Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Царственный реформатор

12 Августа 2019

Современники называли это время «эпохой Великих реформ». По размаху преобразований годы правления императора Александра II ничуть не уступают петровским временам…  

Разработчиком правительственной программы крестьянской реформы был Яков Ростовцев. Это примечательный человек. Он покинул  ряды Северного общества за несколько недель до восстания и предупредил о нём Николая I. В то же время он не дал показаний против своих товарищей,  с которыми состоял в тайном обществе. С 1828 года Ростовцев работал у великого князя Михаила Павловича начальником штаба по управлению военно-учебными заведениями. После кончины Михаила Павловича шефство над ними перешло к будущему императору, сумевшему разглядеть в подчинённом незаурядную личность. Программа, разработанная Ростовцевым к нач. декабря 1858 года, предусматривала личную свободу крестьян от помещиков, обеспечение крестьян наделами земли с правом выкупа и переход землепашцев от зависимости к свободному положению. В марте 1859 года Ростовцев стал руководителем Редакционных комиссий, которым поручалось рассматривать проекты губернских комитетов. Он пробыл на новом посту чуть менее года, после чего скончался, но за этот небольшой срок успел довести своё дело до завершения. Последние месяцы комиссиями руководил близкий к оппозиции граф Виктор Панин, однако он уже не мог совершить откат в прошлое.

Яков Ростовцев

Завершив свою работу, Редакционные комиссии отправили проект крестьянской реформы на утверждение в Главный комитет. Дабы комитет не затягивал с утверждением правительственной программы, императору Александру II пришлось потребовать, чтобы крайним сроком рассмотрения стала дата 15 февраля 1861 года. После этого сопротивление иссякло, и проект реформы отправился в Государственный совет. В первый же день работы Государственного совета Александр  выступил там с программной речью: «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя, почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено… Взгляды на представленную работу могут быть различны. Потому все различные мнения я выслушиваю охотно; но я вправе требовать от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные моим доверием. Приступая к этому важному делу, я не скрывал от себя всех тех затруднений, которые нас ожидали, и не скрываю их и теперь, но, твердо уповая на милость Божию, я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит нас кончить его для будущего благоденствия любезного нам Отечества».

28 января 1861 года Госсовет проголосовал за крестьянскую реформу, и 19 февраля Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положения о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости». 5 марта Манифест обнародовали в Москве, Петербурге и других крупных городах. Совершилось судьбоносное событие. Было положено начало европейскому вектору движения России, а самодержца стали называть Освободителем.

В результате реформы крепостные получили полную личную независимость и стали именоваться «временнообязанными» с присвоением прав «свободных сельских обывателей». Они стали правоспособными гражданами, могли свободно вступать в брак, самостоятельно заключать договоры, вести судебные дела, приобретать недвижимое имущество на своё имя. Крестьянские дома, постройки, а также личное движимое имущество признавалось их личной собственностью. Крестьяне получили выборное самоуправление, низшей единицей которого становилось сельское общество, а высшей административной единицей — волость.

Притерпели изменения и принципы землепользования. Помещики сохраняли за собой право собственности на землю, кроме придомового участка, передаваемого крестьянам, и полевого надела, передаваемого в коллективное пользование сельским обществам. Сельские сходы, в свою очередь, распределяли наделы между хозяйствами. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком полевого надела. После осуществления полного выкупа полевого надела «временнообязанные крестьяне» получали статус «выкупных». Около 20% суммы выкупных платежей уплачивал крестьянин, а остальные деньги вносило государство. Однако крестьяне должны были возвращать выплаченные государством деньги в течение 49 лет в виде ежегодных платежей.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от этих обязанностей в течение девяти лет. Размеры полевого надела и повинностей фиксировались в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

Александру часто ставят в вину, что он не довёл реформу до логического завершения, дал большие права сельским сходам и не передал землю сразу в частную собственность крестьянам без всякого выкупа. Но забывают о том, что реформа и так стала возможной только благодаря компромиссам между царём и дворянством, и о том, какой ценой она далась царю.

Крестьянская реформа явилась первой из задуманных самодержцем серии преобразований, призванных кардинально изменить страну. Поэтому не прошло и года, как Александр II дал старт Судебной реформе. В 1862 году в суды разослали проект преобразований, разработанный комиссией под руководством статс-секретаря Государственного совета Сергея Зарудного, а в 1864 году были утверждены четыре закона: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Судебными преобразованиями самодержец уничтожал сословное неравенство, ликвидируя тем самым вслед за крепостным рабством очередной средневековый пережиток.

Обновлённая судебная система делилась на две ветви — мировые и общие суды. Возглавлял новую судебную систему Сенат. В ведении мировых судов были мелкие гражданские и уголовные дела, окружные суды занимались сложными и важными уголовными процессами. Суд впервые в российской истории становился бессословным, за исключением крестьянского суда по мелким делам, независимым от власти, гласным, открытым и состязательным. Впервые в российской истории появились суд присяжных и адвокаты.

