Слава русского оружия. лучшие из лучших
16 Сентября 2016
Танк Т-14 «Армата»
История знает не столь много случаев, когда тот или иной образец становился родоначальником новой эпохи в танкостроении. К таковым можно отнести и Т-14 «Армата». Новизна его конструкции, особенно впервые установленная на серийном танке необитаемая башня, произвела во всём мире настоящую сенсацию.
Прежде всего необитаемость башни позволила снизить требования к забронированному объёму. Экипаж же поместили в специальную бронекапсулу, отделённую от боекомплекта и горючего и выдерживающую попадания любого современного противотанкового средства. Свои изолированные «бронекапсулы» имеют также боекомплект и двигатель. Это позволяет танку оставаться боеспособным даже в случаях множественного пробития брони. Если не будет повреждён боекомплект, то управляемая экипажем из бронекапсулы необитаемая роботизированная башня продолжит вести огонь, в то время как любой другой танк в этой ситуации потеряет боеспособность из-за ранения или гибели экипажа.
Другой изюминкой конструкции стал разработанный коломенским КБМ комплекс активной защиты «Афганит». На корпусе машины на высокоскоростной поворотной установке разместили заряд, создающий направленный взрыв. С помощью специального радара отслеживаются все летящие по направлению к танку объекты. Определив скорость, направление и размер объекта, система разворачивает устройство и подрывает заряд в направлении угрозы. Таким образом, комплекс активной защиты способен обеспечить уничтожение на подлёте не только противотанковых ракет, но и изменить траекторию полёта бронебойных подкалиберных снарядов, а также повредить боеприпас кумулятивных.
В качестве основного вооружения танк получил созданную в 2000-х годах 125-мм гладкоствольную пушку 2А82. Она способна стрелять как существующими боеприпасами 125-мм орудия 2А46М, так и новыми перспективными боеприпасами.
Танк оснащён современным радаром на активной фазированной антенной решётке, что позволяет использовать его в том числе как РЛС артиллерийской разведки в условиях ослепления аэрозольными мультиспектральными завесами. Существует возможность одновременного отслеживания до 40 динамических или 25 аэродинамических целей, контролируя территорию в радиусе до 100 км, автоматически уничтожая внутри означенной сферы цели размером до 0,3 м. Это немаловажно при использовании системы против зависающих воздушных целей, а также беспилотных летательных аппаратов.
Боевая информационная система представляет комплекс для расчёта и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированием. Ключевым отличием от систем прежних поколений стал резкий рост информированности о боевой обстановке как экипажа, так и командиров подразделений. Это произошло благодаря интеграции аппаратуры танка в комплекс единой системы управления тактического звена.
Следует отметить, что Т-14 предназначен не столько для одиночного боя, сколько для работы с другими боевыми машинами в одном тактическом звене. Единая система управления тактического звена, разработанная концерном «Созвездие», позволяет получать сведения об обстановке в режиме реального времени и автоматически рассчитывать баллистические данные и сценарии поражения целей для всей группы боевых машин сразу.
Тяжёлая огнемётная система залпового огня ТОС-1А «Солнцепёк»
Разработанная в 2001 году ТОС-1А «Солнцепёк» является развитием ТОС-1 «Буратино» и предназначена для уничтожения живой силы (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также легкобронированной техники и транспортных средств противника неуправляемыми реактивными снарядами в термобарическом и дымозажигательном исполнении на дистанциях от 3,6 до 6 км.
Значительная масса пакета направляющих и сравнительно небольшие дистанции стрельбы потребовали шасси, обладающего одновременно хорошей грузоподъёмностью и защищённостью, поэтому установку смонтировали на базе танка Т-72А. Экипаж — 3 человека (командир, механик-водитель, наводчик).
Принцип действия термобарического снаряда заключается в создании облака взрывоопасной смеси с её последующим подрывом. При этом в реакцию вступает весь находящийся в облаке кислород. В ходе мгновенной детонации давление вначале резко поднимается, а затем падает до величины примерно на 160 мм рт. ст. ниже атмосферного. Даже если в силу каких-либо обстоятельств противник останется живым после взрыва, это гарантирует его гибель вследствие баротравмы.
Огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов с интервалом в 0,5 сек. между сходами снарядов с направляющих. Длительность полного залпа при парных пусках — 6 сек., при одиночных — 12 секунд. Площадь поражения одним залпом достигает 40 000 м2. Система управления огнём состоит из оптического прицела, лазерного дальномера, датчика крена-дифферента и специализированного электронного цифрового вычислительного комплекса.
При массе в 44,3 т ТОС-1А «Солнцепёк» может развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Запас хода — 550 км.
В настоящее время ТОС-1А «Солнцепёк» состоит на вооружении 1-й и 28-й бригад РХБЗ, а также 70-го отдельного огнемётного батальона. Имеются данные, что некоторое количество машин поставлено в Сирию, где они принимают участие в боевых действиях против террористов.
Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф»
Зенитный ракетный комплекс большой и средней дальности С-400 «Триумф» (40Р6) не имеет аналогов в мире и предназначен для уничтожения всех существующих и перспективных средств воздушно-космического нападения. Основным разработчиком является НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина (генеральный конструктор — Александр Леманский). Основная функция — защита важнейших политико-административных, экономических и военных объектов от ударов авиации, крылатых и баллистических ракет. Может применяться в любое время суток и в любых климатических условиях при интенсивном радиоэлектронном противодействии.
