Что почитать и что увидеть в феврале
05 Февраля 2020
Журнал «Историк» рекомендует.
Добренко Е.А. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.
В своём двухтомном фундаментальном исследовании филолог и историк культуры Евгений Добренко обратился к послевоенному периоду советской истории — к эпохе «позднего сталинизма», как он её определяет. По его мнению, это один из наименее изученных периодов истории СССР. «Послевоенная эпоха всегда находилась в тени куда более бурных и потому интересных для историков эпох — революционной (1920-е), эпохи террора (1930-е) или оттепели (1956–1964)», — пишет он. Эпоха позднего сталинизма, считает автор книги, «затерялась среди исторических всплесков как какой-то исторический провал».
Евгений Добренко категорически не согласен с подобным отношением, поскольку «именно в эти годы — не в 1920-е, не в эпоху террора, не во время войны, но именно после неё — завершалось формирование советской нации». Однако он понимает, почему в исторической науке сложилась традиция не замечать этот период: после десятилетий войн, революций и террора последние восемь лет правления Иосифа Сталина оказались удивительно спокойными, а значит, кажущимися скучными для исследователей. Но именно «в такие стабильные периоды рождаются нации и совершается история». «Эпоха позднего сталинизма была, по сути, итоговой точкой полувекового процесса, называвшегося Русской революцией», — полагает автор.
В исследовании рассматривается связь между послевоенной советской культурной политикой и политической культурой, фактически книга отражает культурную и интеллектуальную историю эпохи. Евгений Добренко сделал попытку рассмотреть прошлое через анализ его культурных текстов — будь то литература, кино, театр, музыка, живопись, архитектура или массовая культура. Обращаясь к основным культурным и политическим вехам послевоенной эпохи, он показывает, как политика сталинизма фактически следовала основным эстетическим конвенциям соцреализма. Эта связь позволила создать новую советскую нацию, основные фобии, травмы, образ врага и весь ментальный профиль которой, окончательно сложившись после войны и пережив не только сталинскую, но и советскую эпоху, определили лицо сегодняшней России.
Структура книги задана девятью основными принципами соцреализма, реконструируемыми автором: принципом преобразования действительности, историзма, идейности, партийности, народности, революционного романтизма, реализма, изображения жизни в формах самой жизни и правдивости. С помощью этого композиционного приёма автор постарался продемонстрировать, что политика в период позднего сталинизма была выстроена по законам эстетики соцреализма: «Эта политика потому оставалась столь успешной, что была, по сути, художественной». Он поясняет: «Речь не идёт о внешней, бросающейся в глаза установке на эстетизацию, но о подчинении логики этой политики определённой эстетической программе, совпадающей по основным параметрам и принципам с модусами и тропами соцреализма». И подчёркивает, что эпоха позднего сталинизма стала не только концом эпохи, но и началом новой. Вся позднейшая история СССР и современность России, взаимодействуя с продуктами политической культуры этого времени, использовали их как инструментарий, объект или субъект.
При написании книги автор старался создать «такой историко-критический нарратив, который позволял бы хронологически проследить основные события культурной и интеллектуальной жизни позднего сталинизма в их связи с политической историей сквозь призму основных принципов эстетики соцреализма».
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. «Се яз раб Божий…» Многоименность как фактор и факт древнерусской культуры. — СПб.: Евразия, 2020.
Книга посвящена описанию такого малоисследованного явления средневековой русской культуры, как многоимённость. Каким образом у одного и того же человека за жизнь могло накопиться несколько личных имён, употреблялись ли они все вместе или попеременно; каковы были их функции; какими были правила подбора имён и менялись ли они со временем? Эти и некоторые другие вопросы рассмотрели доктора филологических наук Анна Литвина и Фёдор Успенский в связи с одним из загадочных древнерусских документов — завещанием великого князя Московского Семёна Гордого, составленным в охваченной чумой столице.
Флоря Б.Н. Россия и восточнославянские земли Польско-Литовского государства в конце XVI — первой половине XVII в. Политические и культурные связи. — М.: Индрик, 2019.
