Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Вологда затерянная и найденная

16 Декабря 2015

У Вологды есть некоторые черты сходства с Москвой. Во-первых, это легендарная дата основания — 1147 год. А во-вторых, Вологда тоже находится на одноимённой реке. Судя по всему, названия обеих рек имеют финно-угорское происхождение. Большинство вологодских историков считает, что слово «Вологда» означает «чистая, светлая река».

Дом Засецких

Прежде на этом месте проживали финно-угорские племена, собственно, и давшие имя реке и будущему городу. В XI веке здесь появляются славяне и начинают активно осваивать и колонизировать окрестные земли. По известной практически каждому вологжанину легенде, Вологду основал в том самом 1147 году монах Киево-Печерского монастыря Герасим Вологодский.

Эта дата была установлена как время, с которого берёт начало существование города, в августе 1947 года согласно постановлению Вологодского горкома ВКП(б). Первым в обиход её ввёл вологодский краевед, помещик Алексей Засецкий в 1777 году. Это был просвещённый и образованный человек, владелец огромной библиотеки и большой коллекции древностей, издавший первую книгу по вологодской истории, которая вышла в Москве в 1780 году при участии известного издателя Николая Новикова.

Его семье принадлежал небольшой деревянный одноэтажный дом, построенный в стиле классицизма в 1790-е годы и перестроенный уже в конце XIX века. На сегодня это старейшее сохранившееся в городе деревянное здание. Оно находится на перекрёстке Ленинградской улицы и Советского проспекта в историческом районе города — Верхнем посаде.

Место, где, по преданию, Герасим основал церковь, вокруг которой возник будущий город, именовалось впоследствии Ленивой площадкой. Она являлась центром Вологодского городища, которое, по данным археологов, относится к XIII веку.

Прежде там находилась церковь Воскресения Христова, служившая кафедральным собором с 1503 по 1588 год. В 1792 году сгоревшую деревянную сменила каменная, разрушенная уже в 1930-х годах.

В 1959 году на этом месте установили обелиск в честь 800-летия Вологды с барельефами, на которых были изображены основные события истории города. Если проследовать по улице Бурмагиных, на которой находится данная достопримечательность и дойти до её начала, где она пересекается с улицей Маяковского, то мы можем увидеть в тени деревьев памятник легендарному основателю города, установленный в 2012 году.

Ленивая площадка

По данным историков и археологов, Вологда являлась одним из торговых центров, принадлежащим Новгороду. В этом году при раскопках в районе уже упомянутой Ленивой площадки, в историческом центре города, была обнаружена уникальная находка — берестяная грамота, датируемая 1280–1340 годами. В ней содержится текст коммерческого характера, в котором впервые упоминается слово «рубль».

В 1371 году недалеко от города (ныне в его черте) святым Димитрием Прилуцким (ученик святого Сергия Радонежского) основывается Спасо-Прилуцкий монастырь, один из духовных и культурных центров Вологодчины. За несколько лет до этого, в 1368 году, Вологду занял князь Димитрий Иванович (будущий Донской), рассматривавший это строительство как форпост Московского княжества в его борьбе с Новгородом.

В течение последующего времени Вологда часто оказывалась объектом нападений московских князей, соперничавших с Новгородом. В середине XV века в ходе междоусобной войны за московский великокняжеский престол Вологда снова оказалась в центре событий — в частности, здесь с 1446 по 1447 год княжил Василий II Тёмный, которому воцарившийся на Москве Дмитрий Шемяка передал во владение удельное княжество Вологодское. Вологда стала, как пишет историк Александр Зимин, центром притяжения сил, поддерживавших свергнутого великого князя.

В Кирилло-Белозерском монастыре игумен Трифон открыто поддержал Василия, благословил его на борьбу с Шемякой и разрешил от клятвы крестного целования, которую тот дал при своём низложении. По возвращении на престол князь Василий игумена не забыл и назначил его архимандритом придворного Новоспасского монастыря. В книге Зимина читаем: «Трифон стал одним из довереннейших лиц Василия Васильевича (он, в частности, подписал духовную великого князя)».