Одновременно с Судебной шли и другие реформы. В 1863–1864 годах началась реформа образования. 14 июля 1864 года «Положением о начальных народных училищах» ликвидировалась государственно-церковная монополия на образование. Теперь право открывать учебные заведения получили также земства, общественные организации и частные лица. 19 ноября был учреждён «Устав гимназий и прогимназий», провозгласивший принципы общечеловеческого образования, равенства детей всех состояний без различия званий и вероисповедания. Он разделял гимназии на два типа — классические и реальные, а также учреждал прогимназии с 4-летним сроком обучения. В основу преподавания в классических гимназиях клались языки — греческий и латинский, тогда как в реальных гимназиях древнегреческий язык не преподавался. Выпускники классических гимназий могли поступать без экзаменов в любой университет, выпускники реальных гимназий приобретали право поступления в высшие технические учебные заведения. В 1872 году взамен упразднённых реальных гимназий были учреждены шестиклассные реальные училища, доступ учащихся которых в университеты был закрыт.

За несколько лет до этого Александр Николаевич совершил такой революционный для его времени шаг, как дарование женщинам права учиться. В 1860 году появилось «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Открывались женские училища первого и второго разряда. Они были шести- и трёхгодичные. Ученицы первого разряда изучали закон Божий, русский язык, арифметику, основы геометрии, географии, всемирную и русскую историю, а также получали общие сведения по естественной истории и физике. По их желанию и за дополнительную плату им могли давать уроки иностранного языка, рисования, чистописания и рукоделия. Учебная программа училищ второго разряда была сокращённой. Ученицам преподавали русскую историю в сокращении, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Содержались женские учебные заведения преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц.

Даровав женщинам право на получение образования, самодержец вскоре совершил ещё один революционный шаг. 14 января 1871 года он даровал им право поступления на оплачиваемую службу в государственные и муниципальные учреждения. Тем самым Александр II спас много дворянских семей, промотавших выкупные платежи и оказавшихся на грани разорения и нищеты.

Помимо начального реформы затронули и высшее образование. 18 июня 1863 года был принят новый «Университетский устав». Он состоял из 12 глав и был самым либеральным из всех дореволюционных уставов. Новый устав восстанавливал автономность университетов, отменённую Николаем I. Как и в дониколаевские времена, ни войска, ни полиция не имели права входить на территорию университета без разрешения ректора. Ректор избирался раз в четыре года университетским советом, ведал ближайшим управлением университета, следил за учебным процессом и порядком. Устав даровал каждому факультету своё собрание под председательством декана, участвовать в котором мог любой преподаватель по вопросам учёных и учебных предметов. Декан избирался, так же как и ректор, правда, не университетским советом, а факультетским собранием и уже раз в три года. Профессора в университетах тоже избирались. Любой член факультета получал право выдвинуть своего кандидата, чью кандидатуру рассматривало собрание.

Каждый университет должен был иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Лишь в Петербургском университете вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Стать студентом мог любой молодой человек 17-летнего возраста, окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат. Студенты медицинского факультета обучались пять лет, а студенты других факультетов — четыре года. Совершивший уголовное преступление студент сначала отчислялся из университета, а затем отдавался под суд. Самый либеральный университетский устав просуществует без малого двадцать лет и будет отменён преемниками Александра II, но это совсем другая страница нашей истории...

За реформой образования последовала Земская реформа. 1 января 1864 года государь подписал «Положение о губернских и земских учреждениях», вводившее в России выборное местное самоуправление. Оно строилось на трёх основных принципах: выборности, сословности и ответственности. Создавались выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Земские собрания избирались по трём куриям — уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Для каждой курии существовал определённый имущественный ценз. Для представителей первой курии это было наличие не менее двухсот десятин земли либо недвижимого имущества на сумму 15 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы со свидетельствами и владельцы предприятий с оборотом в шесть тыс. рублей. Выборы от крестьянской курии были многоступенчатыми. Сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы, а те, в свою очередь, выборщиков, а уже выборщики — гласных в уездное земское собрание.

Избранные гласные формировали земскую управу, ставшую исполнительным органом власти. Земское собрание созывалось один раз в год, в то время как управы работали на постоянной основе. Собрания принимали постановления и распоряжения, занимались контролем их исполнения, а управы — выполнением решений. Численность губернских и уездных земских управ составляла шесть человек, а срок их полномочий ограничивался тремя годами. Земские собрания и управы ведали строительством и содержанием школ, больниц, устройством курсов для обучения населения, взимали местные налоги.

Раз в год в губернском городе проходил съезд депутатов от уездных собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства, назначаемого губернатором. Съезд именовался губернским земским собранием и осуществлял общее руководство хозяйственными делами губернии. Губернское земское собрание избирало губернскую земскую управу.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», продолжившее реформы местного самоуправления на городском уровне. Второй статьёй нового положения вводились городские общественные управления, в ведение которых отдавались хозяйственные вопросы. В статье 15 говорилось о том, что учреждениями городского самоуправления являются избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание раз в четыре года избирало гласных в городскую думу. Избиратели городской думы, как и избиратели земских собраний, делились на курии. Первую курию составляли самые богатые горожане, во вторую курию входили представители среднего сословия, к третьей курии относились бедняки. Избиратель должен был иметь подданство Российской империи, владеть недвижимостью, не иметь задолженности по уплате налогов, не быть судимым или находиться под следствием и быть не моложе возраста 25 лет. Городская дума выбирала городскую управу, также сроком на четыре года. Управа заведовала делами городского хозяйства и общественного правления, составляла городские сметы, взимала и расходовала городские сборы. Совместно с гласными думы члены управы решали вопросы благоустройства городов. Из числа гласных дума выбирала городского голову, кандидатуру которого утверждал губернатор или министр внутренних дел.

 

Филипп Астров