Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Роль народных масс и личности в истории

22 Октября

Изображение картины

Классическая тема советского времени, привычная для старшеклассников и студентов, — рассуждения на тему личного и коллективного в истории. Владимир Маяковский писал: «Единица — вздор, единица — ноль, один — даже если очень важный — не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный». Писал он это в поэме о Ленине.

Исаак Бродский (1883–1939) — художник тонкого дарования, любимый ученик Ильи Репина, плодовитый пейзажист и портретист, владевший и приёмами модернистов, и умениями передвижников. Его работы не затеряются даже в богатом контексте живописи начала ХХ века. Он жил в эпоху войн и революций и спешил сохранить лица Истории. Среди лучших портретов Горького, Керенского, Ленина, Сталина, Фрунзе, Кирова, Орджоникидзе — работы Бродского. В них — электрическое напряжение революционного времени. Это жизнелюбивая, солнечная живопись. Власть высоко оценивала заслуги Бродского перед искусством и государством: он первым из художников был награждён орденом Ленина.

В лениниане Бродского вождь, как правило, предстаёт во всей красе, на первом плане. Личность вырастает до исторической метафоры. Такова одна из первых его широко известных картин — «В.И. Ленин и манифестация».

А эта многонаселённая картина — особенная. Здесь главное — народные массы. Путиловцы. И это вовсе не безликая толпа: лица выписаны почтительно. Почтительно по отношению к народу. Для нас это урок, ведь сегодня многие свысока относятся к «ширнармассам». В моде элитарность и культ яркой личности. А тут Бродский даже свою жовиальность приструнил: картина производит грозное, суровое впечатление. Весна 1917-го. Ленин улавливает музыку революции, прислушивается к настроениям рабочих и «управляет течением мыслей». Многие из его слушателей станут участниками взятия Зимнего.

Через десятилетие атмосферу картины Бродского во многом воссоздал кинорежиссёр Михаил Ромм в фильме «Ленин в 1918 году» в сцене покушения на заводе Михельсона.