В 1450 году произошло событие, прочно вошедшее в вологодскую народную мифологию и отображённое навечно в известной практически каждому вологжанину в той или иной степени «легенде о белоризцах». Кратко её содержание звучит следующим образом: во время осады города войском Шемяки с небес спустились воины в белых одеждах, и с их помощью враги были побиты и отошли от стен Вологды.

Действительно, в 1450 году Дмитрий Шемяка подошёл к Вологде, бывшей одной из надёжных опор князя Василия, где он, в частности, хранил государственную казну, осадил её, сжёг окрестности, но сам город взять так и не смог. Считается, что белоризцы пали в том бою и были похоронены на Поляне (сейчас это место недалеко от здания Вологодского многопрофильного лицея на улице Пролетарской). Там же была установлена часовня, сперва деревянная, а в 1911 году, после того как она сгорела, и каменная, которая стоит на этом месте и по сию пору, но используется как жилой дом и находится в частном владении.

Во времена Ивана Грозного на этом месте возвышались башни Вологодского кремля

Вологодские гимназисты ходили туда за камешками, которые, по поверью, приносили удачу на экзаменах. На Поляне же традиционно проводились народные гулянья в Семик — день поминовения, отмечавшийся каждый четверг на седьмой неделе после Пасхи (отсюда и название). Как считается, это были ангелы, ниспосланные для помощи горожанам их святым заступником и покровителем Димитрием Прилуцким, в Житии которого и упоминается эта легенда, позже уже обросшая самыми разными домыслами.

В XVI веке Вологда становится важным торговым центром — в частности, как транзитный пункт на торговом пути России с Англией. Это объяснялось её удобным географическим положением, связанным с русской особенностью — развитым речным судоходством. Когда в 1553 году в Россию прибыл английский мореплаватель Ричард Ченслор, то он приплыл к нам именно через Вологду. Этот маршрут станет на последующие времена, вплоть до начала XVIII века, одним из важных путей торговли России с Европой — сначала с Англией, а потом — с Голландией.

Иноземцы приплывали, огибая Скандинавию и Кольский полуостров в Архангельск, откуда плыли по Северной Двине до Великого Устюга, от которого по Сухоне направлялись в Вологду. Из Вологды по Шексне попадали в Волгу, а оттуда уже в Москву. Благодаря этому Вологда богатела и развивалась. К тому же с конца XV века она была местом хранения части «государевой казны» и хлебных запасов, а также сбора войск во время военных походов и ссылки (в каковом качестве она останется вплоть до революции 1917 года). В последние годы правления Ивана III святым покровителем Вологды стал святой Димитрий Прилуцкий, икону которого великий князь передал Вологде.

Домик Петра Великого

В 1556 году Иван IV отправляет в Англию первого посла — Осипа Григорьевича Непею, который чудом выжил, после того как корабли попали в кораблекрушение близ берегов Шотландии. Ченслор тогда утонул. Спасшегося посла доставили в Лондон и приняли с почётом. Непея вернулся в Россию в 1557 году с первым английским послом Энтони Дженкинсоном.

В 1570 году он был сослан в Вологду и осел здесь. От него происходил известный вологодский род Непеиных, из которого, в частности, священник о. Сергий Непеин, бывший также краеведом, автором книги «Вологда прежде и теперь». Дом Непеиных сегодня не сохранился. Он стоял прежде близ церкви Варлаама Хутынского, известной своей оригинальной архитектурой. Могила же о. Сергия находится на Горбачёвском кладбище, расположенном также в районе Верхнего посада.

С Иваном IV Грозным связана одна из ярких страниц истории Вологды.

