Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«опавший клён» был родом из москвы

16 Декабря 2015

Кто не знает замечательные строки Сергея Есенина: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?» А где же стоял тот самый клён, воспетый поэтом?

Эдуард Хлысталов у могилы Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище в Москве

Старший следователь ГУВД Москвы, полковник милиции Эдуард Хлысталов задался целью ответить на этот вопрос. В результате получилось любопытное расследование: сыщик не только нашёл тот самый опавший клён, но и выдвинул свою версию трагической гибели поэта.

Выпускник Всесоюзного юридического заочного института, Эдуард Александрович Хлысталов профессиональную карьеру начинал в 1963 году следователем в Октябрьском районе Москвы. А затем много лет проработал на Петровке, 38, распутал не один десяток сложнейших уголовных дел. Одно из них — о махинациях на коньячных заводах — позднее было включено в учебное пособие для начинающих следователей.

Уволившись из органов внутренних дел летом 1988 года, Эдуард Хлысталов вплотную принялся изучать обстоятельства гибели Есенина. Пятнадцать лет, вплоть до своей кончины в августе 2003 года, Хлысталов занимался этой темой. В результате сыщику удалось «нарыть» массу любопытных фактов, проливающих свет в том числе и на историю создания всем известного стихотворения про опавший клён.

Посмертное фото поэта, сделанное в номере гостиницы «Англетер». На лбу отчётливо видны следы удара тяжёлым предметом

Итак, отправной точкой для расследования Хлысталову послужила поставленная Есениным дата — 28 ноября 1925 года. Именно в тот день, если верить самому Сергею Александровичу, и были написаны знаменитые строки про опавший клён. Подробно изучив биографию поэта, Хлысталов выяснил, что в это самое время Есенин лежал… в психиатрической клинике Московского университета.

В 1920-е годы эта клиника находилась в районе Девичьего Поля в двухэтажном здании конца ХIХ века. Кстати, здание неплохо сохранилось, в нём и теперь находится психиатрическая клиника имени С.С. Корсакова, входящая в структуру 1-го Московского медицинского университета. Более того, старожилы вспоминают, что под окнами клиники действительно росли деревья, в том числе и кленовые.

В психушку Есенин угодил, спасаясь от преследования властей. Поводом для возбуждения уголовного дела стал инцидент, произошедший осенью 1925 года в поезде Баку — Москва. Попутчиками Есенина были дипломатический курьер Адольф Рога и начальник отдела благоустройства Москвы Юрий Левит. В пути они разговорились.

Постепенно беседа перешла в словесную перепалку, дело едва не дошло до драки. Видимо, отдельные высказывания поэта показались вышеуказанным товарищам оскорбительными, и они по приезде в Москву, используя личные связи в руководстве Народного комиссариата иностранных дел, добились от прокуратуры возбуждения против Есенина уголовного дела.

Кто только не пытался помочь поэту! Но даже вмешательство наркома просвещения Анатолия Луначарского не спасло: прокуратура упорно «шила» против Есенина уголовное дело. Не видя иного выхода, Сергей Александрович 26 ноября 1925 года согласился на госпитализацию в платное психиатрическое заведение, куда и прибыл в тот же день в сопровождении доктора Петра Зиновьева.

Однако и там Есенин не укрылся от всевидящего прокурорского ока. Разыскав подследственного, 28 ноября сотрудники ОГПУ явились в клинику и потребовали от её руководителя профессора Петра Ганнушкина выдать им пациента. Однако профессор не подчинился и вместо поэта выдал суровым визитёрам лишь официальную справку:

«Больной Есенин С.А. находится на излечении в Психиатрической клинике с 26 ноября с/г по настоящее время, по состоянию своего здоровья не может быть допрошен в суде».

Отыскав в архивах эту справку, Хлысталов получил убедительное подтверждение своей гипотезе. Осталось выяснить, а была ли в конце ноября 1925 года метель, которая заставила опавший клён гнуться и леденеть. С этой целью Хлысталов направил в Гидрометцентр запрос с просьбой сообщить о погоде, зафиксированной в столице в период с 26 по 28 ноября 1925 года. Из Гидрометцентра страны ответили:

«28 ноября снега выпало 9,4 миллиметра, ветер юго-западный 8 метров в секунду, температура один градус мороза, дула низовая метель».

После такого ответа все сомнения окончательно отпали: прототипом того самого «опавшего и заледенелого клёна» послужило кленовое дерево, которое Есенин видел из окна психиатрической больницы…

В клинике на Девичьем Поле Есенин находился до 21 декабря 1925 года. После чего уехал в Ленинград и 24 декабря поселился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где и случилась трагедия.

В маленькой мертвецкой, у окна,

Золотая голова на плахе:

Полоса на шее не видна –

Только кровь чернеет на рубахе…

Так откликнулся на гибель Есенина поэт Василий Князев. Напомним, что труп Сергея Есенина обнаружили 28 декабря 1925 года в пятом номере гостиницы. А на следующий день все газеты, как по команде, разнесли по стране категорический вердикт, что Есенин покончил жизнь самоубийством, повесившись на трубе парового отопления. Откуда же тогда это  утверждение — «полоса на шее не видна»?!

Одним из тех, кто задался целью восстановить подлинную картину случившегося в «Англетере», стал всё тот же московский сыщик Эдуард Хлысталов.

Ещё в середине 1970-х годов, когда Эдуард Александрович трудился старшим следователем на Петровке, 38, ему пришло письмо в обыкновенном конверте, с простой трёхкопеечной маркой. Таких писем ежедневно приходило множество, но это запомнилось Хлысталову на всю жизнь, хотя отправителя вычислить так и не удалось. В письме лежали две фотографии без какого-либо письменного комментария. На первом снимке был запечатлён поэт, которого только что вынули из петли.

На лбу Есенина имелась глубокая вмятина, по краям которой виднелась опухоль.

На второй фотокарточке были засняты стоявшие рядом с гробом поэта мать погибшего, сёстры, жена Софья Толстая, бывшая супруга Зинаида Райх со своим мужем Всеволодом Мейерхольдом. Под увеличительным стеклом и тут на лице усопшего были заметны загадочные травмы.

Психиатрическая клиника имени С.С. Корсакова. Под окнами здания и стоял тот самый клён

Проанализировав характер травм, Хлысталов пришёл к выводу, что Сергея Есенина убили, а затем инсценировали его самоубийство. Мотивы могут быть самыми разными. Не всем пришлась по душе популярность поэта. Известно, что он подвергался всевозможным нападкам и преследованиям. Более того, против Есенина был возбуждён целый ряд уголовных дел. В том числе и по поводу словесной перепалки в поезде Баку — Москва.

Возможно, поэту отомстили его многочисленные недоброжелатели, например, те, с кем он разругался в том самом пресловутом поезде. А может, к смерти поэта приложили руку сотрудники ОГПУ, которых Есенин одурачил, прикинувшись психически больным.

После смерти поэта все уголовные дела в отношении него были прекращены. Официальной версией гибели Есенина и по сей день считается самоубийство.

Что касается того самого клёна, до наших дней он не дожил: в начале 1990-х дерево спилили в связи с реконструкцией больничной территории.

Александр ДМИТРИЕВ, Сергей ХОЛОДОВ

Александр Дмитриев, Сергей Холодов