Монография представляет собой итог всестороннего исследования контактов между Россией и восточнославянскими землями Речи Посполитой конца XVI — первой половины XVII века. Доктор исторических наук Борис Флоря показал ошибочность однобоких и идеализированных представлений о характере таких взаимоотношений и продемонстрировал, какое значение имели они для обеих сторон, какие факторы им содействовали, а какие препятствовали. Книга также отвечает на вопрос, почему перелом в развитии этих связей, приведший к воссоединению Украины с Россией, пришёлся на конец 1640-х годов.
Артамонов В.А. Турецко-русская война 1710–1713. — М.: Кучково поле, 2019.
К началу XVIII века Османская империя, несмотря на поражения под Веной (1683) и при Зенте (1697) и потерю многих своих европейских владений, всё ещё оставалась великой державой. В реальную угрозу для власти османов превратилась усилившаяся после разгрома шведской армии Карла XII под Полтавой Россия. Стамбул решил вырвать из-под её контроля ослабленную Речь Посполитую и отвоевать Азов, что и стало главными целями войны 1710–1713 годов. В ходе боевых действий туркам удалось захватить Азов и Таганрог, отрезать Россию от моря, ослабить её влияние в южнославянских и северокавказских землях. Для Российского государства это означало ещё и несколько лишних лет Северной войны. Но, несмотря на неудачи, походы Петра I стали предвестниками поражений Османской империи в войнах следующих ста лет.
Колеров М.А. Петр Струве: революционер без масс. 1870–1918. — М.: Книгократия, 2020.
Биография известного русского общественного деятеля Петра Струве (1870–1944) изложена вплоть до периода Гражданской войны в России. Это история политической и идейной борьбы вождя русского марксизма 1890-х, автора первого «Манифеста» РСДРП, одного из отцов кадетской партии, идеолога и редактора важнейших журналов и сборников того времени. Историографическое введение суммирует итоги исследования и публикации наследия Струве.
Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии/Отв. ред. В.В. Калашников; под ред. Д.Н. Меньшикова. — СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019.
Авторы сборника предлагают читателям познакомиться с материалами и докладами, представленными участниками международной конференции «Эпоха революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии». В создании проекта приняли участие учёные из России, США, Великобритании и Японии, что позволило выявить историографические тренды и точки расхождения в трактовках проблем русской революции и Гражданской войны. Особое внимание было уделено процессам, проходившим в регионах бывшей Российской империи, что и обусловило структуру сборника.
Давыдов А.Ю. Третий фронт Гражданской войны в России: мешочничество. — СПб.: Евразия, 2019.
В книге рассказывается о российском мешочничестве — популярной в начале XX века форме народного самоснабжения. Доктор исторических наук Александр Давыдов знакомит читателя с формами и этапами эволюции этого социального явления. Основное внимание он уделяет периоду Гражданской войны 1918–1920 годов. «Скрытое от государства теневое хозяйство определяло в изучаемый период повседневную жизнь десятков миллионов людей», — пишет автор. Им предпринята попытка «исследовать проблемы становления нелегальной экономики в России при военном коммунизме, а также определить, как взаимодействовали её многочисленные представители с советской властью».
Лобанов В.В. «Обновленческий» раскол в Русской Православной Церкви (1922–1946 гг.). — СПб.: Петроглиф, 2019.
Историк Вячеслав Лобанов на основе широкого круга источников рассмотрел причины, динамику развития и последствия так называемого обновленческого раскола в Русской православной церкви в контексте реалий церковно-государственных отношений и государственной антирелигиозной политики. Работа охватывает период, начиная с образования протообновленческих церковных групп в годы Первой русской революции и заканчивая ликвидацией раскола в послевоенном 1946 году, совершённой при активном участии и давлении со стороны государственной власти.
Иванов В.В. Глава субъекта Российской Федерации. Историческое, юридическое и политическое исследование (история губернаторов). В 2 т. — М.: Издание книг.ком, 2019.