В Вологде до сих пор в центре города красуется  и является его визитной карточкой  величественный Софийский собор, построенный по указанию самого царя. Это древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды наряду со Спасским собором Спасо-Прилуцкого монастыря. Его постройка началась в третий приезд государя Московского и всея Руси в Вологду (1567–1571 годы). В 1567 году, как известно, царь закладывает в городе крепость (по преданию, он планировал перенести сюда столицу России) — каменный кремль, основанный в день святых апостолов Ассона (Иасона) и Сосипатра, почему и крепость назвали градом святого Ассона, а в народе она получила имя Насон-город (могу отметить, что в своё время в Вологде существовал магазин с названием «Ассон», а также имела хождение водка с названием «Насон-город»).

Иосифовский корпус Архиерейского подворья

Прежде кафедральный Воскресенский собор на Ленивой площадке (к тому же это была совершенно не подходящая к будущей столице деревянная скромная церковь) не попал в черту данной крепости, и приняли решение строить новый. Иван Васильевич с большим вниманием и любовью относился к постройке своего нового собора, часто сам присутствовал на работах по его строительству и даже приказывал брать материал из числа заготовленного для постройки стен, если его не хватало для собора, настолько важно было для него закончить строительство как можно быстрее.

Однако храм этот освятить царь не смог. В 1568 году, как гласит легенда, изложенная в народных песнях, ему на голову упала «плинфа красная», после чего тот  осерчал на город и уехал. Причём говорилось о том, что он якобы лишился дара речи и заговорил, только уже выехав из Вологды, в селе Говорове (по легенде, его потому так и назвали), которое сейчас находится в городской черте. Епископ Вологодский и Великопермский Антоний  освятил собор лишь после смерти Ивана Васильевича в 1587 году. После разорения города поляками в суровую годину Смутного времени собор освятили повторно, в 1613-м. Расписан он был в 1686–1688 годах артелью ярославских мастеров.

Посещавший Вологду в 1855 году духовный писатель Андрей Муравьёв отметил, что «по своей наружности и пятиглавому верху напоминает он Московские соборы». Собор сей навещали не раз венценосные особы: Пётр Великий (1724), Александр I (1824) и Александр II (1858). В 1923 году его закрыли и передали краеведческому музею, устроив там Музей религии и атеизма, включавший в том числе знаменитый маятник Фуко. С 2007 года после двух крупных реставраций в соборе вновь проходят службы с момента, когда в нём отслужил литургию Патриарх Алексий II.

Симоновский корпус Архиерейского подворья

Помимо строительства храма, как уже было сказано, государь всея Руси повелел строить в Вологде крепость. Следы её сохранились и до сих пор — в частности, остатки большого земляного вала, а также вырытого по приказу царя крепостного рва. Для этого, кстати, изменили русло впадавшей в другом месте в Вологду Содемы-реки (она же Золотуха). Собственно, современная река Золотуха — это и есть ров прежней крепости, заложенной Иваном Грозным.

Также можно отметить пруды в парке ВРЗ (вагоноремонтного завода), которые были углублены в 2011 году, валы в нём же и место, где находится стадион Вологодского педуниверситета (раньше там имелся пруд), а также фундаменты торговых рядов на улице Мира. Строительство, однако, не закончили при Иване IV, но его завершили при Михаиле Фёдоровиче в 1631 году, когда были поставлены деревянные стены в дополнение к каменным, построенным ранее. В 1657 году возвели новые башни, заново выстроили южную стену.

Однако крепость уже потеряла своё значение и постепенно разрушалась. В 1780 году краевед Засецкий фиксирует наличие развалин двух больших ворот и разрушающиеся деревянные башни, а также часть каменных башен. В 1822–1823 годах разбирается последняя башня — Пороховая, а рвы на современных Октябрьской (Малая Дворянская) и Ленинградской (Петербургская) были засыпаны, и на их месте разбили бульвары.

Памятник Герасиму Вологодскому, основателю города

Ещё при Михаиле Фёдоровиче в Вологде стоял построенный царём деревянный дворец, но впоследствии он, вероятнее всего, сгорел. В 2011–2012 годах при раскопках были найдены остатки каменных стен крепости, заложенной Иваном Грозным. Эта находка внесена в федеральный реестр памятников.