С-400 «Триумф» способен поражать аэродинамические цели на дальности до 400 км, тактические баллистические цели со скоростью до 4,8 км/с — до 60 км. Минимальная высота — 5 м (для американского ЗРК «Пэтриот» этот показатель составляет 60 м). Благодаря вертикальному старту ракет возможно поражение летящих с любого направления целей без разворота, в то время как в «Пэтриот» использован наклонный пуск, что требует заранее развернуть комплекс в направлении возможной атаки. Из походного положения в боевое С-400 переводится за 5 мин. (ЗРК «Пэтриот» — за 30 мин.). Одна ракета 9М96М обеспечивает вероятность перехвата тактического самолёта — 0,9, беспилотного летательного аппарата — 0,8. Она способна маневрировать на высоте 35 км с перегрузкой до 20g, что существенно повышает шансы перехвата баллистических ракет малой и средней дальности.
Всего по состоянию на 2015 год новым комплексом вооружили десять полков. Планируется, что в дальнейшем Вооружённые силы России будут ежегодно получать по два-три полковых комплекта С-400 «Триумф».
26 ноября 2015 года, после того как Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, с целью обеспечения противовоздушной обороны С-400 развернули на базе «Хмеймим».
РС-24 «Ярс»
Российская твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета мобильного и шахтного базирования РС-24 «Ярс» разработана в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова. Вместе с «Тополь-М» ей предстоит в недалёком будущем составить костяк ударной группировки Ракетных войск стратегического назначения.
Ракета РС-24 «Ярс», по сути, — это глубокая модернизация РТ-2ПМ2 «Тополь-М». В 2009 году истёк срок действия договора СВН-1, что дало России право разработать новую ракету, несущую несколько боеголовок. 29 мая 2007 года произвели первый испытательный пуск с полигона «Плесецк» в Архангельской области по полигону Кура на Камчатке. Второй пуск состоялся 25 декабря того же года, третий — 26 ноября 2008 года. Полный цикл испытаний завершили в 2009–2010 годах.
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс» предназначена для поражения важных военно-промышленных центров противника. Она выполнена по трёхступенчатой схеме и использует твёрдое топливо с высокими энергетическими характеристиками. Опубликована информация, что ракета способна доставить в район поражения от трёх до шести боеголовок мощностью до 300 килотонн каждая. Высокая точность поражения целей обеспечивается навигационной системой.
Совершенствование систем противоракетной обороны заставило уделить большое внимание повышению живучести ракеты. Максимально сократили время полёта, преимущественно его активного участка, на котором ракета наиболее уязвима. Уже на начальной стадии своей траектории «Ярс» совершает различные манёвры, а на подлёте выбрасывает множество неотличимых от настоящих ложных целей.
Параметры и технические характеристики новой ракеты жёстко привязаны к характеристикам «Тополь-М». Различия между пусковыми комплексами отсутствуют, что существенно удешевляет производство.
В 2015 году начались работы по созданию железнодорожного комплекса «Баргузин», который также будет оснащён ракетами РС-24 «Ярс». Его принятие на вооружение запланировано на 2020 год.
Многоцелевой истребитель ПАК ФА (Т-50)
Аббревиатура ПАК ФА расшифровывается как «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», а Т-50 — его заводское наименование.
В апреле 2001 года в своих новых требованиях руководство ВВС РФ вследствие отказа от тяжёлого истребителя фактически объединило в одну тему многофункциональный истребитель и лёгкий фронтовой самолёт. В объявленном тендере победителем вышел Т-50 ОКБ имени П.О. Сухого (главный конструктор — Анатолий Давиденко) как полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям и имеющий минимальные потенциальные риски в организации доводки и серийного производства. В декабре 2004 года Министерство обороны утвердило завершённый к тому времени эскизный проект Т-50 под наименованием «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). В том же году макет самолёта продемонстрировали Владимиру Путину.
24 декабря 2009 года пробежку по аэродрому совершил экземпляр первой серии Т-50-1. В следующем году провели испытания прототипа двигателя (включая скоростную рулёжку). 29 января 2010 года под управлением заслуженного лётчика-испытателя Сергея Богдана в воздух поднялся первый лётный экземпляр ПАК ФА. 14 марта 2011 года Т-59 впервые преодолел звуковой барьер и приступил к программе испытаний на сверхзвуковых скоростях, а 24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца с бортовой РЛС Н036 с радаром с активной фазированной антенной решёткой. 18 сентября 2015 года на полигоне в Ахтубинске (Астраханская область) приступили ко второму этапу государственных испытаний.
Почти вся информация о ПАК ФА является секретной. По своей массе он относится к классу тяжёлых истребителей и полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения.
Интегральный планер Т-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапецевидным крылом. Конструкция спроектирована в расчёте на максимальное снижение эффективной площади рассеяния (около 0,5 м2 в лобовой проекции), а также инфракрасной и оптической заметности.
В настоящее время на ПАК ФА устанавливают разработанные НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1. При проектировании двигателей большое внимание уделялось мерам по снижению тепловой и акустической заметности.
Общий вес вооружения способен достигать 10 т. Во внутренних отсеках могут размещаться управляемые ракеты «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности. На внешней подвеске могут размещаться ракеты и бомбы калибром до 1500 кг.
Интегрированная многофункциональная радиолокационная система состоит из пяти встроенных антенн, причём плоскость фазированной антенной решётки расположена с наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, но благоприятно сказывается на эффективной площади рассеяния. Архитектура радара построена исключительно на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия. Единая информационная система боевого применения и управления располагает подсистемой обмена данными о целях с другими самолётами, а также обеспечивает взаимодействие с командными пунктами, группами самолётов и разведывательными системами.
Согласно заявлению главкома ВКС Виктора Бондарева, возможности новой машины в ближайшее время будут проверены во всех видах учений.
Андрей Чаплыгин