Молодой живописец получил впечатления на всю жизнь, открыл для себя русскую древность, к образам которой возвращался всю жизнь — не только в воспоминаниях, но и в работе. Он представлял себе варяжских воинов, греческих купцов, словенских воинов, память о которых хранят курганы, коих немало на берегах Волхова, от Ильменя до Ладоги. Прикосновение к истории для Николая Рериха являлось смыслом творчества. Он собирал сведения о временах Рюрика — главным образом легендарные. Он считал Приладожье средоточием русского духа, а в скудности северной природы видел очарование.
Во времена Рериха эти края не были пустынными. Словарь Брокгауза и Ефрона сообщал: «Берега Волхова заселены довольно густо. Городов два: Новгород и Новая Ладога; много монастырей, сел, казарм, построенных Аракчеевым (бывшие военные поселения)». Художник связал впечатления от Новой Ладоги образца XIX века с фантазиями о Руси изначальной — и появились пастели, в которых ощущение «вечного покоя» перемешано с переживанием исторической тайны. Пейзаж не может не быть таинственным, если он переполнен историческими ассоциациями.
«Из-за кургана, наполовину скрытая пахотным черным бугром, торчит белая Ивановская церковь с пятью зелеными главами. Подле самой воды — типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам. Далее в беспорядке — серые и желтоватые остовы посада, вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо-зеленый бор — все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно, историческое настроение», — писал художник. Трудно представить, что в этих тихих краях зарождалась великая держава. Но именно там, где Волхов впадает в Ладогу, в IX веке вершились судьбы русского народа на века вперёд.