Период Смутного времени отметился так называемым вологодским разорением, когда в 1612 году Вологду дважды захватывали польские отряды. Окрестные территории подверглись набегам вражеских шаек и банд. В писцовых книгах, составленных позже, часто встречаются записи о том, что тот или иной двор пуст, деревня пуста — жители «сошли с казачьего разорения», так как среди польских отрядов было немало запорожских казаков, прибывших в Россию в поисках наживы.

XVII век в истории Вологды — время спокойного развития. Восстановившись от последствий Смуты, город вновь стал крупным центром на торговом пути России с иностранцами. Сперва доминировали англичане, но, после того как в 1649 году Алексей Михайлович изгоняет английских купцов, наказывая Англию за казнь короля Карла I, на их место пришли голландцы.

Пожалуй, самым известным строением в Вологде является небольшой домик на берегу реки, возведённый в западноевропейском стиле. Это дом голландских купцов Гутманов, в котором во время своих визитов жил Пётр Великий. По этой причине данное здание и называется официально «Домик Петра Первого». В нём находится музей, посвящённый личности выдающегося русского императора, — старейший музей Вологды, основанный в 1872 году. Вот что пишет по этому поводу краевед Георгий Лукомский: «Долгое время этот исторический домик оставался в полном забвении (между прочим служил складом льна и кудели); в 70-х же годах по случаю двухсотлетия со дня рождения Петра I он был приобретён дворянством, городом и земством, понемногу «реставрирован» и, наконец, летом 1875 г., в присутствии Вел. Кн. Владимира Александровича, освящён и открыт». Первый русский император посетил Вологду пять раз (в 1692, 1693, 1694, 1702 и 1724 годах) и останавливался именно здесь.

В XVIII веке Вологда хиреет, население не увеличивается, торговый и промышленный люд переселяется на другие места, более оживлённые. Собственно, само основание Петром Петербурга и перемещение основной торговли с Западом на Балтику фактически похоронило торговлю через Архангельск, а значит, и Вологду как транзитный торговый центр. «Затерянная и забытая на далёком будущем севере она живёт исключительно своей местной жизнью», — сообщает краевед Лукомский.

Из-за частых пожаров город постепенно застраивается каменными зданиями: с 1691 по 1782 год было выстроено 40 каменных церквей. Не все из них сохранились до наших дней. Это совершенно разнообразные образцы русской архитектуры, возведённые в различных архитектурных стилях: русское барокко, русское узорочье, а также ранний классицизм. Рассказать обо всех этих памятниках архитектуры, из которых далеко не всё дошло до нашего времени, не хватит ни времени, ни места, но стоит поведать о некоторых из них.

Начнём с Архиерейского подворья, которое ошибочно называется Вологодским кремлём. Здесь прежде располагалась резиденция  вологодских архиепископов и епископов. Впервые определение «малый кремль» к зданиям Архиерейского двора было применено в 1855 году автором работы «Русская Фиваида  на Севере» Андреем Николаевичем  Муравьёвым (младшим братом знаменитых Муравьёва-Виленского и Муравьёва-Карсского), от которой, собственно, и пошёл термин «Северная Фиваида». Одним из первых построили в 1657–1659 годах самое древнее сохранившееся каменное гражданское здание в Вологде — Экономский корпус.

В 1667–1670 годах строится Симоновский корпус и при нём — домовая церковь Рождества Христова. В 1671–1675 годах вокруг двора сооружаются каменные стены, из-за которых он теперь и именуется Вологодским кремлём. Они были созданы в стиле боевых укреплений, но таковыми, по сути, никогда не являлись, выполняя чисто декоративную функцию.

Позже строится Гаврииловский корпус, а в 1687–1692 годах — надвратная Воздвиженская церковь.