Новая книга известного российского политолога Виталия Иванова — результат десятилетнего исследования института главы субъекта Российской Федерации. Опираясь на множество источников, в том числе редких и эксклюзивных, автор детально проанализировал политические реформы, проводившиеся при Михаиле Горбачёве, Борисе Ельцине и Владимире Путине, практику назначения и выборов глав регионов в период 1990–2010-х годов. Это первая и пока единственная подобная работа о российском губернаторском корпусе: до сих пор тему затрагивали очень однобоко или обращались к слишком краткому периоду. В книге, написанной на стыке политической истории, политологии и юриспруденции, разобраны все без исключения назначения и отставки глав регионов, все избирательные кампании, много внимания уделено механизмам принятия кадровых решений, указаны их инициаторы и интересанты. Автор книги — последовательный противник выборности глав регионов, в его исследовании приводится обширная аргументация, обосновывающая эту позицию в контексте конституционного права, российской политической традиции и практической целесообразности.
28 января — 25 марта 2020 года
Сальвадор Дали. Магическое искусство
Центральный Манеж
Москва, Манежная площадь, 1
В Манеже открылась крупнейшая в России выставка работ Сальвадора Дали (1904–1989). В экспозицию вошло более 180 произведений классика сюрреализма, которые позволяют проследить весь его творческий путь — от юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х до последних абстрактных холстов 1980-х годов. Живопись дополняют рисунки 1930−1940-х годов и полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте. Важной частью экспозиции стали иллюстрации художника к книге «50 секретов магического мастерства». Большинство работ прибыло из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также показаны работы из частных европейских коллекций.
12 февраля — 10 мая 2020 года
Александр III. Император и коллекционер
Русский музей, Михайловский замок
Санкт-Петербург, Садовая улица, 2
К 175-летию со дня рождения Александра III (1845–1894) Русский музей открывает выставку, рассказывающую о нём не только как об императоре, но и как о коллекционере, оказавшем серьёзное влияние на развитие музейного дела в России. Ещё будучи наследником престола, великий князь Александр Александрович начал увлечённо коллекционировать предметы живописи и прикладного творчества. Став государем, он оказывал покровительство передвижникам, способствовал реформированию Академии художеств, созданию художественных школ и новых музеев в столицах и провинции. Символично, что выставка пройдёт в Русском музее, созданном на основе богатейших коллекций императора: именно поэтому открывшийся через год после его кончины, в 1895-м, музей получил имя Александра III и носил его вплоть до революции. Юбилейная экспозиция представит около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.
25 декабря 2019 года — 29 февраля 2020 года
Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна
Новая Третьяковка
Москва, улица Крымский Вал, 10
Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» стала результатом сотрудничества двух музеев — Третьяковки и Московского музея дизайна. Посетители могут увидеть дизайнерские разработки, выполненные на советских предприятиях: макеты самолётов и транспортных средств, снегоходы, прототипы радиоаппаратуры, фото- и кинотехнику, бытовые приборы, игрушки и многое другое. Экспозиция, в которой представлено более 300 объектов дизайна, состоит из 12 разделов — от авиации и космонавтики до оптики и спортивного инвентаря.
13 февраля — 24 мая 2020 года
Юрий Анненков. Революция за дверью
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11
Творчество знаменитого художника Юрия Анненкова (1889–1974) — иллюстратора поэмы Александра Блока «Двенадцать», блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, — впервые будет представлено в таком объёме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Зрители увидят работы живописца, художника театра, книжного иллюстратора — неутомимого экспериментатора, в творчестве которого отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.
18 января — 16 февраля 2020 года
Повесть о царице и львице. Миниатюры лицевого сборника первой половины XIX века
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская площадь, 10
Сюжет «Повести о царице и львице» восходит к средневековому рыцарскому роману об Оттоне и Олунде: в XVII веке он был переработан русскими книжниками в соответствии с канонами древнерусской литературы. В России «Повесть» пользовалась большой популярностью на протяжении нескольких веков. Многие сюжетные линии нашли отражение в «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина. На выставке впервые демонстрируются иллюстрации к «Повести» из сборника, выполненного старообрядческим мастером начала XIX столетия.
Варвара Рудакова