Трижды (в 1693, 1702 и 1724 годах) резиденцию вологодских архиереев посещал Пётр Великий. В середине XVIII века архиепископ Вологодский и Белозерский Иосиф Золотой строит на территории Архиерейского двора два здания в стиле барокко — названный в его честь Иосифовский корпус и тёплый Воскресенский собор (в нём с момента постройки проводились службы в зимнее время, в Софийском же соборе стали служить только в летнее время).

Воскресенский собор (слева), колокольня, Софийский собор

Иосифовский корпус, вне сомнения, «самая нарядная и представительная постройка Вологды прошлых веков», это же первое каменное жилое строение XVIII века, первое такое здание в стиле барокко. Причём, по данным исследователей, в нём сочетаются три разных вида этого стиля — нарышкинское, петровское и елизаветинское. По этой причине «палаты стали не только первым барочным зданием Вологды, но и самым нарядным, репрезентативным, затмившим все остальное в городе своим дворцовым блеском».

Барочным является и Воскресенский собор (хотя парадный вход в собор был переделан в стиле ампир к приезду Александра I) . Он построен на месте бывшей там прежде юго-восточной башни. По мнению краеведа Георгия Лукомского, это «довольно хаотическое и бесформенное сооружение». Так считается потому, что при строительстве первоначальный проект был огрублён и упрощён. В настоящее время в здании собора находится один из филиалов Вологодской картинной галереи, который к июню 2016 года должен переехать на новое место, а само здание возвратят Русской православной церкви.

Стоит отметить, что в стиле русского барокко в Вологде построены: холодная Владимирская церковь в Верхнем посаде, 1759–1764; бывшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких, 1759–1773; церковь Сретения Господня на Набережной, возведённая в 1731–1735 годах; церкви Покрова Богородицы на Козлёне и Иоанна Предтечи в Рощенье, поставленные в 1710 году, несут в себе черты московского барокко; церковь Покрова на Торгу, построенная в 1778–1780 годах, — это уже позднее барокко. Из гражданских же зданий в Вологде можно назвать дом Кусковой, сооружённый в 1777 году.

В нём в 1889 году купец Тимофей Колесников открыл ночлежку и бесплатную столовую, через сто лет в нём открылась муниципальная гостиница ночного пребывания для лиц без определённого места жительства. Возникший в 1770-е годы дом Варакина первоначально выстроили в раннебарочном стиле, но с приходом моды на классицизм он был перестроен.

Вообще стоит отметить, что барокко — общеевропейский стиль, характерный прежде всего для европейских городов. Этим он отличается от классицизма, в котором можно выстроить практически всё что угодно. Первым вологодским классицистическим зданием является построенная в 1780-х годах Скулябинская богадельня, «интересный образец провинциального зодчества». Первоначально, впрочем, это был особняк купца Скулябина, в котором в 1843 году устроили богадельню.

Довершает же традиционный ансамбль исторического центра города колокольня Софийского собора, которая в отличие от прочих зданий построена значительно позже — в XIX веке. Первая каменная колокольня на этом месте сооружена в 1654–1659 годах в традиционном русском шатровом стиле. Она имела 14 колоколов и даже часы. В 1869–1870 годах вместо неё строится новая — та самая, которую мы видим сейчас, превосходя по высоте предыдущую на 32 м (78,5 м). Автор проекта — архитектор Владимир Шильдкнехт.

Колокольня сделана в стиле русской готики (этот стиль представляет собой смешение европейской готики и московского барокко). По мнению краеведа Лукомского, «общий силуэт ея надо признать безусловно удачным и хорошо выражающим предназначение — служить соборною колокольнею». Несмотря на такое различие стилей, колокольня и соборы вместе с другими зданиями Архиерейского подворья являют собой прекрасный архитектурный ансамбль — визитную карточку города. Вид Соборной горки — это, пожалуй, первая картинка, возникающая у нас в голове при упоминании имени Вологды.

Сергей ЗЕЛЕНИН

Сергей Зеленин